Генеральный директор и владелец Сибирского офиса компании «ИНТАЛЕВ», эксперт по системам управления.

Риски в бизнесе принимает на себя его руководитель. Это правила игры

На днях мне попалась на глаза заметка Алексея Поспехова, директора компании по мобильной разработке, который довольно резко высказался по поводу ситуации с задержками зарплат авторам изданий холдинга LookAtMedia. Суть его слов сводится совету сотрудникам, которые публично рассказали о задержках выплат, – не жаловаться, а равняться на своих работодателей, которые берут на себя все риски и работают гораздо больше, чем их подчиненные, и в сложившийся ситуации их обвинять нельзя, особенно в такое нелегкое время, как экономический кризис.

«От себя нельзя уволиться, у нас нет такой опции», – Алексей Поспехов позволяет себе говорить от имени всего сообщества бизнесменов. И обращается к сотрудникам LAM, да и, очевидно, ко всем рядовым служащим сразу: «Знайте, Ваши работодатели давно живут в режиме форсажа, прикладывая все свои интеллектуальные силы, чтобы поддерживать тот бизнес и людей, с которыми они начинали свое дело на коленках».

Безусловно, я как предприниматель, который уже 9 лет работает на довольно непростом рынке, разделяю позицию Алексея Поспехова. Я не могу сама себя уволить, работаю далеко не 8 часов в день, и времени на семью остается так мало, что это самая большая моя боль. При этом множество чиновников и руководителей бизнесов, приближенных к власти, позволяют себе работать иначе – распиливая бюджет. Да, действительно, создавать с нуля бизнес в России – это жить на минном поле, где твоей компании каждый день угрожают налоговая и трудовая, новые законы и новые сборы. Вот и собственная жизнь предпринимателя – это стресс, который порождает груз ответственности. Соглашусь с ним и в том, что сейчас крайне непростое время, этот кризис совсем не похож на 2008 год.

Все так, но уважаемый коллега обходит стороной вторую сторону медали – тот пункт в правилах игры, который говорит о том, что «мы в ответе» за тех, кто у нас работает. Мы – бизнесмены, и это – наш предпринимательский риск. Мы осознанно выбрали этот путь, часть которого – нестабильность доходов, и приняли ответственность не только за себя, но и за наших сотрудников. Они же выбрали для себя другую дорогу в жизни, и большой вопрос – должны ли они разделять с нами наши риски?

Разве это не в нашей зоне ответственности – обеспечить рабочие места, выстроить бизнес-процессы, создать систему, которая, в том числе, позволит регулярно выплачивать зарплату сотрудникам?

Не стоит забывать, что выбор людей, которые у нас работают – также зона нашей ответственности. Зачем принимать в команду тех, кто жалуется, кто пришел не зарабатывать, а получать зарплату, кто не готов адекватно понять ситуацию, когда руководитель адекватно ее объясняет, и на короткий период переждать снижение дохода или задержки в выплатах? Получается, что все эти вопросы – к нам, а не к сотрудникам.

Два года назад в моем бизнесе была сложная ситуация: какое-то время проектной загрузки не было вообще. Для компании, которая занимается консалтингом и автоматизацией, это означает подряд эдак 5-6 месяцев простоя – поступления от продаж равны нулю! А текущие расходы никто не отменял: аренда офиса, зарплата, налоги… При этом выплата зарплаты – это 40-60% всех расходов для консалтинговой компании. Мы пережили и временные задержки, и снижение бонусной части зарплат. Да, кто-то из сотрудников не смог работать в таком режиме и принял решение уйти, но костяк команды остался. При этом оклады я всегда выплачивала без задержек – из резервов прибыли прошлых периодов, которые должны были стать моими доходами как собственника. Конечно, этих доходов я тогда не получила, да и свою постоянную зарплату уменьшила почти в два раза, но я уверена, что поступила именно так, как должна была.

Это только мой опыт и мой личный выбор. Насколько я понимаю, у Алексея Поспехова он был бы другим, у кого-то – третьим, и все они имеет место и остаются «на счету» каждого предпринимателя. Но все же считаю, что собственник и сотрудники имеют разные уровни ответственности и вовлеченности, и не стоит сравнивать наш вклад в построение собственного бизнеса и вклад работника в чужой, заметьте, бизнес. Никогда наемный сотрудник не будет думать о вашей прибыли и ваших проблемах так, как вы, и это абсолютно нормально.

Кроме того, ситуация, на которую так живо откликнулся Алексей Поспехов – не ситуация кризиса. Судя по тому, что пишут сотрудники, в изданиях LAM задержка выплат гонораров стала нормой уже довольно длительное время назад. А это уже нарушение правил игры. Быть порядочным человеком и работодателем нужно в любое время.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ