«Хотите на нашем рынке торговать – стройте завод»

Проблема развития рынка молочной переработки в Новосибирской области стала подниматься все чаще региональными властями с августа прошлого года, когда было введено продовольственное эмбарго. При этом вопрос о полноценном выходе местных производителей молочной продукции в крупные торговые сети остается открытым. По мнению экспертов, ситуация в России не многим отличается от мировой — на фоне усиления позиций крупными корпорациями небольшим переработчикам становится все сложнее выдерживать конкуренцию. «КС» постарался выяснить, какова расстановка сил на рынке производства молочной продукции в Новосибирской области и какую помощь могут оказать власти местным компаниям.

Согласно данным Росстата, за первые четыре месяца этого года показатели производства предприятиями Новосибирской области цельного молока упали, а некоторых видов продукции, наоборот, выросли. Так, с января по апрель в регионе было произведено 44,187 тыс. тонн цельного молока, что составило 8,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, объем произведенных сливочных и масляных паст увеличился на 8,6% (до 107,1 тонн), сыров и сырных продуктов было выработано 949,7 тонн (на 20,1% больше, чем в первом квартале 2014 года).

Для сравнения. В целом по России показатели за первый квартал 2015 года выглядят следующим образом: жидкое обработанное молоко — 1,8 млн тонн (на 0,5% меньше, чем за январь — апрель 2014 года), молоко и сливки в твердых формах — 31,4 тыс. тонн (на 17% меньше), зато объем сыров и сырных продуктов вырос почти на треть (29,5%) — до 180 тыс. тонн.

В свою очередь, объемы производства сыра в России за первые четыре месяца этого года увеличились на 29,5%. При этом, по данным Росстата, объем сырого молока, произведенного за первый квартал хозяйствами всех категорий, составил 6,2 млн тонн, что всего на 0,9% больше, чем за январь — март прошлого года. 

«Секретный» ингредиент

Диспропорция между объемами производимого в России молока и сырных продуктов свидетельствует о том, что в молочной переработке активнее стали использоваться ингредиенты «немолочного» происхождения. В частности, за первые два месяца этого года объем импорта пальмового масла в Россию вырос более чем на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, в первом квартале эта цифра снизилась до 24%, а за январь — апрель составила уже 12,3%. Снижение объемов импорта пальмового масла отчасти является сезонным, так как лето — так называемый период «большого молока», когда показатели надоев самые высокие в году.

Как отметил на одном из заседаний комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания Новосибирской области генеральный директор «Сибирской хлебной корпорации» и депутат ЗС Дмитрий Терешков, вопрос контроля качества молочной продукции непременно должен решаться: хоть само по себе пальмовое масло не наносит вреда здоровью, его тяжелые фракции (которые также указываются в списке импортируемых продуктов — «КС») негативно влияют на сердечно-сосудистую систему.

Новый министр сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин, еще находясь на посту заместителя губернатора, отвечающего за развитие сельских территорий, резко критиковал обилие на полках магазинов региона молочной продукции, произведенной крупными корпорациями (объект критики «угадать» несложно — «Данон-Юнимилк», который перенес в прошлом году завод из Новосибирской в Кемеровскую область, и «Вимм-Билль-Данн», принадлежащий корпорации PepsiCo).

По словам Пронькина, правительство области этой весной начало проводить мониторинг, чтобы выяснить, какая доля произведенного в регионе молока вывозится за его пределы, а потом ввозится обратно в виде готовой молочной продукции.

«Как правило, натуральную продукцию делают предприятия, которые имеют переработку. Но поэтому им и сложно занять свое место на рынке, натуральная продукция стоит дороже. Я называю ненатуральные молочные продукты «контрафактом». Настоящие производители имеют проблемы. А контрафакт заполнил рынок», — так отозвался о деятельности пищевых корпораций Василий Пронькин.

«Деньги общие, страна-то одна»

В начале июля, уже будучи министром сельского хозяйства региона, Василий Пронькин объявил результаты проведенного мониторинга: за последние полгода ежесуточно в Новосибирской области реализуется 1362 тонны молока, или 495 граммов на жителя. При этом доля переработанного на территории сырья составляет порядка 50%, остальное вывозится в Алтайский край и Кемеровскую область (на завод «Данон-Юнимилк»).

Как уже писал «КС», в отличие от своего предшественника Георгия Иващенко, Василий Пронькин в вопросах развития АПК региона ориентируется на необходимость увеличения перерабатывающих мощностей, а не производственной базы.

«Сначала используют Новосибирскую область как сырьевой придаток, а потом, извините, как денежный мешок, выставляя переработанную у себя продукцию на наших прилавках», — подтвердил свою позицию Василий Пронькин.

Однако Василий Пронькин считает, что перед властями не стоит задача переломить ситуацию: «Говорить, что сегодня можно повернуть эту ситуацию вспять, нельзя. Мы должны четко представлять себе развитие перерабатывающей промышленности в регионе. Если предприятие создается, ему приходится конкурировать с теми компаниями, которые уже вышли на проектную мощность. Строя свое, пытаясь убить соседнее, невозможно, да и смысла нет. Это деньги общие, страна-то одна. Перед нами стоит сложная задача: сделать так, чтобы больше молока и зерна перерабатывалось на территории Новосибирской области. Мы ведем много переговоров на эту тему, чтобы постараться развить переработку у нас».

Меры государственной поддержки, по словам Василия Пронькина, в этом году не сократились, так как политика импортозамещения является одним из приоритетных направлений. За первый квартал этого года местным производителям выделяется по два рубля на каждый литр реализованного молока. За пять месяцев рентабельность молочной отрасли составила 38%.

«Рынок покупателя»

Одна из главных проблем производителей молока — низкие закупочные цены на продукцию. В начале лета закупочные цены на молоко опустились до 16–17 рублей за литр. В частности, такое падение продиктовано сезоном, но, с другой стороны, некоторые участники рынка отмечают, что цены снижаются год за годом. К примеру, генеральный директор «Учхоза Тулинское» Константин Першилин говорит о том, что в прошлом году средняя цена на молоко летом составляла 19 рублей за литр.

Компания «МолСиб» помимо продаж шведского оборудования DeLaval для молочной отрасли занимается поставкой произведенного в Новосибирской области молока на крупные перерабатывающие предприятия, в том числе PepsiCo и «Данон-Юнимилк». Директор ООО «МолСиб» Игорь Елисеенко говорит о том, что лето, период «большого молока» — это «рынок покупателя», время, когда переработчики диктуют цену. На данный момент на производствах молочных продуктов наблюдается профицит сырья, когда «каждая тонна критична». В связи с большими объемами производимого молока падают закупочные цены на этот продукт. Но это вопрос цикличности сельского хозяйства — ближе к августу объемы молока начнут снижаться, а цены — расти.

Мировая ситуация, отмечает Игорь Елисеенко, не лучше, чем в России: «В Европе в связи с отменой квот на производство молока с 1 апреля цена опустилась до 25–30 евроцентов за литр. Шведские фермеры, к примеру, называют это катастрофой. Мелкие производители неизбежно будут разоряться, дешевле выйдет сдать коров на мясокомбинат».

В связи с тем, что в прошлом году «Данон» перенес завод в Кемеровскую область, в Новосибирской области высвободился объем сырья. Игорь Елисеенко отмечает, что дополнительное направление сбыта местного молока появилось за счет того, что Рубцовский молочный завод, принадлежащий PepsiCo, увеличил мощность переработки молока до 700 тонн в сутки.

Крупные предприятия также стремятся сократить издержки, в том числе с помощью изменения ассортимента выпускаемой продукции. Как пример такой оптимизации, Игорь Елисеенко приводит прекращение заводом «Данон» выпуска традиционных молочных продуктов «Летний день» (молоко, сметана, творог) и переключение в йогуртно-десертную группу, которая является высокомаржинальной продукцией.

Марку — на полку

Вывод марки молочной продукции на рынок, по мнению участников рынка, дело непростое. Подробности процесса не озвучиваются, но характеризуется он как «тяжелый».

По данным одного из участников рынка, пожелавшего остаться анонимным, вывод марки молочной продукции «Зеленый луг», которую производит «Тогучинское молоко», занял три года, из которых два года продукцию не получалось вывести на необходимые показатели. При этом в проекте принимал участие топ-менеджер «Вимм-Билль-Данна». Получить комментарии самой компании на момент подготовки материала не удалось.

Молоко под маркой «Доронинский продукт» появилось в продаже в отдельных магазинах Новосибирска с начала этого года. ОАО «Доронинское», располагающееся в Тогучинском районе, занимается переработкой зерна и молока. В марте этого года в селе Лебедево официально открылся в рамках проекта развития переработки сельхозпродукции завод «Доронинского» по переработке молока. Председатель совета директоров ОАО «Доронинское» Вадим Паньшин говорит о том, что препятствий на пути марки оказалось очень много. При этом он подчеркивает, что компания производит только натуральные продукты, и доказательством тому является следующее: оборудование предприятия в принципе не рассчитано на использование растительных жиров. В одном из интервью осенью 2014 года Вадим Паньшин рассказал, что субсидий по программе «Развитие молочного животноводства Новосибирской области» инвестпроект так и не получил. Напомним, что с подобным отказом в предоставлении господдержки столкнулось и КФХ «Русское поле».

В ассортименте

Среди крупных продуктовых ритейлеров Новосибирска данные о составе ассортимента молочной продукции предоставила в отчете на запрос «КС» только компания «Новые торговые системы», развивающая в регионе магазины под брендами «Бахетле», «Добрянка», «Универсам удачных покупок». Как отметила начальник департамента маркетинга сети «Новые торговые системы» Елена Перегонцева, большую долю ассортимента занимают сыры, произведенные в европейской части России. Доля молочной продукции, изготовленной крупными переработчиками в Новосибирской и Кемеровской областях, занимает в магазинах в Новосибирске 25,1%, доля местной продукции — 23,6%, доля продуктов из других регионов Сибири (кроме НСО и Кузбасса) — 12,7%.

Молочная продукция племзавода «Ирмень» представлена как в крупных торговых сетях города, так и в специализированных ларьках. Другие марки молочной продукции, которые производятся в Новосибирской области — Zorka (ОАО «Консервщик», Купинский район), «Зеленый луг» (ООО «Тогучинское молоко»), «Гроспирон» (фабрика мороженого, Искитим), «Лебедевская агрофирма» (Тогучинский район).

Данные о финансовой деятельности большинства предприятий, занимающихся переработкой молока в Новосибирской области, чаще всего закрыты. Но, к примеру, согласно годовому бухгалтерскому отчету о деятельности ОАО «Консервщик», чистая прибыль компании за 2013 год составила 2,8 млн рублей, за 2014 год — 3,32 млн рублей. Прибыль ООО Фабрика мороженого «Гроспирон» за три года (с 2011 по 2013 годы) составила 5,5 млн рублей, причем в 2012 году она увеличилась более чем в два раза — с 924 тыс. рублей до 2,3 млн рублей.

Куда «бежать» молоку?

Получить статистические данные по долям рынка, занимаемым ключевыми игроками, от независимых аналитических агентств или участников смежных отраслей не удалось. Вместе с тем среди наиболее крупных местных производителей участники рынка единогласно называют ЗАО Племзавод «Ирмень». По словам Игоря Елисеенко, предприятие в этом году в очередной раз расширило производство — приобрело у «МолСиба» доильный зал за 500 тыс. евро, чтобы удовлетворить спрос на молоко. Но, тем не менее, первенство все равно остается за заводом «Вимм-Билль-Данн» и «Даноном-Юнимилк», и соперничать с ними местным переработчикам становится все труднее.

Позицию правительства Новосибирской области в вопросе развития переработки можно определить как «развивать надо». Однако какие-либо меры регулирования, кроме достижения договоренностей, власти осуществлять не могут — рынок.

Другой вариант развития событий — привлечение в регион в нынешних экономических условиях еще одного крупного переработчика. По словам Игоря Елисеенко, точка безубыточности производства — около 20 тонн произведенной в сутки продукции. Достичь таких показателей сложно, особенно при жесткой конкуренции и трудностях выхода в торговые сети. При этом мировая тенденция, отмечает Елисеенко, показывает, что каждый год в среднем банкротится 5% фермеров, а объемы молока и молочной продукции, напротив, увеличиваются на 2–5% за счет расширения производственных возможностей корпораций.

«Пусть в регионе появится каким-либо образом еще один крупный переработчик, да пусть даже и «Данон». Хотите на нашем рынке торговать — стройте завод. Это одна из задач правительства. Будет еще одно производство такого масштаба — будет и здоровая конкуренция, и исчезнет проблема профицита.», — высказывает предположение Игорь Елисеенко.

По мнению аналитика ИХ «ФИНАМ» Тимура Нигматуллина, небольшие переработчики молока не смогут в ближайшей перспективе конкурировать с корпорациями: «Из-за небольшого размера бизнеса мелкие перерабатывающие компании не способны получать выгоду за счет экономии от масштаба деятельности. Также они несут повышенные риски из-за невозможности вертикальной интеграции. Вероятно, в среднесрочной перспективе они, так или иначе, будут вынуждены уйти с широкого рынка и занять узкие ниши — органические продукты, товары высокого ценового сегмента и т. д.».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ