Главный смотр российского кино

Фестиваль «Кинотавр», состоявшийся с 7 по 14 июня, назвал победителей: лучшим фильмом стала работа Анны Меликян «Про любовь», лучшим режиссером признан Алексей Федорченко с «Ангелами революции». Программный директор кинотеатра «Победа» МАРИЯ ГОТЛИБ побывала в Сочи и рассказала «КС» о лучших отечественных фильмах года.

— Мария, в чем смысл поездки представителя кинотеатра на «Кинотавр»?

— «Кинотавр» — это главный смотр российского кино, буквально за неделю здесь можно увидеть все отечественные фильмы, которые будут выходить на экраны в ближайший год. Для нас это в первую очередь возможность понять, что интересного мы сможем представить зрителям. Мы также знакомимся и общаемся с продюсерами и режиссерами, что позволяет лучше понять их работы, а потом более грамотно представить их публике. В этом году в конкурсной программе было 14 полнометражных фильмов, я посмотрела их все.

— Какие фильмы вы бы в первую очередь рекомендовали к просмотру?

— Конечно, фильм-победитель, получивший Гран-при. Это вообще интересно — сравнивать реакцию зрителей с предпочтениями жюри. В этом году, по-моему, все совпало. Новая комедия Анны Меликян понравилась своей легкостью, актуальностью, иронией и юмором по отношению к сегодняшнему дню и всем нам. Режиссер обратила на себя внимание фильмом «Русалка» в 2007 году, в прошлом году приз «Кинотавра» за лучшую режиссуру получила ее «Звезда», и вот уже новый фильм. Мне кажется, в этой скорости — залог актуальности. Плюс актерский состав: совершенно потрясающий Машков играет большого начальника, который соблазняет секретаршу в исполнении Юли Снигирь. Героиня Ренаты Литвиновой читает лекции на тему «Что такое любовь», а потом мы узнаем и ее историю любви: в паре с Михаилом Ефремовым они сыграли так, что зал плакал, ревел и аплодировал. Еще одна пара — Цыганов и восходящая звездочка Александра Бортич, известная по фильмам «Как меня зовут» и «Духлесс-2». После сеанса люди выходили из зала со словами: «Хочется влюбиться». Это, на мой взгляд, лучший бонус для автора. Пока у фильма нет прокатчика, но мне кажется, что этот вопрос решится быстро — «Про любовь» имеет все шансы стать хитом и быть растащенным на цитаты.

— Второй по значимости приз за лучшую режиссуру достался Алексею Федорченко…

— «Ангелы революции» — сложнейший фильм, который остается с тобой надолго, возвращается отдельными кадрами и целыми сценами. Федорченко говорил, что это была попытка сделать свободное от штампов кино о 30-х годах, мне кажется, вполне удачная. Сюжет на 95% основан на исторических фактах и рассказывает о коллективизации народов приобской тундры. Готовясь к съемкам, Федорченко изучил огромное количество материалов, в том числе биографий деятелей советского авангарда, и наделил своих героев-агитаторов под предводительством комиссара (Дарья Екамасова) чертами реальных исторических лиц. Ханты и ненцы не были готовы к новому укладу и организовали сопротивление, в том числе принесли некоторых агитаторов в жертву. Сам Федорченко назвал фильм сказкой, но очень страшной сказкой. Будем надеяться, что прокатчики сработают по-умному и помогут зрителям понять этот сложный, удивительно красивый фильм, а мы планируем пригласить режиссера в Новосибирск.

— Обычно фильмы Федорченко отличаются богатым визуальным рядом.

— «Ангелы революции» не исключение, каждый кадр можно рассматривать как отдельное произведение искусства, картинка буквально гипнотизирует. Искушенные зрители называют фильм произведением contemporary art. Например, пламенная речь одного из героев по поводу строительства первого советского крематория с демонстрацией гробов в форме красной звезды. И, конечно, сильнейший финал — документальная съемка пожилой

женщины, которая когда-то стала первым ненецким ребенком, родившимся в роддоме. Когда после всех ужасов ты понимаешь, что это реальный человек, трудно удержаться от слез.

— На что еще рекомендуете обратить внимание?

— Безусловно, на комедию Василия Сигарева «Страна Оз», отмеченную специальным призом кинокритиков и призом за сценарий. Рекомендую фильм в первую очередь поклонникам Василия Сигарева, режиссер предупреждает, что это черная новогодняя комедия, своего рода «Анти-Елки». Фильм очень актуальный, очень злой и очень смешной. В нем играют замечательные актеры: Яна Троянова, Гоша Куценко, Инна Чурикова. Впрочем, Василия Сигарева и Яну Троянову (одна из моих любимых кинематографических пар) у нас знают и ценят, даже когда они привозили тяжелейший фильм «Жить», зал был полон.

— Вы рассказали о сложных, проблемных картинах. А будут ли еще фильмы, после которых хочется влюбиться?

— Мне очень понравился фильм «14+» режиссера Андрея Зайцева, который получил особый приз жюри «За талантливый и искренний взгляд на поколение «Вконтакте», познающее вечные ценности любви». Это был первый фильм в конкурсной программе. Посмотрев его, я дажеподумала, что в этом году нас ждет достойная фестивальная программа. Андрей Зайцев — документалист, снимает интересные фильмы для канала «Культура». Четыре года назад он снял фильм «Бездельники», по ранним песням Цоя, но в прокат этот фильм так и не вышел. И вот теперь — «14+».

— Это фильм о нынешних подростках?

— Да, и автору удалось точно уловить состояние 14-летних, без пошлости или заигрывания с детьми. Дети живут в кадре, им полностью веришь. С другой стороны, родители этих детей изображены настолько достоверно, что им сопереживаешь, узнаешь в них друзей и знакомых. В общем, получилось искреннее, не пафосное, в хорошем смысле слова доброе кино о взрослении и первой любви. Коллизия такая: мальчик и девочка, две очень разные семьи и враждующие школы. Есть здесь и конфликты с родителями, и хулиганы, и полиция, и социальные сети. И удивительно удачные сцены — например, когда мальчик приглашает девочку к себе в гости и сначала угощает ликером, демонстрируя крутизну и взрослость, а потом начинает показывать ей своих роботов, и ты понимаешь, что в сущности, это еще такие дети! И хотя отдельные сцены выбиваются из общей канвы, но есть веселье, общее ощущение правды, легкости и радости. Можно смотреть вместе с детьми или с друзьями, вспоминая школьное детство.

— Критики также высоко оценили фильм «Тряпичный союз».

— Его я оставила на десерт, это пятый фильм из тех, о которых хотелось бы сказать, и которые мы рекомендуем нашим зрителям. Его автор, режиссер Михаил Местецкий, впервые засветился на «Кинотавре» в 2011 году с коротким метром «Незначительные подробности случайного эпизода», потом была еще одна короткометражка «Ноги — атавизм». После этого все стали ждать, когда же Местецкий снимет свое большое кино. Тем временем свой первый полный метр выпустила его жена Нигина Сайфуллаева, получился прекрасный фильм «Как меня зовут». Это потрясающая семья, невероятно обаятельные и увлеченные люди. И вот, наконец, «Тряпичный союз», который получил приз за исполнение мужских ролей целым актерским квартетом.

— Что означает необычное название фильма?

— Чтобы объяснить, придется немного рассказать о сюжете. Есть некая троица друзей, молодых, увлеченных паркуром, современным искусством и идеями переустройства мира. И есть интеллигентный мальчик из хорошей семьи (Василий Буткевич), который подрабатывает, нося на себе рекламу ритуальных услуг. Они случайно встречаются на кладбище и постепенно сближаются. Их тайный союз называется тряпичным, потому что молодые бунтари и сами прекрасно понимают, что сил у них маловато. В картине можно увидеть и драму взросления, и очередное размышление на тему взаимоотношений интеллигенции с народом, и четыре пути влияния на жизнь вокруг себя: интеллигентский, леворадикальный, подвижнический и артистический. К тому же картина сделана на пересечении жанров и стилей, с элементами анимации, в ней звучит музыка группы «Шкловский», которую тоже создал Местецкий. Поиск новых форм получился свежим и современным. Надеюсь, зрители оценят фильм по достоинству.

— Вы планируете пригласить Михаила Местецкого в Новосибирск?

— В идеале было бы здорово пригласить Местецкого с фильмом и группой «Шкловский», чтобы уж по полной программе. Хотя «по полной» — это если еще и Нигину Сайфуллаеву привезти…

— Как дела на «Кинотавре» с особой фестивальной атмосферой?

— В этом году программа фестивальных мероприятий была более скромной, чем обычно: кроме основного конкурса и конкурса короткого метра были несколько специальных показов и пара мастер-классов. Видимо, сказывается кризис — список спонсоров стал намного короче. Но по вечерам звезды по-прежнему собирались на приемах, поклонники выпрашивали автографы или селфи рядом с любимым актером.

— Кстати, кто сегодня важнее: режиссер или продюсер?

— Авторское кино — это в большей степени плод режиссерских усилий, продюсер в основном создает условия, добывает финансирование и так далее. Но вклад продюсеров в кинопроцесс не стоит недооценивать, и для знающих людей фамилия сильного продюсера в титрах говорит о многом. Некоторые режиссеры сами продюсируют свои картины. Не могу не восхищаться Анной Меликян, которая не только режиссер и продюсер, но и сценарист своих фильмов. Есть и чисто продюсерское кино, в котором режиссер — не больше, чем функция для достижения коммерческого успеха.

— Можно ли выделить в фестивальной программе общую тональность, тенденции?

— Пусть о тенденциях говорят киноведы, я лишь простой зритель, возможно, чуть больше насмотренный. Кино — это особая параллельная реальность и в то же время некий срез происходящего в обществе. Радует, что у нас есть столько талантливых людей, которые приходят в кино не ради быстрых денег, а для того, чтобы рассказать по-настоящему интересные истории, найти среди всех противоречий сегодняшнего дня нечто, что может примирять с действительностью: прощение, любовь, искусство.

— Сколько российских фильмов показывает «Победа»?

— Мы показываем все российские фильмы, которые выходят в широкий прокат. Обычно это около сотни картин в год, их доля в репертуаре минимум 25%. Поддержки на показ российского кино у нас нет, это жест доброй воли со стороны кинотеатра. Мы за свой счет организуем премьеры, привозим в Новосибирск авторов, нам это важно и интересно, так как «Победа» — не просто место, где крутят кино, а культурный центр со своей просветительской миссией и осмысленной репертуарной политикой. Кстати, поддержать отечественный кинематограф может каждый, для этого достаточно прийти в кинотеатр и купить билет не на очередной голливудский блокбастер, а на фильм российского режиссера. Это тем более важно, что в условиях кризиса объем производства российского кино снижается.

— Некоторые опасаются, что фестивальное кино слишком сложное, рассчитанное в первую очередь на продвинутых киноманов.

— На самом деле это абсолютно зрительское кино для нормальных зрителей, которые хотят узнать что-то новое, пережить новые эмоции, а не просто расслабиться и пожевать попкорна. К счастью, зрители «Победы» российское кино любят, ценят и смотрят. Тем не менее, до похода в кинотеатр стоит посмотреть трейлер, прочитать пару рецензий и понять, интересен ли тебе именно этот фильм. Надеюсь, мы оправдаем зрительские ожидания, и каждый найдет у нас свое кино.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ