Генеральный директор таксомоторной компании «Гранд-Авто»

Неравные условия игры на таксомоторном рынке Новосибирска

На сегодняшний день в России прекратили свою работу практически все таксопарки, имеющие ранее собственные службы заказа. Вследствие этого произошло разделение таксомоторного бизнеса на службы заказа или агрегаторы, которые формируют объем заказов, таксопарки и частных извозчиков, подрабатывающих в такси. Соответственно, диспетчерские службы на текущий момент напрямую влияют на ценообразование тарифов. И для того чтобы завоевывать большую долю рынка, они демпингуют, не формируя себестоимости поездки.

Нынешнюю ситуацию на таксомоторном рынке характеризуют несколько параметров, но наиболее острый из них — это переизбыток рабочей силы, наметившийся в последние полгода. Экономическая обстановка спровоцировала ощутимый приток большого количества людей, частных лиц в отрасль такси. На рынок пришла прослойка таксистов, готовых работать ниже себестоимости. Очевидно, что никто не проверяет состояние используемых ими автомобилей, не занимается соответствующим подбором персонала, а также не проводит медицинский осмотр водителей. Они либо занимаются частным извозом, либо их «подхватывают» службы заказа такси, проверяя лишь свидетельство о регистрации автомобиля, но абсолютно не интересуются техническим состоянием авто и личностью водителя.

Суть забастовки, которая состоялась в Новосибирске в минувшие выходные, была направлена против службы заказа такси «Лидер». Сайт компании предоставляет на текущий момент справочную базу данных по такси. Таким образом, перевозчик не несет абсолютно никакой ответственности за осуществление таксомоторной деятельности, он уходит от нее через лазейки современного законодательства. Пользуясь данным сервисом, пассажир не знает, кто за ним приедет — представитель таксопарка, индивидуальный перевозчик или частное лицо, подрабатывающее в сложившихся условиях кризиса. При этом, к сожалению, наиболее велика вероятность того, что за вами приедет именно последний.

Как это может отразиться на пассажире? Как ни печально, но самым трагическим образом. И ответственен за это останется только водитель: согласно российскому законодательству, службу заказа не смогут привлечь к ответственности. Каков шанс остаться живым, перебегая восьмиполосную магистраль? Я думаю, небольшой. Так и при вызове такси через сетевую службу заказа: выбор водителя — это рулетка.

На «оздоровление» сложившейся обстановки может повлиять изменение федерального законодательства. Прежде всего необходимо узаконить, что тот, кто формирует цену, кто получает персональные данные о заказе, должен являться перевозчиком, а не службой заказа.

Во-вторых, нужно принять федеральные законы, которые могли бы регулировать работу служб заказа, а не бедолаг-перевозчиков, которые и так пытаются соблюдать требования транспортного законодательства. Демпингуют именно службы заказа, а таксопарки, которых в России уже можно пересчитать по пальцам, страдают. Их ставят в неравные условия с частными водителями, которые ради выручки всегда готовы пойти на демпинг.

Третий момент. Приведу аналогию. Есть такое понятие, как фирмы-однодневки. Если компания, которая заключила договор, не проверила, что она работает с фирмой-однодневкой, ее привлекают к гражданской или даже уголовной ответственности. Почему в таком случае службы заказа, привлекающие десятки и сотни тысяч людей, которые не имеют на это права, то есть априори нарушающие действующий закон, до сих не несут никакой ответственности? Поэтому основная мера, по моему мнению, это запрет привлечения к работе незаконных перевозчиков. Да, тарифы станут более справедливыми, но цена не возрастет многократно — речь идет о порядка 20–30 %. Потому как то, что мы наблюдаем сейчас, — это развал таксомоторного рынка в России. У нас есть хорошие примеры, так, «Яндекс. Такси» в Москве работает по добропорядочной схеме, договариваясь с перевозчиками. В Новосибирске мы, компания «Гранд-Авто», и еще несколько такси соблюдают действующее законодательство, также налаживая контакт с перевозчиками. Некоторые же преследуют лишь одну цель — получение прибыли.

На мой взгляд, только применение жесткого законодательного регулирования таксомоторного рынка в России позволит изменить сложившуюся ситуацию и обезопасить рынок такси для пассажира. Однако за последние несколько лет я не наблюдаю прогресса в этом направлении ни на федеральном, ни на региональном уровне.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ