Виртуализация, интернет-торговля, «мобилизация» как 3 кита «онлайна»

Ответить на вопросы, куда мы движемся и что будет происходить в ближайшее время в сфере электронной коммерции, поставил целью впервые проводившийся в нашем городе Российский Интернет-Форум «РИФ.Новосибирск — 2015». И хотя это был первый для Новосибирска «блин», он не вышел «комом».

Вне кризиса

По данным представителя российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карена Казаряна, в 2014 году оборот «чистых» интернет-рынков в России достиг 1 трлн руб, а в целом оборот зависимых от интернета рынков – 7 трлн рублей. Их вклад в ВВП страны составил 10%. При этом, в связанных с интернет-индустрией компаниях работало 1,2 млн человек.

Активизации интернет-отрасли способствует виртуализация и «мобилизация» страны. Взрослая доля посетителей рунета за период составила 74 млн человек, из них 60,8 млн человек или 52% взрослого населения России выходят в Интернет ежедневно. Темп роста аудитории мобильного Интернета приблизился к 30%. 10% данной аудитории выходят на просторы всемирной сети только с мобильных устройств. Доля мобильного трафика в рунете – 23%-24%. При этом среднесуточное время нахождения в Интернете достигло 126 мин., включая 86 мин. — в мобильном интернете.

В целом показатель проникновения интернета в России превысил 60%. Непосредственно в СФО он составил 62%. Также происходит выравнивание стоимости широкополосного доступа в интернет по регионам. Если раньше «ценники» различалась в разы, то теперь разница не превышает 50%.

Примечательно, что текущий кризис задел отечественную интернет-отрасль лишь отчасти. Если рынок медийной интернет-рекламы сократился за 2014 г. на 5% (и на 30% за I квартал 2015 г.), остальные сегменты показали рост: контекстная реклама +27%, видеореклама +50% и электронная коммерция +42%. Нарастает межотраслевое взаимодействие. Созданный при содействии рынков телекоммуникаций, медиа, интернета и ПО общественный институт развития интернета готовит к сентябрю 2015 г. предложения по стимулированию «электронной» экономики.

Хотя через 5 лет более 20% населения страны будет связано с ИТ-отраслью, пока Россия находится на 40-м месте в мире по развитию ИТ.  Значительную проблему представляет «недоразвитость человеческого капитала». По мнению экспертов, 25 тысяч ИТ-выпускников в год не отвечает текущим потребностям отрасли. И это не говоря уже о том, что эти кадры плохо мотивированы, обладают слабыми знаниями о профессии и вовлеченностью в проблемы отрасли. Лишь 13% из них выбрали данную профессию, исходя из сферы интересов, и такая же доля может похвастаться достаточным для работы уровнем знаний. Поскольку ИТ-специалисты в дефиците, то, к примеру, за хороших программистов платят гораздо больше, чем за квалифицированных юристов или менеджеров. Дошло до того, что студенты, обучающиеся на соответствующие специальности, отказываются бесплатно проходить практику даже у лидеров рынка, а их зарплатные ожидания «мегазавышены».

Вызванный поведать о том, что происходит в отрасли на региональном уровне генеральный директор компании ITConstruct Роман Петров отметил эволюцию в требованиях собственников к «продающим» сайтам, революцию в том, что новосибирский ритейл стал планировать свой маркетинг и продажи с упором на интернет-активность. Также эксперт указал на то, что конец 2014 года заставил коммерсантов ориентироваться на лидеров рынка, а также уйти с рынка тех, кто работал в интернете неэффективно. Не говоря о том, что региональный бизнес сформировал приблизительно одинаковые подходы к работе в Интернете.

Вопросы безопасности

Важным вопросом остается и безопасность детей в интернете. Согласно результатам соответствующего исследования, проведенного Sputnik.ru совместно с фондом «Общественное мнение», в 23% российских семей несовершеннолетние дети пользуются Интернетом.

При этом, 69% респондентов считают Интернет в принципе полезным для детей (много полезной интересной информации, расширяет кругозор, нужен для учебы). Однако, по мнению 49% (43% в 2013 г.) опрошенных родителей, здесь много ненужной, вредной и не рассчитанной для детей информации. А поскольку большую часть проведенного в сети времени они тратят на развлечения и потребление контента,  а не на развитие, 94% (рост 3% по сравнению с данными аналогичного исследования 2013 г.) родителей считают, что общение детей с интернетом необходимо ограничивать.

Любопытно, что в качестве «ограничителей» 63% опрошенных жителей мегаполисов выбирают антивирус, 19% — совместное пользование Интернетом, 17% — предварительную проверку безопасности сайтов, 12% — сетевой фильтр и 10% — очистку с ПК истории своих поисковых запросов и просмотров веб-страниц. При этом самые безопасные интернет-сервисы ими ранжируются таким образом: 34% — мультфильмы, 22% — сайты с музыкой, 12% — соцсети,  по 11% — поисковые машины и почтовые сервисы.

Как отметил Карен Казарян, согласно проведенному в 2015 году в трех англоязычных странах опросу PewResearch, разоблачения Ричарда Сноудена о вмешательстве спецслужб США в приватную жизнь граждан в Интернете привело к тому, что 22% опрошенных изменили свое поведение в сети. Так, они очищают свои cookies, отказываются предоставлять через Интернет нерелевантную транзакционную информацию.  При этом 65% респондентов считают наложенные государством на сбор информации о пользователях ограничения недостаточными, а 64% уверены, что мотивированный злоумышленник найдет способ отыскать их персональную информацию в сети.

Вместе с тем контролировать сбор и распространение персональных данных в интернете становится все сложнее из-за роста объемов данных и того, что пользователи мало беспокоятся о собственной безопасности. Например, год реализации европейского «права на забвение» показал, что появились фирмы, специализирующиеся на очистке сети от устаревших и ненужных персональных данных.

Специалист по информационной безопасности Совкомбанка Никита Ремезов подчеркнул риски, которые несет развитие «интернета вещей: «Концепция «корпоративная сеть  —  средства безопасности — недоверенная сеть» начинает рушиться. Через 6-8 лет кофеварка в моем кабинете будет иметь свой выход в Интернет, лампочки и кондиционеры в офисе — свой Wi-Fi, и я не буду знать, что там делается. Это станет глобальной проблемой и корпоративным кошмаром. Те, кто смогут найти решение, как обновлять «операционку» на лампочках, как защитить вещи от уязвимости и знать, кто ими управляет, получат огромные деньги и бизнес мирового масштаба.

Другая проблема – неповоротливость в борьбе с киберпреступностью отечественных правовых структур. В октябре 2014 г. специалисты банка за 6 дней провели расследование о краже персональных данных и денег с пластиковых карт и передали результаты в полицию. Однако открытое через 15 дней уголовное дело завязло на стали криминалистической экспертизы, результаты которой в очередной раз обещали предоставить в июле 2015 г. За это время злоумышленники если хотели, могли спрятаться. С другой стороны, это хорошее поле для бизнеса коммерческих лабораторий кибер-криминалистики.

Другой случай, когда менеджер по снабжению банка Х открыл фирму и продавал банку канцелярию по завышенной вдвое цене. Доказательством его причастности к злоупотреблениям стали «жизнь не по средствам» и 4-ое место в поисковой строке, показавшее его в качестве собственника и  генерального директора частной коммерческой фирмы. Тут возникают возможности для разработки ПО, которое бы проверяло аффилированность с корреляцией данных из: кадровых баз данных; систем согласования договоров, счетов; соцсетей; ресурсов ИНН, ОГРН, ЕГРЮЛ; иных систем (DLP, корпоративная мобильная связь, почтовые сервера т. д.).

В свою очередь генеральный директор компании SiteSecure Максим Лагутин предоставил данные исследования безопасности просканированных его компанией 300 000 сайтов Рунета. Проблемы выявлены у 5% интернет-магазинов, 8% русскоязычных сайтов из списка Alexaи 10% у ТОП-10 000 сайтов LiveInternet. При этом 52% владельцев данных ресурсов не подозревали о наличии проблем, которые могут привести к снижению трафика, появлению посторонних баннеров, блокированию корпоратвных сайтов поисковыми машинами и хостинг-провайдерами. Не говоря о том, что ссылки с них в 90% случаев перенаправляли посетителей на зараженные сайты.

Все это происходит потому, что злоумышленники пользуются уязвимостями в управлении корпоративными сайтами, их ПО, уязвимостями и внедренными вредоносными кодами в плагинах, модулях и расширениях, слабозащищенных (незащищенных) соединениях между сайтами и компьютерами пользователей. «Защищайте сайты – это ваше лицо!», — призвал Максим Лагутин.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ