Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Чем помогут бизнесу изменения в ГК РФ с 1 июня 2015 года?

Когда постоянно слышишь про изменения в законодательстве, то начинаешь меньше обращать внимание на них. Хочется стабильности и четкого понимания того, какие законы будут действовать завтра. Однако некоторые из них имеют непосредственное отношение к повседневной деятельности бизнеса. Им и хотелось бы уделить внимание.

Так, 8 марта 2015 года были приняты изменения в Гражданский кодекс РФ, которые касаются обязательственного (договорного) права.

Остановлюсь на некоторых из них, имеющих особую актуальность для бизнеса.

Во-первых, законодатель ввел новую статью 317.1 ГК РФ и изменил содержание статьи 395 ГК РФ. Это в переводе на «человеческий» язык означает, что в случае просрочки оплаты по договору должник должен будет уплатить кредитору проценты по более высокой ставке, нежели применяемая ранее ставка рефинансирования в размере 8,25%.

Теперь можно будет применять ставку рефинансирования (8,25% годовых) плюс среднюю ставку банковского процента по вкладам физических лиц (для Сибирского федерального округа такая ставка для депозитов на срок до 1 года составляет 10,89% годовых). Итого: 19,14% годовых.

Во-вторых, законодатель вводит новый способ обеспечения обязательств – независимая гарантия (ст.368-380 ГК РФ). Теперь ее могут выдавать не только кредитные учреждения, но и любые иные коммерческие организации. Это дает, на наш взгляд, гибкость в выстраивании отношений с контрагентами.

В-третьих, появилась ответственность, касающаяся переговоров по заключению договоров (ст.434.1 ГК РФ). Наверное, каждый из нас мог сталкиваться с ситуацией, когда начавшиеся переговоры с контрагентом вдруг внезапно прекращаются без объяснения причин. Законодатель при определенных условиях позволяет наказывать таких недобросовестных путем взыскания с них убытков.

В-четвертых, законодатель вслед за сложившейся практикой арбитражных судов признал, что при рассмотрении дел о взыскании убытков суд не может отказать в иске в связи с недоказанностью размера этих самых убытков. Суд должен сам в этой ситуации определить такой размер (ст.393 ГК РФ). Это, на наш взгляд, дает больше возможностей бизнесу в доказывании убытков, особо тех из них, что относятся к упущенной выгоде. Главное ─ не только иметь возможности, но и пользоваться ими.

В-пятых, появился также новый способ обеспечения обязательств – обеспечительный платеж (ст.381.1-381.2 ГК РФ). Он напоминает задаток, однако более привязан к гарантированию надлежащего исполнения обязательства. В случае если факта нарушения договора нет, то такой платеж должен возвращаться лицо, его предоставившему.

В-шестых, ну и напоследок, законодатель дает возможность возмещать потери, договариваться об этом, если таковые возникают в результате возникновения обстоятельств, зависящих от третьих лиц (например, от действий органов государственной власти). При возникновении расходов у стороны договора в указанных обстоятельствахони могут компенсироваться другой стороной (ст.406.1 ГК РФ). На мой взгляд, это неплохой инструмент минимизации рисков.

 

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ