Чужие деньги: как кризис влияет на выбор источников допфинансирования?

В большинстве случаев привлечение дополнительных финансовых ресурсов является необходимой мерой как для развития бизнеса, так и для сохранения позиций компании на рынке. В период кризиса выбор формы финансирования, его цена и срок приобретают еще большее значение, в то время как преимущества и недостатки инструментов могут временно подвергнуться пересмотру. Проанализировать различные возможности привлечения финансовых ресурсов в сложившейся экономической ситуации «КС» попросил финансовых аналитиков, экспертов банковской отрасли и предпринимателей Новосибирска.

Независимо от экономической ситуации, потребность в дополнительных финансовых ресурсах может возникнуть у предприятий в связи с необходимостью решения вопроса временного дефицита оборотных средств, наличия кассовых разрывов и других трудностей. При этом выбор путей финансирования зависит от готовности компании брать на себя долговые обязательства, ее платежеспособности, потребностей и, разумеется, стоимости привлечения капитала. Однако помимо этих факторов, на возможности компании по привлечению внешних финансовых ресурсов, безусловно, влияет экономическая конъюнктура.

По мнению опрошенных «КС» экспертов, после событий декабря 2014 года никаких изменений в списке инструментов привлечения финансов не зафиксировано: новые способы не появились, как не произошел и однозначный отказ от каких-либо существующих методов. Изменился по сути подход банков и инвесторов к компаниям, заинтересованным во внешнем финансировании.

Банковские кредитные продукты

Традиционным и, пожалуй, наиболее востребованным инструментом привлечения финансов для предпринимателей остаются банковские кредиты и гарантии. Между тем, по мнению аналитиков, сегодня банки пристальнее смотрят на кандидатов, оценивая устойчивость корпоративного заемщика и его возможность противостоять вероятным шоковым сценариям, таким как, например, резкое колебание валютных курсов и другим факторам риска. В результате даже в случае когда компания готова к кредитной нагрузке и позитивно оценивает свои возможности, далеко не каждый банк будет заинтересован в сотрудничестве с ней.

«Несмотря на снижение ключевой ставки и остальные методы государственного регулирования, сегодня уровень кредитных ставок для предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, остается высоким, — констатирует директор Новосибирского филиала КБ «ЛОКО Банк» Наталья Цацура. — При этом в части привлекаемых банками ресурсов мы видим существенное снижение с I квартала 2015 года — например, по вкладам для физических лиц. По кредитам также формируется снижение цены, однако коррекция здесь проходит более сдержанно». По мнению спикера, в текущих условиях инфляционных изменений, замедления экономического роста, а по ряду бизнес-направлений — существенного снижения чистой маржинальности существующая высокая кредитная ставка зачастую весьма ощутима для бизнеса. Предприятиям, заинтересованным в получении кредитов, необходимо адаптироваться к сложившейся ситуации, взвешенно подходить к формированию кредитного портфеля и обратить особое внимание на инструменты государственной поддержки.

Директор регионального центра «Сибирский» АО «Райффайзенбанк» Анна Тихонова также считает ситуацию на рынке банковских услуг достаточно нестабильной и динамично меняющейся: «В декабре, когда ЦБ поднял ключевую ставку до 17%, реальные ставки для бизнеса в банках региона поднялись до 18–20%. Но сейчас я воздержалась бы от точных прогнозов развития ситуации, так как, на мой взгляд, в текущем году на сибирском рынке ставки по кредитам будут очень отличаться в зависимости от положения каждого конкретного предприятия. Безусловно, тренд, заданный решениями ЦБ о понижении ключевой ставки, говорит о перспективе снижения ставок по кредитам, но конкретные уровни будут определяться индивидуально в зависимости от политики банков и риск-комопнентов, заложенных в бизнесе клиента».

В тандеме с государством

Несмотря на настороженное отношение банков к потенциальным заемщикам и объективно высокие процентные ставки по кредитам, компании сферы малого и среднего бизнеса все же могут рассчитывать на привлечение финансовых средств из банковского сектора благодаря программам государственной поддержки. На сегодня существует три основных ее источника. Во-первых, это МСП Банк — проводник госресурсов для МСБ на территории России. Во-вторых, агентство кредитных гарантий, созданное в 2014 году и предоставляющее банковские гарантии и контргарантии по инвестиционным кредитам и банковским гарантиям предприятий МСБ, разделяя тем самым кредитные риски с банками. В-третьих, в регионах работают гарантийные фонды поддержки малого предпринимательства, выступающие в качестве поручителя за предприятия МСБ (при получении кредита или банковской гарантии поручительство фонда по кредиту служит альтернативой твердому залогу).

По мнению участников рынка, опрошенных «КС» при подготовке материала, сотрудничество с государственными структурами в рамках программ льготного кредитования выгодно и самим банкам, поскольку в сегодняшних ценовых условиях рынка кредитования это удачная возможность сохранения, замещения или наращивания качественного кредитного портфеля. Банки, осознающие эти благоприятные возможности, активно кредитуют клиентов — как по программам региональных фондов поддержки и АКГ, так и по программам инвестиционного финансирования МСП.

«Из списка наиболее популярных инструментов привлечения финансовых ресурсов сегодня региональным компаниям реально доступны, пожалуй, только кредитные программы банков, при этом, что немаловажно, кредитование держится во многом благодаря программам МСП Банка, который активно кредитует банки-партнеры на выдачу кредитов региональным компаниям», — констатирует директор департамента маркетинга ООО «Юнисервис Капитал» Сергей Темирбаев.

 С ним солидарна и Наталья Цацура, по словам которой, сейчас банки все более активно работают по ключевым кредитным программам МСП Банка и предлагают сотрудничество в рамках как дополнительного финансирования, так и рефинансирования текущих «дорогих» кредитных портфелей клиентов.

Стоит отметить, что эффективная ставка по продуктам МСП Банка в разных банках составляет ориентировочно от 13,25% до 19% годовых, а средняя процентная ставка по кредиту с привлечением поручительства Фонда Поддержки МСП НСО колеблется от 14% до 17%. Как сообщают эксперты, среди малых и средних предприятий Новосибирской области участие в программах господдержки становится все более востребованным. На сегодняшний день ФРМСП НСО сотрудничает с 22 банками на территории области, реально активны из которых лишь 11. С начала своей работы в 2009 году Фонд предоставил 1621 поручительство по кредитам новосибирским предпринимателям на общую сумму более 5,5 млрд рублей.

Чего хотят инвесторы?

Еще одним достаточно популярным способом финансирования бизнеса можно назвать поиск инвесторов, готовых предоставить необходимый объем средств взамен на возможность войти в уставный капитал компании. И конечно, в условиях кризиса данные финансового и управленческого учета компании, показатели ее финансовой устойчивости и прогнозы развития будут иметь еще большее значение для потенциального кредитора, чем в условиях стабильности экономики.

Отвечая на вопрос о потенциальной заинтересованности самих инвесторов и преимуществах данного инструмента финансирования для компаний-реципиентов, эксперты посчитали такой сценарий не самым продуктивным как для первых, так и для вторых. Так, для инвесторов в условиях нестабильного валютного курса уровень рисков пока превышает вероятность получения ожидаемой прибыли. С позиции бизнеса аналитики также не рассматривают данный способ как панацею, поскольку владельцам предприятий зачастую приходится делиться контролем над бизнес-процессами и денежными потоками с инвесторами.

Тем не менее, по мнению аналитика инвестционного холдинга «ФИНАМ» Тимура Нигматуллина, в условиях сложной экономической конъюнктуры и нестабильности на финансовых рынках этот источник становится все более и более популярным. Согласно оценкам эксперта, сегодня шансы привлечь инвесторов есть у компаний на быстрорастущих фрагментированных рынках. «Как правило, долевое финансирование является самым дорогим способом привлечения средств. Однако такой бизнес, как электронные платежные системы, «облачная» телефония, системные интеграторы и т. п., может быть интересен инвесторам, — считает Тимур Нигматуллин. — Долевое финансирование предоставляют как специализированные фонды или финансовые структуры, так и сами игроки рынка (особенно холдинговые структуры), желающие ускорить экспансию на конкретном рынке посредством формирования СП и подобных структур. На сравнительно медленно растущих рынках (мобильная связь, ритейл и т. п.) механизмы вхождения в капитал эволюционируют в обычные M&A-сделки, направленные на увеличение доли рынка в условиях невозможности развития посредством органического роста».

В поисках альтернативы

Помимо двух рассмотренных выше основных источников финансирования, стоит рассмотреть и альтернативные способы привлечения средств, приобретающие актуальность в сегодняшней ситуации. Речь идет об эмиссии облигаций, векселей и различных производных финансовых инструментах. При том, что большинство специалистов не оценивает их как однозначно эффективные, отрицать их временную целесообразность, обусловленную благоприятным моментом, эксперты также не склонны.

К примеру, эксперт фондового рынка компании БКС Василий Карпунин считает, что после введенных Западом финансовых санкций многие игроки с интересом смотрят на российский долговой рынок. «Причина их интереса, на наш взгляд, кроется в резко выросшей доходности — в этом плане облигационная история стала одной из самых интересных для инвесторов в первой половине 2015 года», — отмечает спикер.

Мнение Василия Карпунина отчасти разделяет и Тимур Нигматуллин: «В целом, учитывая сравнительно слаборазвитый финансовый рынок, альтернативные способы финансирования достаточно редко используются для привлечения средств. Исключением можно назвать финансирование посредством публичного долга — выпуска облигаций. Несмотря на то что с учетом введения против РФ внешнеэкономических санкций российским компаниям был практически закрыт рынок еврооблигаций, на рынке обычных облигаций активно происходит размещение новых выпусков, в том числе и для рефинансирования старых». Говоря о рисках подобного финансирования, Тимур Нигматуллин добавляет, что при нестабильности на финансовом рынке может возникнуть ситуация, когда бонды не удастся рефинансировать из-за резко возросших ставок в экономике. «В подобных условиях компании придется погашать выпуск за счет собственных средств, отдавать кредиторам часть бизнеса или запускать процедуру банкротства», — отмечает аналитик.

Сергей Темирбаев относится к альтернативному финансированию скорее скептически. По его мнению, альтернативные рыночные инструменты закрыты даже для среднего регионального бизнеса. «Сегодня традиционные инвесторы на бирже — инвестиционные и пенсионные фонды — покупают только бумаги, которые можно отдать в залог в ЦБ, а это инструменты первого и, редко, второго эшелона. Вместе с тем отдельные примеры, когда компании находят альтернативное финансирование, безусловно, существуют, в том числе и в нашей практике. Периодически компании закрывают сделки с инвестиционными фондами».

Подтверждая последнее высказывание Сергея Темирбаева, своим опытом работы с альтернативными источниками финансирования делится директор компании «Дядя Дёнер» Антон Лыков. Согласно его оценкам, альтернативное финансирование имеет ряд плюсов, и его вполне можно использовать наряду с классическим банковским кредитованием. «В настоящее время, помимо традиционного банковского кредитования, мы активно работаем с привлечением альтернативного финансирования. К примеру, с начала 2014 года мы начали работать на публичном долговом рынке, запустив программу секьюритизации активов, — рассказывает предприниматель. — Она позволяет эффективно управлять денежным потоком и снижать риски банковского кредитования. Если говорить о развитии программы и выходе на облигационный рынок, то для этого необходим большой объем привлечения, для того чтобы фиксированные затраты не слишком увеличили процентную ставку — например, за размещение облигационного займа фиксированный платеж бирже составляет от 350 000 рублей, что при малом объеме займа существенно влияет на ставку».

На что рассчитывать

Задумываясь о перспективах развития экономической ситуации, аналитики воздерживаются от однозначных прогнозов. Большинство опрошенных экспертов сходится во мнении, что, несмотря на первые признаки стабилизации отечественной экономики и укрепления рубля, торопиться с выводами пока рано.

«Сейчас ажиотаж начинает спадать, так как действия ЦБ по снижению основной ставки ведут к снижению доходностей в корпоративном секторе, что делает этот сегмент менее привлекательным для инвестирования, но при этом снижает стоимость заимствований для компаний, которым нужны деньги, — рассуждает Василий Карпунин. — Мы постепенно наблюдаем стабилизацию ситуации по всем основным направлениям. В финансовом секторе она выглядит лучше, чем в реальном секторе экономики. Последние данные дают определенную надежду, что текущая стабилизация во второй половине года может перерасти в более качественные улучшения, поэтому мы сохраняем сдержанный оптимизм».

Эту позицию разделяет и Анна Тихонова: «Ситуация в экономике корректируется, укрепление рубля и снижение базовой ставки позволяют ожидать снижения цены заемных средств для предприятий. Однако пока конкретные уровни ставок в сегменте корпоративного бизнеса значительно отличаются в зависимости от результатов анализа риск-компонентов — наличия обеспечения, финансового состояния компании, ее положения относительно конкурентов, перспектив развития отрасли и т. д.».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
23_alpari_01_1АННА БОДРОВА, старший аналитик компании «Альпари»:
— В текущей ситуации проще всего привлечь финансирование путем размещения долговых бумаг. Облигационный рынок в настоящее время смотрится спокойным, но при вероятной летней просадке рыночной активности не исключено, что ставки в этом секторе будут расти. Сценарий с продажей инвестору доли в компании в обмен на финансовый поток сейчас не самый продуктивный. На фоне курсовых переоценок велики шансы потерять больше, чем планируется получить.
Последние 18 месяцев финансирование потребностей компании путем выхода на рынок не пользуется большой популярностью. Это связано с большими рыночными рисками и волатильностью, а также слабой предсказуемостью тренда ввиду факторов геополитики и экономики. Спрос на подготовку и выход на IPO традиционно растет в моменты рыночного затишья.
Иностранные и российские компании, частные инвесторы не начнут скупать отечественные активы ровно до того момента, пока не увидят стопроцентное снятие политических рисков любого уровня. Пока не поставлена точка в отношениях Россия–Украина–ЕС и против РФ работают пакеты санкций, инвестиции в российские предприятия и кредитный сектор будут находиться в зоне высокого риска. Мало кто любит работать в состоянии постоянного роста адреналина, поэтому терпеливо дождутся, пока картина не окажется полностью ясной. Скупать активы имеет смысл, когда экономика достигла «дна» в своем падении и вот-вот начнет отрастать обратно. Отечественная экономическая система пока только проседает. Предприниматели неохотно занимают под 17–25% годовых. При таком займе рентабельность предприятия падает почти до нуля. Компании, ориентированные на импорт, работают «на свои» — банк не дает сейчас кредитов импортерам, если только они не заняты в продовольственном бизнесе.
Бизнес комфортно себя чувствует при ставке в 7–8% годовых и займе, рассчитанном на срок от трех лет. Здесь можно было бы просчитать риски, целесообразность и доходность. Ситуация на рынке улучшится при дальнейшем снижении Банком России ключевой ставки.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ