Международный угольный форум, который проходил 2–5 июня в Новокузнецке, в этом году запомнился умеренностью. Она проявлялась не только в «потускневшем» оформлении стендов (компании экономили), но и в сокращении выставочных площадей (36,5 тыс. кв. м против 40 тыс. кв. м в 2014-м), а также уменьшении числа участников. Одним словом, кризис. Но отечественным компаниям фортуна улыбнулась: девальвация рубля и угроза санкций обратили внимание угольщиков на российские разработки. Спрос на них заметно возрос. Впрочем, и иностранные компании уходить с рынка не спешат, усиливая присутствие в регионе. Подробнее об итогах «Майнинга» — в материале «КС».

Каждый, кто хоть раз бывал на выставке «Уголь России и Майнинг» в Новокузнецке, знает: здесь почти не бывает случайных людей. Мероприятие собирает на одной площадке поставщиков горнодобывающего оборудования и спецтехники, добытчиков, разработчиков, конструкторов, проектировщиков и строителей угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий. Год от года поддержать отношения с клиентом и презентовать продукцию в Кузбасс приезжают топ-менеджеры крупнейших машиностроительных корпораций. Соответственно, количество приятных встреч-переговоров и дружеских рукопожатий зашкаливает. Но если посчитать их еще можно (по данным организаторов, за время форума состоялось 5000 переговоров), то объем сделок проследить сложнее. Выставка формата В2В не дает мгновенного эффекта, это в большей степени имиджевое мероприятие, и результат от участия в нем может стать очевидным только через пару лет. Но негласно новокузнецкий форум является обязательным к посещению. Участники «Майнинга» говорили «КС», что были вынуждены серьезно экономить и урезать статьи расходов, чтобы иметь возможность принять участие в мероприятии, «показать, что живы», что работают на рынке.

В связи со сложной экономической ситуацией и уменьшением числа заказов приехать в Кузбасс смогли не все. Статистика зафиксировала снижение количества экспонентов: 410 российских и 157 зарубежных компаний (против 448 и 177 соответственно в 2014 году). Среди иностранных гостей — представители 24 стран мира. Самыми «выставляемыми» государствами традиционно являются Польша, Чехия, Германия, Великобритания, а с недавнего времени и Китай. В сложном положении, по понятным причинам, оказались украинские компании, потерявшие часть рынка в своей стране. Выставка прошла без экспозиции «Горные Машины» (Донецк), в разы уменьшилась экспозиция CORUM GROUP (Киев).

Без стенда форум встретило и крупнейшее машиностроительное предприятие Кемеровской области — Юргинский машзавод. Однако делегация Юрмаша на мероприятии все же была и проводила переговоры с партнерами. Как сообщил «КС» первый заместитель губернатора Кемеровской области Максим Макин, новый собственник Юрмаша (АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод») принял решение не выставляться в связи со сложной текущей ситуацией на рынке. Также господин Макин рассказал, что в настоящий момент разработана программа модернизации и перевооружения Юргинского машзавода. «Кроме существующих направлений, таких как крепи, очистные комбайны, берется направление на военную тематику и бурильное оборудование для нефтяной промышленности, — сообщил замгубернатора. — Предприятие ориентируется на узкую нишу, которую сегодня занимают в основном американские компании. «Уралвагонзавод» будет выпускать комплектующие для буровых установок мощностью до 280–300 тонн», — добавил он. Также Максим Макин сообщил, что в настоящий момент на Юрмаше имеется два заказа для угольной отрасли.

Слово бизнеса

Свои коррективы в состав участников могли внести и санкции, но обошлось. Зарубежные гости, добравшиеся до Новокузнецка, подчеркивали: бизнес вне политики.

Британская JOY GLOBAL объявила о завершении строительства сервисного центра в Кемеровской области. «Несмотря на трудности и кризис, JOY намерен оставаться и работать на рынке Кузбасса, — сообщил «КС» президент и управляющий директор Евразия JOY GLOBAL Дин Торнвелл. — Мы связываем большие надежды с открытием сервисного центра, он обозначит наше присутствие в регионе», — добавил он. По словам господина Торнвелла, на данной площадке в перспективе будет осуществляться сборка нового оборудования. Торжественное открытие состоится в середине августа, его решено приурочить ко Дню шахтера.

В I квартале 2016 года запустит сервисный центр площадью 4,5 тыс. кв. метров и швейцарская LIEBHERR. «В Кузбассе у нас достаточно прочные позиции, — рассказал «КС» заместитель руководителя отдела горной техники ООО «Либхер-Русланд» Максим Бодня. — В этом году мы заключили контракты с компаниями угледобывающей отрасли на 18 машин, хотя не ожидали такого успеха от угольного региона», — поделился он.

Сервисно-ремонтный центр в Кемеровской области планирует запустить и польская компания Kopex. По предварительным данным, открытие состоится в 2016 году, стоимость проекта составит 250 млн рублей.

Спектр сервисных услуг развивают и российские производители. «В ближайшее время мы открываем в Кузбассе склад-магазин инструмента, это позволит клиенту сразу приобрести то, что нужно, а не ждать заказ, — поделился планами генеральный директор ОАО «Копейский машиностроительный завод» Виктор Семенов. — Сначала этот склад-магазин разместится на базе нашего сервисного центра в Ленинске-Кузнецком, а в перспективе, при необходимости, откроем еще один такой магазин в районе Кемерова, чтобы охватить север области», — заключил он.

Машиностроение: вернуть к жизни

По неофициальным данным, на угледобывающих предприятиях Кузбасса 90% оборудования произведено за рубежом. Девальвации рубля и угроза санкций, и соответственно, возможные перебои с поставкой запасных частей вынуждают угольщиков становиться патриотами. «Мы активно смотрим на российские аналоги, потому что при больших колебаниях курса у нас возникал главный вопрос: сколько все это будет стоить и какие цены на уголь могут окупить вложения, — отметил в ходе пресс-конференции на шахте «Распадская», состоявшейся в апреле, генеральный директор АО «Распадская угольная компания» Сергей Степанов. — Второй вопрос — санкции. Если начнутся задержки в поставках сложного оборудования, то нам придется переключаться на российские аналоги». Также господин Степанов добавил, что российская продукция в некоторых сегментах горно-шахтного оборудования заметно уступает в качестве и производительности зарубежным образцам. По его словам, разница особенно очевидна в очистных комплексах и экскаваторах.

Претензии к качеству российского горно-шахтного оборудования со стороны угольных компаний считают обоснованными и в администрации региона. «Основное требование со стороны угольщиков, конечно, качество продукции, которая выпускается, над этим сейчас и работаем», — отметил заместитель губернатора Кемеровской области по угольной промышленности и энергетике Андрей Гаммершмидт. Он рассказал «КС», что сегодня в Кузбассе активно ведется работа по импортозамещению. «Мы создали рабочую группу при администрации области, где объединяем заказчиков, то есть угольные компании и наших машиностроителей. Это в первую очередь Юргинский машиностроительный завод, «Анжеромаш», предприятия Новокузнецка. Цель — взять лучшие практики каждого завода и с учетом пожеланий угольщиков соединить их в рамках единой концепции. В результате наша продукция, будь то проходческий комбайн или крепи, становится на уровень зарубежной техники», — резюмировал он.

По результатам выставки российские машиностроительные компании отмечали возросший спрос на свою продукцию. «Реальный интерес к российскому оборудованию есть, — отметил генеральный директор ОАО «Копейский машиностроительный завод» Виктор Семенов. — За последние два-три года КМЗ многое сделал для реализации программы импортозамещения: освоил ряд машин, которые ранее в России не производились. Это, в частности, комбайны среднетяжелого и тяжелого класса. Сегодня они успешно работают на предприятиях Кузбасса. У Копейского машиностроительного завода также есть продуктовая линейка».

Представители угольных компаний отмечают, что по качеству проходческих комбайнов Копейский машиностроительный завод приблизился к лучшим мировым образцам. Сегодня, по данным господина Семенова, в регионе работает более 200 проходческих комбайнов КП21. При этом КМЗ изготавливает технику в большинстве своем на станках импортного производства. «Мы также используем импортный инструмент и расходные материалы», — уточнил он.

Перспективные разработки презентовало большое количество российские компаний. Однако реализация многих проектов становится невозможной из-за недостатка финансирования. Представители компаний отмечали, что необходима поддержка государства, в том числе финансовая. Материальная подпитка опрошенными «КС» участниками рынка пока не ощущается.

Генеральный директор Научного центра ВостНИИ Владимир Баскаков подчеркивает, что сегодня не все горно-шахтное оборудование можно изготовить в России так, чтобы оно могло конкурировать с зарубежным. «Необходимо в первую очередь развивать то, в чем мы сильны, а также перспективные направления, — считает эксперт. — В Кузбассе хорошо развито производство электротехнического оборудования. Есть предприятия, которые изготавливают пусковую аппаратуру, различные подстанции. Это оборудование международного класса. Например, новокузнецкий холдинг EXC продает свою продукцию по всей России и сегодня уже за ее пределами».

Вторым перспективным, по мнению господина Баскакова, направлением является редукторная группа. «Здесь задача добиться выпуска тяжелых редукторов примерно до уровня 400–600 кВт, — уточнил господин Баскаков. — Это проблема, но она решается. Данным направлением успешно занимаются такие компании, как «Анжеромаш», Копейский машиностроительный завод. Третье перспективное направление — это производство электродвигателей», — добавляет он. Компания «Электропром», входящая в ХК «СДС-Маш», совместно с ОАО «ОМТ» в текущем году организуют совместное производство взрывозащищенных двигателей. Планируется поэтапно наладить выпуск всей линейки двигателей для подземного оборудования, аналогичную той, что представляли на российском рынке украинские производители.

Эффективно, но дорого

Несмотря на проблемы со сбытом у многих машиностроительных компаний, экспоненты отмечали высокий уровень деловой активности на ярмарке. «Мы участвуем в выставке на протяжении десяти лет, обычно в первый день было немного посетителей, — поделился наблюдениями заместитель генерального директора по маркетингу компании «Ильма» (Томск) Сергей Погоренко. — Но нынешняя выставка показала, что в первый день было масштабное посещение, приехало много потенциальных заказчиков. Второй день прошел еще продуктивнее. Количество переговоров значительно выше по сравнению с прошлым годом. И что характерно, интерес к отечественному оборудованию уже возрос», — резюмировал он. Согласны с коллегой и представители КМЗ. «Интерес к нашим новым разработкам проявлен очень большой, поэтому мы ожидаем, что заказы и контракты на поставку оборудования будут заключены в ближайшее время, — поделился с «КС» генеральный директор ОАО «Копейский машиностроительный завод» Виктор Семенов. — Комбайн, который получил Гран-при выставки, продан одному из предприятий юга Кузбасса. Большой интерес проявлен к редукторам, к приводам конвейера, к насосам, а также к грунторезам и траншейным экскаваторам», — сказал он.

Но положительное впечатление от дружеских встреч и заключенных контрактов участникам «Майнинга» омрачала дороговизна выставки. О ней упоминало все больше экспонентов. Стоимость места на уличной экспозиции опрошенные «КС» участники называли в диапазоне от 500 тысяч до 1 млн рублей. При этом ряд гостей указывали на то, что проблемы форума год от года дублируются. Среди них — низкая скорость wi-fi и сложности с парковкой (компаниям стали выдавать меньше пропусков). Среди предложений по усовершенствованию Майнинга звучали и такие, как сделать форум периодичным. Например, проводить раз в два года.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ