Банкротство как инвестиционный инструмент

Развернувшийся в России экономический кризис грозит банкротством множеству предприятий. В бизнес-среде сетуют на политику, указывая в числе негативных причин, приведших к финансовым трудностям, присоединение Крыма и конфронтацию с западным миром. Однако безотносительно источников возникших экономических сложностей кризис дает, помимо прочего, положительный эффект.

Банкротятся в первую очередь неэффективные предприятия. И если при благоприятной экономической конъюнктуре у государства возникает соблазн спасать убыточные производства ради сохранения рабочих мест и социальной стабильности, то кризис в этом смысле не оставляет выбора — поддержка существования постепенно затухающих производств становится неприемлемой. Во время кризиса предприятие либо само выкарабкивается из финансовой ямы, либо перестает существовать. Способные пережить кризис производства после выхода из него со временем становятся сильнее.

Предприниматель, занимающийся своим бизнесом, присутствует на работе 24 часа в сутки. Если он, пусть даже на короткое время, выключится из бизнес-процесса, то рискует уступить конкурентам, недооценить риски, потерять ощущение рынка, который в ответ может его поглотит. Кризис мобилизует предпринимателя, в том числе успешного, у которого часто возникает соблазн несколько отойти от процесса, поскольку «все и так само по себе хорошо идет» — однако зачастую подобная инерционность может обратиться в неэффективность.

Приведу конкретный пример — банкротство новосибирского ЦУМа, в деле которого мы представляем интересы конкурсного кредитора. 10 лет назад ЦУМ был чуть ли не главным магазином Сибири — туда приезжали даже из других городов, например, Томска и Кемерова. Это был хэдлайнерский магазин. Но рынок ритейла начал развиваться, в Новосибирск зашла «Мега», позже «Аура», начали строиться другие торговые центры, а ЦУМ «расти» перестал. Десять лет назад у ЦУМа была концепция развития. Предполагалось на месте старого здания построить новое — с увеличением полезной пощади в несколько раз, в плане была подземная парковка с удобными заездами, на первых этажах — магазины, а на этажах выше — отель. Сейчас формат новосибирского ЦУМа окончательно потерял актуальность, но его собственник от поиска новой концепции отказался. Например, томский ЦУМ, оказавшись в схожей ситуации, в итоге смог адаптироваться к новой реальности — сейчас в нем продаются вещи люксового сегмента, и несмотря на то что в Томске продолжают открываться новые торговые центры, ЦУМ не ощущает на себе отток клиентов, а возле здания до сих пор негде припарковаться. А теперь сравните ситуацию с Новосибирском.

Таким образом, говоря о процедуре банкротства, я всегда настаиваю на том, что это начало новых инвестиций. В то время, когда начинают валиться неэффективные управленцы, у более эффективных появляются возможности поглощать их и развивать новые рынки.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ