Вячеслав Илюхин: «В одну партию дважды не входят»

Независимый депутат, председатель комиссии по градостроительству в горсовете Новосибирска, председатель совета директоров группы компаний «Стрижи» ВЯЧЕСЛАВ ИЛЮХИН в интервью «КС» рассказал, ощущает ли он давление после выхода из «Единой России», а также о том, изменится ли Совет депутатов Новосибирска в следующем созыве.

— Как вы пришли в политику? С чего все началось?

— Не сказал бы, что Совет депутатов Новосибирска настолько политизированный орган. Когда баллотировался в горсовет в первый раз, вовсе не считал, что иду в политику. Разумеется, без политических нюансов в этом деле не обойтись, но не стоит преувеличивать роль политики в депутатской деятельности. А начиналось все, пожалуй, с работы в клубе избирателей Николая Мочалина, я был его помощником. В начале 2000-х возглавил центр внешкольной работы «Пашинский». Его передал в муниципалитет завод «Искра», который (как и многие другие предприятия страны в то время) пытался избавиться от непрофильных активов — от дома культуры, от спортивных комплексов. Все это нам досталось, мягко говоря, не в лучшем состоянии, во многих кабинетах и залах даже нельзя было заниматься. Мы взялись, начали приводить в порядок. Так, на примере центра «Пашинский» мы с командой поняли: можем что-то делать, менять к лучшему. Когда пришло понимание, что у нас получается влиять на течение жизни в районе, меня и выдвинули в депутаты в первый раз. Набрал тогда примерно 50%.

— В 2010-м вы набрали 75%.

— Наверное, думаю, это вполне логично. Некоторые кандидаты в депутаты появляются на округе за полгода до выборов, начинают рассказывать, какие они прекрасные. У нас все по-другому, мы работаем в постоянном режиме. Наш клуб избирателей вот уже десять лет открыт, мы всегда на виду, в день приходят минимум 10–15 человек. Люди идут с проблемами, жалобами, кто-то просто приходит проконсультироваться, что-то узнать, для многих мы — как справочное бюро. Двери открыты всегда. У нас переписки гораздо больше, чем в администрации Пашино.
За 10 лет клуб избирателей изменился. Он давно перестал быть Клубом одного депутата, перешел границы округа и стал городским. Сегодня мы работаем в Калининском районе, в 2013 году открыли представительство в Центральном округе, планируем открыть приемные еще и в других районах города. Рассчитываем в будущем иметь свои представительства на разных округах в Новосибирске. Считайте, что таким образом мы стремимся во власть, мы пытаемся сделать так, чтобы власть лучше слышала людей.

Клуб избирателей выпускает газету, в которой поднимаются самые острые вопросы, рассказывает о своих мероприятиях, о горожанах, публикует консультации юристов. Жители Пашино к такой системной работе давно привыкли, считают, так и должно быть. И я с ними согласен: по-моему, депутат именно так и должен работать — постоянно, а не от выборов к выборам.
Я, например, ежегодно выступаю с отчетом перед своими избирателями пашинцами. Кстати, приближается время очередного отчета, на этот раз по итогам всего последнего депутатского созыва. Встречусь с жителями в военном городке и в ДК «Заря», расскажу, что успел сделать.

— А что вы сделали за эти годы? За 10 лет работы клуба избирателей Илюхина, за те 10 лет, что вы в горсовете?

— За эти годы много всего сделано. Конечно, к хорошему быстро привыкают. Может быть, кто-то из пашинцев уже с трудом вспоминает, каким микрорайон был когда-то. Когда я только возглавил культурно-спортивный центр «Пашинский», туда ходили 384 ребенка. Я эту цифру навсегда запомнил. Сейчас там занимаются 3500 человек. Обеспечение детского досуга актуально для любого района, детям есть куда пойти, вместо того чтобы болтаться по улице. Родителям спокойнее. Кроме того, наши дети постоянно побеждают на различных конкурсах и соревнованиях. Недавно в Севастополе на чемпионате России по боксу наш воспитанник Сергей Клюев занял первое место. Ребята, которые в нашем центре занимаются танцами, даже второе место не считают за успех — только первое.
Кто вспомнит сейчас, в каком состоянии был дом культуры «Заря», как во время дискотек там наркотики продавали? В сквере «Пашинский» сейчас стоит памятник защитникам Отечества, проложены дорожки, горят фонарики — красиво. Причем большая часть этой территории благоустроена вовсе не за бюджетные деньги. И культурно- спортивный центр тоже приводили в порядок не всегда за счет муниципалитета. Многие жители считают, что городская казна обеспечивает выполнение этих работ, но это далеко не так. Ряд проектов реализовался исключительно на инвестиционные средства.

Например, в прошлом году мы занимались реконструкцией сквера «Звездный». Большая часть работ сделана именно за счет инвестиционных средств. В спорткомитете выделили деньги только на борты для спортивной коробки на остановке «Пошивочная», все остальное — отсыпка, укладка асфальта и т. д. — за свой счет. Но лично я считаю, что это нормально: если у меня как у депутата есть возможность благоустраивать территорию, я это делаю.

— С благоустройством возникли бы большие проблемы, если бы гусинобродский рынок перенесли к Пашино.

— Я уверен, что если меня выбрали депутатом, то жители округа должны понимать, что я их защитник. В ситуации с гусинобродским рынком, который хотели перенести поближе к Пашино, я мог бы и промолчать. Но раз это нужно людям, я с открытым забралом вместе с ними вышел против этого переноса. Раз я депутат, то я должен быть на стороне своих избирателей, а не на стороне власть имущих.

— Довольно громкая история, вы выступали на митинге. Насколько уличные акции повлияли на исход событий?

— Что тогда мешало перенести барахолку? Решение губернатора было, мэрия его поддерживала. Но народ был против. Буквально за две недели мы собрали 13 тысяч подписей против переноса рынка к Пашино. Если учесть, что у нас около 30 тысяч избирателей, можно оценить, насколько эта проблема волновала жителей. Не было бы митингов, наверное, уже давно стояли бы в Пашино контейнеры. Но мы отстояли свое право на спокойную жизнь без барахолки.

— Как экономический кризис повлиял на исполнение депутатских наказов? Ведь бюджет сокращается…

— Безусловно, любые наказы нужно отстаивать, буквально биться за них каждому депутату. Хотя считается, что наказы в бюджете должны оставаться в приоритете, но финансирование урезается. Разумеется, это влияет на депутатские возможности. Денег всегда не хватает, и очень трудно определить, куда нужно направить средства в первую очередь.

А потом мне кажется, иногда дело не только в денежном дефиците, а в стоимости тех или иных работ. Интересно разобраться в некоторых странных явлениях: почему строительство одного детского сада обходится в 580 тысяч рублей на одного ребенка, а другого — в миллион. В чем разница? Я считаю, нужно проводить проверки, изучать, откуда появляются такие цены. И с подобными явлениями в городе нужно разбираться, наводить порядок, пересматривать.

— Насколько известно, вы настроены в следующем созыве привести свою команду в парламент?

— Говорят, один в поле не воин. Я сколько мог, один повоевал. В одиночку действительно ничего не сделать. В нашей команде кандидат в депутаты, телеведущая Светлана Воронкова, она уже работает в четвертом и пятом микрорайонах, где открылась наша приемная. Планируем открыть еще приемную на Богдана Хмельницкого, руководить которой будет директор ЦВР «Пашинский» Сергей Скрыпник. Директор по связям с общественностью ГК «Стрижи» Мария Семенова активно работает в Заельцовском районе. В нашей команде на выборы идет председатель новосибирского клуба избирателей Леонид Рыбин. Может быть, нас будет и больше. Тем более что клуб избирателей готов поддерживать всех, независимо от вероисповедания и партийной принадлежности, главное, чтобы у этих людей было желание сделать жизнь в городе лучше.

— По вашему мнению, насколько горсовет может обновиться в следующем году?

— Неблагодарное это дело — строить прогнозы. Хотя, честно говоря, есть такие депутаты, которых я бы с удовольствием обновил. Некоторые парламентарии, на мой взгляд, занимаются не своим делом. Депутат должен быть ангажирован только своими собственными избирателями.

— Если удастся сформировать фракцию, то она будет как-то противостоять депутатскому объединению «Единая Россия»?

— Вовсе нет. Горсовет — коллегиальный орган, все задачи должны решаться депутатами и фракциями в сотрудничестве. Самое главное, чтобы в парламенте были люди, с которыми можно работать и договариваться. Надеюсь, в следующем созыве у нас будет достаточно единомышленников, выступающих против принятия вредных для города решений и способных отстаивать свою точку зрения. Причем если понадобится, отстаивать ее и на федеральном уровне.
Между прочим, и среди «единороссов» есть такие люди, которых я глубоко уважаю и поддерживаю. Например, депутат ЗС Новосибирской области Николай Мочалин. Новосибирский клуб избирателей поддержит на выборах городского депутата Игоря Салова. Не считаю нужным это скрывать. Надеюсь, что в следующем созыве городского парламента увижу таких людей, как Игорь Кудин, Дмитрий Асанцев, Евгений Яковенко, Сергей Бондаренко. Я искренне желаю им победы.

— Может быть, уже можно озвучить ваши планы на будущий созыв, рассказать о каких-нибудь инициативах?

— Есть что менять в лучшую сторону. Я не поддерживаю разговоров и о том, что город душит бизнес, тех же застройщиков. Недобросовестных — может быть. Но вполне нормально чувствует себя бизнес, который готов брать на себя социальные обязательства. Муниципалитет не в состоянии помогать всем, у него долги перед банками, финансовая нагрузка постоянно растет.
Я считаю, что в конце концов мы должны прийти к тому, чтобы в депутаты выбирали людей с государственным складом ума, которые ставят во главу угла государственные интересы. Это не громкие слова, простая логика: в бедной стране трудно защищать свои частные интересы. Чтобы начать бизнесу зарабатывать, для начала государство и город должны стать богатыми. К сожалению, многие коммерсанты живут одним днем. Но подобный подход обречен на провал.

— Государственным складом ума отличаются скорее вовсе не предприниматели. Но, как показывает практика, у них больше возможностей представлять интересы избирателей. Хотя бы потому, что они могут, как вы уже говорили выше, инвестировать в какие-то проекты…

— Бизнесмен бизнесмену рознь. Может ли кто-нибудь привести пример, когда я лоббировал частные коммерческие интересы в ущерб бюджету Новосибирска? Все стройки, которые ведет ГК «Стрижи», отвечают идеологии социальной ответственности. Мы не только следуем предписанным техническим условиям, берем дополнительную нагрузку. Например, в микрорайоне есть школа, но к ней нет дороги и освещения — дети боятся ходить. Наша строительная компания прокладывает тротуар и устанавливает свет за собственный счет. С моей точки зрения, у предпринимателя голова должна работать именно в этом направлении: он должен стремиться не только заработать как можно больше денег, но и что-то предлагать, отдавать. ГК «Стрижи» нельзя упрекнуть в том, что организация хоть на день просрочили оплату за землю в бюджет, мы всегда рассчитываемся раньше. Я считаю себя не просто бизнесменом, но и государственником, поэтому готов выполнять социальные обязательства.

К сожалению, некоторые коммерсанты идут в парламент, чтобы получить какую-то выгоду и получить возможность пренебрегать, например, исполнением технических условий при застройке. Пользуются своим депутатским влиянием и возможностями, чтобы эту обязанность перекинуть на городской или областной бюджет. Зачем тогда идти вообще в депутаты, если социальная нагрузка тяготит, можно оставаться исключительно бизнесменом. Но в предвыборной кампании обычно многие вещи вскрываются. Мы написали несколько запросов, не постесняемся обнародовать, с какой целью некоторые люди пробиваются в политику. И тут дело не во мне, я за весь город переживаю. Лично мне самому хватило бы денег, чтобы купить жилье за границей, уехать и ни о чем не думать. Но не хочу, мне Новосибирск нравится. Я не космополит. Всю жизнь жил в четвертом микрорайоне, сложно было оттуда уехать. Дочка пошла в школу на Богдана Хмельницкого, пришлось перебраться. Но я скучаю по своему микрорайону и приезжаю туда.

— Может быть, ваш антикосмополитизм и не пускает вас в Законодательное собрание? Ряд депутатов стремятся расширить свое влияние, поменять городской мандат на областной, в том числе строители…

— Конечно, определенная доля самолюбия у меня есть, и все-таки нельзя сказать, чтобы я постоянно гонялся за повышением личного статуса. Есть мнение, что у областных депутатов больше влияния. Но там буду присутствовать не лично я, а человек из нашей команды — председатель новосибирского клуба избирателей Леонид Рыбин.

— Вы возглавляете комиссию по градостроительству уже два созыва. Как считаете, в следующем политическом сезоне вы продолжите им руководить? Были намеки, что у вас это может не получиться после выхода из партии, из фракции «Единая Россия»?

— Во-первых, нужно увидеть, каким будет городской Совет по своей структуре. Во-вторых, посмотрим на конкурентов. В любом случае не так важно, буду я председателем комиссии или нет, главное, что я все равно буду работать и в этой комиссии, и в комиссии по городскому хозяйству. И от общественной деятельности очень долго никуда не уйду. Может быть, и есть какие-то способы повлиять на меня, на то, чтобы я поменьше выступал, — не знаю…

— Что изменится для вас в этот горячий период?

— Практически ничего, я продолжаю работать так, как работал на протяжении многих лет. Единственное, листовки нужно писать и размещать. Но это исключительно для того, чтобы люди не не подумали: если ушел из партии, то и с Советом депутатов завязал. Поэтому нужно заявить о себе и своей команде. Кроме того, необходимо собрать подписи. Наши власти сделали все, чтобы была возможность отфильтровать кандидатов: срок сбора подписей уменьшили, увеличили необходимое количество, практически 100% подписей имеют право проверять. Так что при желании смогут найти причину, чтобы не зарегистрировать неугодного кандидата. Собрать без огрехов 1500 подписей за такой короткий срок сложновато. Но мы найдем выход.

— Сейчас зарегистрировано огромное количество партий. Есть такая, с которой вы полностью во взглядах совпадете? Продолжаются ли переговоры? Или нет такой политической силы, которая полностью отвечает вашим запросам, и поэтому вы до сих пор ни к какой из них не примкнули?

— Не факт, что не примкну. Рано говорить — пойдет выдвижение, посмотрим. Наверное, все-таки нет такой партии, которая бы полностью соответствовала моим взглядам. Нормально отношусь к «Родине», но она не очень активно себя ведет, не знаю, насколько возможно сотрудничество. Близки партии, настроенные патриотически. Все в нашей команде патриоты. По некоторым вопросам мы расходимся с КПРФ, но сотрудничать-то можем! ЛДПР мне симпатична, это по многим вопросам независимая партия. Позволяет себе резкие выпады иногда. Ну и что, я тоже позволяю. Мы общаемся с депутатом Госдумы Дмитрием Савельевым.

— Люди из вашей команды будут сотрудничать с какими-то партиями? Светлану Воронкову, наверное, коммунисты поддержат? А у вас с «ЕР» как?

— Вообще-то у меня нет претензий к «ЕР», идеологически она мне подходит. Просто уверен, что не нужно было устраивать клоунаду с внепартийными праймериз. Я всегда считал, что это партия реальных дел, но начали все передергивать и всех ставить под ружье — мне не нравится строиться.

— Очевидно, в этой партии предпринимаются попытки что-то поменять. Это значит, что вы можете вернуться?

— Наверное, нет. В одну воду дважды не входят.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ