Продать душу. Вторая попытка

В текущем 67-м театральном сезоне Новосибирский государственный академический театр оперы и балета анонсировал два новых спектакля: оперу «Фауст» Шарля Гуно и балет «Корсар» Адольфа-Шарля Адана. Пока полномасштабные премьеры проходят все стадии подготовки, самые нетерпеливые могут познакомиться с концертным исполнением «Фауста». Первое представление состоялось в рамках Рождественского фестиваля в начале декабря, второе — в разгар праздников, 8 января. Следующие показы намечены на 18 февраля и 27 марта в Доме ученых СО РАН.

Концертное исполнение оперы «Фауст» в четырех актах с прологом, либретто которой основано на событиях первой части легендарной трагедии Гете, прошло при почти полном зале, несмотря на традиционную новогоднюю расслабленность публики. Строгое черное оформление сцены стало отличным фоном для солистов, хора и оркестра, который ради такого случая предстал перед публикой во всей красе, поднявшись из оркестровой ямы. И это не случайно — оркестр и хор в этой опере имеют возможность в полной мере продемонстрировать свое мастерство. Дирижировал спектаклем Евгений Волынский, ему же принадлежит музыкальное руководство постановкой.

«Считаю, что результат нашей работы можно назвать очень достойным: партии полностью разучены, солисты, хор и оркестр справились с работой на приличном европейском уровне. Особенность этой постановки в том, что в труппе появилось много интересных новых имен. Мы уже хорошо знаем Ирину Новикову, исполнившую партию Маргариты, поэтому хотелось бы особо отметить Павла Кучина и Александра Краснова, для которых партии Фауста и Мефистофеля стали первыми работами такого масштаба на нашей сцене. Надо отметить, что они справились с задачей на очень высоком уровне», — отметил Евгений Волынский.

Для Владимира Кучина премьера стала особенно важной — он начал сотрудничество с труппой театра только в конце прошлого театрального сезона по приглашению директора НГАТОиБ Бориса Мездрича. До этого он был связан с музыкой как любитель: в годы учебы в МГТУ им. Баумана пел в университетском хоре Gaudeamus, затем работал в Новосибирске в инженерно-проектной сфере, а в свободное время участвовал в филармонических и консерваторских концертах, выступал с инструментальными коллективами. Кучин дебютировал в «Князе Игоре» Бородина, потом освоил партию Водемона в «Иоланте» Чайковского, и вот теперь — Фауст, о котором артисты мечтают годами.

Обладатель баса-баритона Александр Краснов пришел в труппу новосибирского театра оперы и балета в прошлом году, до этого он с 2003 года нарабатывал опыт и довольно обширный репертуар в Свердловском театре музыкальной комедии, Михайловском театре, Челябинском театре оперы и балета. Его Мефистофель получился весьма убедительным, несмотря на молодость исполнителя, хотя, возможно, не вполне инфернальным. Зато Павел Янковский смог придать привлекательность и глубину образу Валентина, брата соблазненной Маргариты. Известно, что положительных героев играть сложнее, но в его исполнении даже немодная патетическая добродетель заслужила горячую встречу у публики.

«При подготовке оперы мы решились на эксперимент — партия влюбленного юноши Зибеля, которую традиционно исполняют обладательницы меццо-сопрано, была доверена мужчине. Виктор Дитенбир, магистрант Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки, достойно справился с поставленной задачей», — отметил Евгений Волынский. Хороша была и Светлана Токарева в партии Марты — вдовушки, готовой выскочить замуж хотя бы и за самого Мефистофеля.

Важно отметить, что сегодня оперная труппа может позволить себе роскошь давать «Фауста», полностью меняя состав, что говорит о серьезных резервах развития. Первое представление прошло в исполнении Владимира Чеберяка (Фауст), Ирины Чуриловой (Маргарита), Николая Лоскуткина (Мефистофель), Романа Бурденко (Валентин), Ирины Шишковой (Зибель), Татьяны Горбуновой (Марта) и Андрея Триллера (Вагнер). Состав исполнителей для ближайших представлений концертного варианта «Фауста» еще не определен.

«Давайте предоставим публике возможность «поверить алгеброй гармонию» и решить, какое из исполнений можно считать лучшим», — предлагает Евгений Волынский. И если о нюансах исполнения отдельных солистов можно и нужно спорить — это одно из особых удовольствий от похода в оперу, — то в превосходной оценке работы хора разночтений не наблюдается. «Хор сделал свою работу очень хорошо и звучал довольно ярко», — отметил постановщик оперы и главный хормейстер театра Вячеслав Подъельский.

Узнать, кому выпадет честь выйти на сцену в вечер премьеры полной сценической версии, тоже пока невозможно: по словам директора театра Бориса Мездрича, состав зависит от множества факторов, но, безусловно, это будут лучшие силы. В частности, о своем горячем желании участвовать в премьере заявила Вероника Джиоева: «Маргарита — это партия, о которой я мечтаю, которая идеально ложится на мой голос, и я буду очень стараться найти возможность приехать на премьеру».

«Судя по высокому интересу зрителей к концертному исполнению оперы «Фауст», мы правильно выбрали название для предстоящей премьеры. Можно отметить, что видеосопровождение, созданное Игорем Селиным, получилось интересным и полезным для восприятия содержания оперы. Концертные исполнения, с одной стороны, позволяют зрителям подготовиться к встрече с полным сценическим вариантом оперы, а с другой стороны — помогают артистам прийти в лучшую форму. К тому же это отличная возможность представить зрителям молодые силы нашей оперной труппы», — отметил Борис Мездрич.

Осуществление постановки было доверено молодому петербургскому режиссеру Игорю Селину, больше знакомому публике по драматическим постановкам, что станет, пожалуй, главной интригой предстоящей премьеры. Проявив творческий подход, Селин придал зрелищности и сценическому варианту постановки: на заднике сцены попеременно появлялись то фотографии и эскизы, иллюстрирующие историю постановок оперы, то завораживающе странные работы немецкого художника Вильгельма Холса, то крупные планы солистов, хора и оркестра в режиме реального времени.

Богатый, эмоционально насыщенный видеоряд, иллюстрирующий идею путешествия во времени, вызвал неоднозначную реакцию публики. Работы Холса, наглядно иллюстрирующие тот сумрак, куда завели родную цивилизацию игры во вседозволенность, вошли в диссонанс с чарующе-прекрасной музыкой Гуно. Однако сегодня рассказывать историю о договоре ученого с дьяволом так же простодушно, как и в 1859 году, когда опера впервые была исполнена в Париже, вряд ли возможно.

Сам Игорь Селин утверждает, что для него главным в работе над «Фаустом» стала идея чистой любви и всепрощения Маргариты, благодаря которым Фауст был спасен. Составить полное представление о режиссерской концепции, а также о работе сценографа Александра Орлова, художника по свету Глеба Фильштинского и художника по костюмам Ирины Чередниковой мы сможем в июле, когда состоится премьера сценического варианта «Фауста».

«Мы приготовили для зрителей еще несколько интересных событий, ближайшее из которых — симфонический концерт нашего оркестра под руководством нового главного дирижера Айнарса Рубикиса, который уже активно включился в жизнь театра. Концерт пройдет 28 января, солировать будет прекрасный британский пианист Питер Донохью. На 3–4 апреля назначена премьера балета «Корсар», в середине марта пройдет Пятый Сибирский фестиваль балета», — поделился планами Борис Мездрич.

Из зрительного зала

Валерий Бродский, советник правительства Новосибирской области по культуре:

— В целом спектакль мне понравился, несмотря на то что обычно я не очень доверяю концертным исполнениям без костюмов, декораций, актерского взаимодействия. Но в случае с «Фаустом» меня все устроило. Демонстрация интересного видеоряда, которую организовал режиссер, сделала представление более интересным, но особенно порадовало живое, выразительное исполнение. К тому же я услышал много новых солистов, значит, труппа растет, развивается. В целом впечатление от концертного исполнения очень хорошее, так что теперь я предвкушаю удовольствие от полноформатной премьеры этой прекрасной оперы, долго отсутствовавшей в репертуаре театра.

Мария Кудрявцева, директор ООО «Щит здоровья»:

— Признаться, в оперном театре я не была довольно давно, поэтому приглашение подруги сходить на «Фауста» приняла с удовольствием. И ни минуты не пожалела — эти три с лишним часа великолепной музыки Гуно стали для меня настоящим праздником. Хор и оркестр были великолепны, и солисты порадовали ярким, артистичным исполнением. Приятно было услышать со сцены знаменитые арии, которые каждому из нас неоднократно доводилось слышать в записи. К тому же сама встреча с театром, любимым с детства, доставила мне массу положительных эмоций.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ