Партнер DataInsight, вице-президент iAB Russia

Электроника, билеты, доставка, или Три кита сегодняшней электронной торговли

Объем рынка электронной торговли (e-commerce) материальных товаров в России 2014 году составил 520 млрд рублей, что как минимум на 30% больше, чем в 2013 году. Однако тут стоит сразу оговориться, что значительная часть данного роста, по моим оценкам, около половины — результат инфляции. Реальный же рост составил около 15%.

К основным материальным категориям e-commerce можно отнести бытовую технику, электронику, одежду, обувь и аксессуары. На все остальные сегменты приходится гораздо меньшее количество онлайн-покупок. Однако, говоря о наиболее заметных тенденциях, я бы отметил возрастающую популярность доставки готовой еды. Если в целом количество заказов составляет около 250 млн по стране, то на доставку готовой еды из них приходится порядка 20%. Однако сумма заказа, если мы говорим о еде, меньше, нежели средняя по другим категориям: она составляет примерно 1000 рублей в зависимости от региона против 3000 рублей в остальных. На текущий момент это самая быстрорастущая категория в российском сегменте e-commerce. Одежда и обувь тоже растут достаточно быстро, но вследствие последних событий в стране не совсем понятно, насколько динамично продолжится их рост в 2015 году. Бытовая техника пользуется стабильным спросом, а вот доставка продуктов питания (без учета готовой еды), наоборот, «проседает».

Большое и перспективное направление — аптечный рынок. По большому счету, он живет за счет «хроников» — людей с хроническими заболеваниями, которые регулярно покупают одни и те же лекарственные препараты, и на них приходится порядка 60% заработка аптек. Но продажа лекарств через Интернет в нашей стране запрещена, поэтому если данное направление станет легальным, аптечный рынок станет просто взрывным направлением в сфере онлайн-покупок.
На нематериальные товары и услуги в e-commerce в 2014 году пришлось, по предварительным оценкам, 200–250 млрд рублей. Это в первую очередь билеты на транспорт (порядка 180 млрд рублей), в театр и кино, музыка, кино, книги.
В общей же сложности услугами e-commerce в России в прошлом году воспользовались около 32 млн человек. При этом на Московский регион приходится более трети покупателей и чуть менее половины всех совершенных покупок. А вот количество магазинов в двух столицах в разы больше, чем во всей остальной стране. Фактически региональный рынок интернет-торговли пока пуст — федеральные игроки активно присутствуют на рынке, но их сервис и скорость часто недостаточны для локальных покупателей. Это окно возможностей будет открыто еще 3–4 года, но за это время федеральные игроки могут «отшлифовать» логистику доставок покупок, и ниша уже будет занята.

За последние пару лет значительно улучшила сервис и усилила свои позиции Почта России. Компания обновила штат, технические службы, способы взаимодействия с клиентами и стала более серьезным игроком на рынке интернет-торговли, существенно расширяя возможности федеральных компаний по доставке в регионы и наоборот.

На предстоящем форуме «E-SIB 2015: новые стратегии интернет-продаж», который пройдет Новосибирске, безусловно, планировалось затронуть вопрос, что ожидает в текущих условиях рынок электронной торговли. Однако строить прогнозы на ближайшее будущее российского e-commerce дело неблагодарное, поскольку ситуация в экономике не просто нестабильна, но сценарий дальнейшего развития событий пока непонятен. Согласно последнему прогнозу Банка России, дно кризиса ожидается в январе-феврале 2016 года. При таком раскладе в течение всего 2015 года покупательская способность будет снижаться, а при инфляции в 50% весь возможный рост рынка e-commerce будет инфляционным. Мы ожидаем рост не менее 30% в рублях, но вряд ли более 40%. А вот в количестве заказов интернет-торговля, скорее всего, незначительно упадет в силу того, что у покупателей просто не будет денег.

Будущее e-commerce зависит от целого комплекса факторов — насколько сильна будет безработица в стране, что будет происходить с валютой, с зарплатами. Что можно сказать однозначно: рынок электронной торговли будет растущим, в отличие от рынка ритейла в целом. Рост требований потребителей, стремление к экономии, увеличение информированности приведут к тому, что покупатели все больше будут смещаться в сторону e-commerce.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ