Антонио Наполитано: «Важны вопросы, а не ответы»

Специальным гостем фестиваля Нового итальянского кино N.I.C.E., недавно завершившегося в новосибирском кинотеатре «Победа», стал известный культурный журналист из Италии АНТОНИО НАПОЛИТАНО. Он пишет для изданий о культуре и кино, сотрудничает с рядом международных кинофестивалей в качестве специалиста по маркетингу, преподает визуальное искусство и коммуникации. Антонио поделился с «КС» секретами успеха культурного журналиста.

— Антонио, каков ваш любимый жанр: интервью, рецензия, обзор?

— Самым интересным и самым сложным жанром для меня является рецензия, в которой сочетаются анализ и эмоции. Рецензенту необходимо найти правильные критерии для оценки художественного произведения, избегая при этом ошибки навязывания читателям своего личного мнения.

— Ваш секрет хорошей рецензии?

— Для меня самое главное при анализе — уважение к произведению искусства и его создателям. Фильм или спектакль может нравиться тебе больше или меньше, но это лишь субъективное мнение, от которого нужно уметь отказаться. Важно быть независимым от своих эмоций, уйти от полярных оценок в стиле «белое» или «черное». Хорошая рецензия получается, если у читателя возникает желание размышлять, задавать вопросы, взаимодействовать с произведением искусства. Это — моя главная цель.

— Региональную культурную журналистику порой упрекают в излишней комплиментарности. Как вы считаете, есть ли польза от разгромных рецензий?

— На мой взгляд, в огульной критике нет никакого смысла. Повторюсь — важно разбудить любопытство, желание вступить в диалог. Нужны не ответы, а вопросы. Оценивать фильм как «великолепный» или «отвратительный» просто непрофессионально. Однако если журналист хочет быстро завоевать известность, он будет писать провокационные, агрессивные рецензии, которые быстро набирают кучу лайков. Чаще всего это не имеет отношения к искусству, лишь к амбициям журналиста и его желанию добиться легкой популярности. Хотя, к сожалению, сегодня во всем мире наблюдается эта тенденция. Серьезная критика значима не только для зрителей, но и для создателей произведения, она позволяет увидеть предмет по-новому. Был один неаполитанский журналист, который очень резко раскритиковал фильм «Великая красота», но он сделал это настолько серьезно и глубоко, что в результате режиссер фильма Паоло Соррентино сказал ему спасибо. Когда пишешь, важно помнить, что мысли журналиста не являются истиной в последней инстанции. Кстати, мне нравится, когда в изданиях размещают рядом положительную и отрицательную рецензии на фильм — читатель волен принять одну из точек зрения или найти золотую середину.

— Что для вас важно в интервью?

— Если говорить об интервью, мне нравится быть конкретным, не ходить вокруг да около. Однажды я делал интервью с писателем, который писал о каморре (это неаполитанская мафия). И я ему задал несколько сложных, тяжелых вопросов: сама тема трагическая и непростая. Вдруг он абсолютно закрылся и даже стал агрессивен. Это было непонятно, ведь мы оба были против мира мафии. Он сказал, что не хочет давать интервью, и это меня расстроило еще и потому, что мне действительно нравится этот писатель. Мы расстались, и потом я узнал, что кто-то из его родных был связан с каморрой, и когда я задавал жесткие вопросы, он принял их на свой счет. Отсюда и возник конфликт. Это стало еще одним подтверждением той мысли, что к интервью надо готовиться как можно серьезнее: исследовать факты и избавляться от собственных предубеждений. Потом я не раз писал этому человеку, мы прояснили недоразумение, договорились не называть некоторых имен, и в результате получился хороший, полный эмоций текст. В нем была страсть.

— С кем из мира кино вам хотелось бы побеседовать?

— В итальянском кинематографе я довольно со многими знаком: когда человека хорошо знаешь, иногда уже не хочется делать интервью. С кем бы хотелось сделать интервью?

С кем бы точно поговорил с удовольствием, так это с Фрэнсисом Фордом Копполой или, например, с Мартином Скорсезе.

— Что бы вы спросили у Копполы в первую очередь?

— Мне интересно, как великие творцы истории кино видят его настоящее и будущее. Было бы хорошо спросить, как он представляет себе будущее кино, например, лет через двадцать. Сохранятся ли вообще зрительные залы? Какие еще новшества нас ждут?

— Сколько фильмов в месяц вы смотрите?

— Когда я дома, телевизор всегда включен, даже если я не сижу перед ним. У меня есть любимые актеры, например, великий комик Тото — не знаю, насколько хорошо он известен в России. Некоторые из его фильмов я видел сотни раз, но готов смотреть снова и снова. Я смотрю в основном кабельные каналы, где крутят множество фильмов, классику кинематографа. Если говорить о новых картинах, которые я смотрю целенаправленно, то обычно их не меньше десяти в месяц.

— С чего началась любовь к кино?

— Как раз с Тото! В моей семье не было большой страсти к кино, и Тото я увидел по местному неаполитанскому телевидению, он оттуда родом. Но, пожалуй, наиболее важным, фундаментальным стало для меня знакомство с Феллини. Я был подростком, когда впервые увидел «Амаркорд», его показывали по телевизору в момент смерти режиссера. Это было потрясение, буквально шок. Это сложно объяснить, но «Амаркорд» вошел внутрь меня, стал частью меня. Хотя, казалось бы, совсем другая эпоха, итальянский фашизм, к тому же я из Неаполя, а Феллини — римлянин. Но это особенный, универсальный фильм.

— Итальянская молодежь сегодня интересуется серьезным искусством?

— Молодежь и культура — это действительно большая проблема в Италии. Люди младше тридцати либо работают, либо развлекаются, либо скачивают фильмы в Интернете. Театр еще со времен школьных коллективных выходов многие воспринимают как скучную обязанность и ходульную дидактику. Но есть и другая молодежь. Например, в Риме группа молодых людей устраивает в заброшенном кинотеатре нелегальные просмотры шедевров мировой кинематографии, протестуя таким образом против решения муниципалитета сделать в этом здании супермаркет или гостиницу, как это случается довольно часто. Другой пример: на стену одного из замков Ватикана группа молодежи по собственной инициативе проецирует фильмы, приходит множество людей, в результате получается стихийный летний фестиваль кино под открытым небом. Но это скорее единичные случаи.

— Как можно решить эту проблему?

— Думаю, здесь эффективными могут быть только комплексные решения на институциональном уровне. Важна работа в системе просвещения, при этом поддержка интересных молодежных инициатив может оказаться более действенной, чем формальные программы. Очень важно работать со студентами и со школьниками, например, с помощью Интернета можно реализовывать образовательные проекты, возможно, вязанные с оригинальными начинаниями. Надо создавать пространства, давать возможности для реализации идей.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ