Директор ООО «Информационные системы и сервисы» (г. Новосибирск)

ИТ-отрасль вполне жизнеспособна, если ее не трогать

В апреле 2015 года Минкомсвязи утвердило приказ об отраслевом плане импортозамещения программного обеспечения (ПО). Документ определяет, каковы к 2025 году должны быть максимальные доли импорта в различных сегментах программных продуктов. Однако так ли нуждается ИТ-отрасль в регулировании со стороны государства?

Отраслевой план импортозамещения ПО включает в себя три блока, в каждом из которых намечены ключевые мероприятия, а также установлены сроки и этапы их реализации.

Первое направление плана импортозамещения ПО предполагает предоставление преференций отечественной ИТ-продукции при осуществлении закупок за счет государственных средств. Оно распространяется на сегменты рынка корпоративного ПО, в которых уже существует задел в виде конкурентоспособных отечественных ИТ-продуктов. После общественных обсуждений до 15 мая 2015 года проект планируется доработать и только потом внести в правительство.

Второй блок плана включает поддержку коллективной разработки ПО в тех сегментах рынка корпоративного ПО, где, по оценкам Минкомсвязи, нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов. Сюда отнесены клиентские и мобильные операционные системы (ОС), где импорт составляет 95%, серверные ОС, СУБД, средства управления «облачной» инфраструктурой виртуализацией. Максимальная доля импорта во втором блоке — у пользовательского офисного ПО: она составляет 97%, а к 2025 году должна снизиться до 50%. До 1 июня 2015 года Минкомсвязи вместе с заинтересованными отечественными ИТ-компаниями и отраслевыми ассоциациями планирует разработать и внести в Правительство проект распоряжения о создании автономной некоммерческой организации (АНО), деятельность которой будет направлена на организацию коллективной разработки ПО для сегментов с высоким уровнем зависимости от иностранных решений. План устанавливает сроки разработки такого ПО до 2025 года включительно.

Третье направление отраслевого плана импортозамещения предполагает господдержку отечественных производителей в сегментах рынка ПО, связанных с отраслевой спецификой, таких как: ПО для промышленности, топливно-энергетического комплекса, строительства, здравоохранения, финансового сектора, транспорта. Наибольшие доли импорта в этом блоке — у ПО для ТЭК и здравоохранения: 95% и 90% соответственно. По задумке Минкомсвязи, в 2025 году по всем категориям третьего направления доля импорта не должна превышать 50%.

На мой взгляд, создание подобного плана – это шаг к тому, чтобы регулировать отрасль, т.е. то, чем и должно заниматься профильное ведомство. Однако важен один нюанс – особой нужды в регулировании с точки зрения меня, как представителя отрасли – нет. Можно спокойно работать на признанных международных или отраслевых, используемых де-факто стандартах, использовать системное и прикладное ПО международных корпораций, и спокойно зарабатывать деньги на внедрении, адаптации, доработке их продуктов, да и многие разработчики в России участвуют в их создании. Целые подразделения в России работают на Microsoft, Oracle,EMC и другие известные компании. Работы реально много на внедрении как импортных, так и отечественных продуктов внутри страны, а также и на ставшем значительно более конкурентоспособным направлением аутсорсинговой разработки для зарубежных заказчиков. Кроме того, иногда получается создавать вполне успешные программные продукты, использующиеся по всему миру, одним из наиболее ярких примеров – продукция «Лаборатории Касперского». Т.е. что-то делать, чтобы индустрия существовала, совершенно не нужно, она вполне жизнеспособна, если ее не трогать.

Но с учетом уже произошедших случаев отказа в продаже программных решений со стороны некоторых западных компаний в прошлом, 2014 году в связи с санкциями, безусловно, нужно иметь альтернативы, если наша страна претендует на роль государства, которое готово проводить независимую политику, где-то противоречащую политике большинства других стран. Здесь без участия государства, на мой взгляд, обойтись сложно, поскольку рынок программной разработки весьма специфичный, и если значительную долю сегмента рынка занимает продукт одной компании, то остальные конкуренты легко «давятся» (т.к. тиражирование продукта составляет ничтожную долю от стоимости его создания, а денег с продукта, а значит и на его развитие, у этой компании больше, чем у остальных конкурентов), и создать что-то конкурентное после этого в этом сегменте – чрезвычайно сложно, т.е. нужны огромные инвестиции в создание конкурентоспособного продукта. Политика, проводимая государством по поддержке одних компаний и ограничению других не уникальна в мировой практике. Вспомните, сколько было антимонопольных дел и штрафов против той же Microsoft – в Европе, Кореи, Японии? Я уже не говорю про поддержку индустрии разработки ПО в Индии, которая осуществлялась с середины 80-х годов прошлого века, а в настоящий момент по аналогии с Индией осуществляется в том числе и в Китае.

Но немаловажно и другое – просто финансовые «вливания» будут бесполезны, поскольку они должны поддерживаться постоянно, если не увеличивается доля мирового рынка для отечественных продуктов. А примеров успешных отечественных продуктов – крайне мало, и в основном они нишевые (антивирусы, распознавание, переводчики, некоторые интернет-сервисы (Яндекс в первую очередь), и 1С, которая по факту востребована в основном только в странах бывшего СССР). Из последних достижений – могу упомянуть только 2GIS, уверен, у них большое будущее, но у них разработка программного программного продукта – это далеко не все, помимо этого проделывается большая работа. Исходя из этого, я отношусь скептически к идеям, что получив инвестиции от государства, какие-то компании смогут захватить кусок международного рынка. Именно поэтому я рад, что планируется поддержка коллективной разработки того же системного ПО, т.е. если я правильно понимаю терминологию – это создание продуктов на базе open-source платформ. Но это должно быть общей концепцией, по факту все органы власти, органы местного самоуправления, а также компании с государственным участием сейчас продолжают закупать лицензии Microsoft, Oracle и других западных вендоров. Вливать какие-то деньги в развитие продуктов на базе open-source, и параллельно поддерживая конкурентов в лице Microsoft/Oracle – очень странная политика.

Другое дело, что этот приказ – лишь план, причем достаточно «пустой», в котором конкретных действий не указано, а как говориться: «дьявол в деталях». И вопросов – очень много. Не очень понятно, с какими именно организациями будет идти обсуждение мер поддержки с их обоснованием, и как попасть в это число. Зачем нужно создавать АНО для организацию коллективной разработки, и как эта организация разработки будет осуществляться? По инвестированию ОАО «Росинфокоминвеста» — непонятны критерии, по которым будут отбираться проекты. Наконец, почему паспорта проектов разрабатывают опять же организации и отрасли, если специально для этого создается АНО?

От ответов на эти вопросы и будет зависеть, насколько удастся выполнить этот план, а не просто потратить определенную сумму из бюджета без достижения каких-либо результатов для отрасли и общества в целом.

Ну и самое интересное – откуда взяты эти показатели из приложения к приказу? Как проводилась оценка, почему они такие сейчас, почему будут такими в 2020 и 2025 году? Где дорожная карта, что планируется сделать, чтобы они стали такими, какие для этого должны быть условия? Выбор отраслей в принципе, понятен, это отрасли, которые необходимы для обеспечения независимости.

Но исходя из моей оценки отрасли, в России велика доля отечественных разработок программного обеспечения для здравоохранения, финансового сектора, транспорта, процент импорта отраслевых бизнес приложений по этим сегментам по моей оценке уже сейчас ниже целевых 50%. Я допускаю, что имелось в виду, что многие отечественные разработчики используют платформы Microsoft/Oracle/IBM, но они в любом случае должны использовать что-то, поскольку написать свою платформу с нуля – это очень долго, дорого, и зачастую экономически нецелесообразно. Но если нужно обеспечить независимость в плане платформ, то надо и идти к этому последовательно, а не параллельно, как сейчас в плане, т.е. сначала создать эти платформы, на базе open source software (СПО) или проинвестировав в их создание с нуля, а потом уже взаимодействовать в разработчиками отраслевых решений для перехода на них. Но с учетом уровня инвестиций Microsoft (только в R&D это $10,4 млрд), т.е. более 500 млрд рублей по текущему курсу, – и это только одна компания, и параметров нашего бюджета РФ на 2015 год, ни о каком создании с нуля конкурентоспособных продуктов в таком количестве, как указано в плане речь идти не может, с учетом того, что у западных компаний продукты уже есть и это средства, вкладываемые в развитие существующих, а не создание новых программных решений.

Таким образом, я вижу выход не в создании новых платформ, а в активной поддержке использования open-source решений и их развитии вместе с какой-то частью мирового ИТ-сообщества, а не отгораживание от него с попытками создать очередные «велосипеды», которые нигде больше не будут востребованы, и которые будут стоить столько, что западные коммерческие компании будут или смеяться, или удивляться, как можно было потратить на ЭТО столько денег.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ