Удержать и преумножить абонентскую базу

В течение трех кварталов 2011 года рынок широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в Новосибирске продолжил стабильно расти, продемонстрировав по состоянию на 1 октября рост 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Позитивную динамику показывает и уровень проникновения услуг ШПД, достигший отметки в 67%. Среди интернет-провайдеров наиболее высокие темпы роста в сегменте B2C продемонстрировали «ТТК-ЗС» и «Новотелеком». Медленнее рынка удалось вырасти в Новосибирске компании МТС. Несмотря на то что расклад сил на рынке ШПД по итогам трех кварталов не претерпел кардинальных изменений, интеграционные сделки, произошедшие с рядом крупных компаний рынка, могут существенно изменить расстановку сил в будущем.

На момент сдачи материала в распоряжение «КС» так и не поступила статистика агентства iKS-Consulting по итогам трех кварталов 2011 года на рынке ШПД. В связи с этим при подготовке данной публикации использовались цифры, предоставленные самими участниками рынка. В то же время при появлении независимых статистических данных «КС» планирует сопоставить эти данные и привлечь к диалогу самих интернет-провайдеров.

Под руководством Максима Кудрявцева статус лидера по показателю абонентской базы физических лиц по итогам трех кварталов 2011 года сохранил «Ростелеком» с показателем 140 тыс. абонентов (+25%). В дальнейшем у «Ростелекома» есть все шансы сохранить лидерство. В частности, на этой неделе оператор вывел на рынок первый федеральный продукт — услугу «Домашний Интернет», которая будет предоставляться жителям всех федеральных округов РФ.

Второе место по показателю абонентской базы удерживает возглавляемый Олегом Игнатенко «Новотелеком», у которого в Новосибирске 125 000 абонентов среди физлиц, что на 47% больше, чем в аналогичном периоде 2010 года. Кроме того, в начале ноября крупнейший провайдер Новосибирска объявил о своем объединении с крупным томским оператором «Томтел» и кемеровским GoodLine («Е-Лайт-Телеком»). Все три компании должны продолжить работу в прежнем кадровом составе и с прежними брендами, а доли в объединенной компании получат пропорционально нынешние акционеры всех трех операторов. Сама сделка будет закрыта в начале 2012 года, после окончания всех юридических процедур и получения необходимых одобрений. Благодаря интеграционной сделке совокупная абонентская база объединенного оператора, по данным «Новотелекома», составит 250 тыс. абонентов высокоскоростного Интернета и 80 тыс. абонентов кабельного телевидения в 11 городах трех областей. В планах объединенной компании — выйти на рубеж 500 тыс. абонентов. При этом выручка объединенного оператора за 2011 год планируется в размере 1,8 млрд рублей. Объединение провайдеров должно повысить эффективность их работы и расширить возможности для развития. Так, уже до конца года между всеми абонентами объединенного оператора будет организована единая сеть с высокой пропускной способностью.

Третье место удерживают «Сибирские Сети». Под руководством директора по продажам и маркетингу Сергея Вепренцева, ранее проработавшего в «ТТК-ЗС» и «Новотелекоме», оператору удалось по итогам трех кварталов нарастить абонентскую базу до 90 тысяч пользователей, что в среднем на 25–30% больше, чем годом ранее. В отличие от Олега Игнатенко, гендиректор и основатель «Сибирских Сетей» Олег Кусь выбрал другой путь сохранения независимости своей компании от федеральных операторов, анонсировав в сентябре этого года продажу 20% акций «Сибирских Сетей» стратегическому инвестору в лице инвестиционного фонда CapMan. По словам участников рынка, «Сибирские Сети» уже давно искали себе партнера среди инвесторов для финансирования своих планов, однако при этом собирались развивать свой бренд и оставаться независимыми от крупных федеральных игроков, которые активно рассматривали региональных провайдеров на предмет покупки. Коммерческий директор «Сибирских Сетей» Павел Козлов убежден, что преимуществами регионального провайдера являются гибкость и возможность быстрого реагирования на потребности клиентов, в то время как у федеральных компаний есть масштаб. Полученные средства провайдер намеревался в том числе вложить в активную географическую экспансию. Так, оператор уже купил барнаульского провайдера Altline и кемеровского «Русский медведь». В ближайшее время компания планирует выйти в ряд других небольших городов Сибири, а инвестиционный директор CapMan Russia Максим Попов при этом не исключил и выход «Сибирских Сетей» даже за границы Сибирского федерального округа. Как и объединенный оператор «Новотелеком-GoodLine-Томтел», к 2015 году «Сибирские Сети» планируют иметь 500 тысяч абонентов, а размер выручки к этому времени должен составить 2 млрд рублей в год.

Далее располагается «ЭР-Телеком», которая под руководством нового директора Станислава Дариенко вышла в Новосибирске на показатель более 60 тысяч интернет-пользователей, что на 25% больше, чем годом ранее. А замыкает Топ-5 «ТТК-ЗС», возглавляемый Александром Соловьевым. По оценкам самого «ТТК-ЗС», по итогам трех кварталов абонентская база оператора на рынке ШПД в Новосибирске удвоилась и достигла 30 тыс. абонентов. Долю на рынке ШПД в Новосибирске «ТТК-ЗС» ее коммерческий директор Борис Плетнев в настоящий момент оценивает на уровне 8%.

За пределами Топ-5 находится возглавляемая Александром Соловенчуком компания МТС, купившая в прошлом году новосибирского провайдера CityHomeNet, а в этом году — барнаульскую Inteleca. Если в целом по Сибири оператор демонстрирует высокие темпы роста абонентской базы физлиц (+40%), то в Новосибирске в силу проведения процедуры интеграции с CityHomeNet компании удалось продемонстрировать более скромный показатель (+5%), что меньше общего темпа роста рынка ШПД. При этом размер абонентской базы в МТС не разглашают, поэтому в случае ранжирования оператора «КС» опирался на экспертные оценки участников рынка.

Нижнюю строчку в силу ограниченности географического охвата традиционно занимает «Первая Миля» (Academ.org), возглавляемая Андреем Федотовым. Стоит отметить, что оператор принадлежит «Норильсктелекому», который в свою очередь принадлежит «КИТ-Финансу», а тот — компании «РЖД». Учитывая, что «РЖД» является одним из основных акционеров ТТК, в будущем, по словам участников рынка, нельзя исключать возможность объединения телекоммуникационных активов «РЖД» в одну компанию.

В целом интернет-провайдеры убеждены, что интеграционные процессы на рынке будут продолжаться. По мнению коммерческого директора «ТТК-ЗС» Бориса Плетнева, ситуация на рынке ШПД будет аналогична текущей модели на рынке сотовой связи — 4–6 крупных игроков, — ожидается, что в Новосибирске это будут МТС, «Билайн», «ЭР-Телеком», «Ростелеком», «ТТК». «До текущего момента независимые провайдеры становились частью федеральных операторов, однако на рынке появилась новая практика —объединение региональных компаний. В любом случае консолидация — одна из главных тенденций современного рынка связи», — рассуждает Борис Плетнев. Что касается влияния интеграционных сделок на рынок ШПД, то, по его мнению, процесс объединения сетей связи, систем учета абонентов создает определенные неудобства для пользователей. У конкурентов в это время появляется дополнительная возможность нарастить собственную абонентскую базу.

Корпоративный рынок

Емкость новосибирского корпоративного рынка ШПД провайдеры приблизительно оценивают в размере от 14 до 20 тысяч компаний. При этом количество участников B2B-рынка ШПД существенно больше, чем в сегменте B2C, так как на этом рынке в дополнение к игрокам сегмента B2C присутствуют операторы, ориентированные исключительно на рынок B2B. К этой категории, в частности, можно отнести «Авантел», «Энфорту», «РТКОММ-Сибирь» (дочерняя структура «Ростелекома»), «Билайн Бизнес», «РИСС-телеком» (Effortel), «Мегаком», «Стартелеком-Новосибирск», Orange Business Services. В свою очередь к провайдерам, представленным как на рынке B2B, так и в большей степени на B2C, можно отнести «Ростелеком», «Новотелеком», «Сибирские Сети», «ЭР-Телеком», «ТТК-ЗС», МТС, «Первую Милю» (Academ.org). Каждый из операторов B2B может похвастать наличием крупных заказчиков с громкими именами, однако аналитики сходятся в том, что на сегодняшний день рынок перенасыщен, и успешно конкурировать на нем провайдерам все сложнее и сложнее.

Лидером в сегменте B2B является «Ростелеком», по собственным оценкам которого, его доля по итогам первого полугодия составляет более 23% (без учета «РТКОММ-Сибирь»). Сопоставимые между собой абонентские базы в размере 3000 компаний сегмента B2B, по данным «КС», имеют компании «Авантел», «Новотелеком», «Сибирские Сети», «Билайн Бизнес».

В частности, «Новотелеком» рапортует о наличии 3100 корпоративных клиентов, что на 50% больше, чем год назад. В свою очередь абонентская база «Сибирских Сетей» в сегменте B2B составляет более 2800 корпоративных клиентов, компания оценивает свою долю на рынке B2B в размере 20%. По ее данным, в среднем оператор подключает более 100 новых компаний в месяц.

Чуть меньший показатель демонстрирует «ТТК-ЗС» с числом корпоративных клиентов порядка 2000. До 2010 года компания работала в основном с крупными клиентами, среди которых государственные и коммерческие структуры, а с 2010 года начала активно предоставлять услуги среднему и малому бизнесу. В компании отмечают, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года клиентская база удвоилась, в частности, к сети «ТТК-ЗС» подключено уже более 50 торговых и бизнес-центров Новосибирска.

Наименьшую цифру по сегменту B2B из опрошенных «КС» операторов называют в «Мегакоме», где абонентская база достигла 870 абонентов, что на 35% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. А в «ЭР-Телекоме» ведут статистику не в количестве абонентов B2B, а в количестве компаний. Компания предоставляет доступ в Интернет в Новосибирске для 800 компаний, что на 25% больше, чем годом ранее. Остальные компании данные о своей абонентской базе в сегменте B2B «КС» не предоставили.

Примечательно, что локомотивом роста для многих операторов на рынке выступают не крупные компании, а малый и средний бизнес. Так, по словам главы Новосибирского представительства Orange Business Services Евгения Фоменко, количество крупных корпоративных клиентов у его компании увеличилось на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество же клиентов из сегмента среднего и малого бизнеса за три квартала 2011 года увеличилось более чем на 75%.

Удержание абонентской базы

По наблюдениям Бориса Плетнева, сибирский рынок ШПД продолжает расти, несмотря на высокий уровень проникновения, составляющий порядка 65%. Однако с расширением сети экстенсивный характер увеличения базы меняется на интенсивный — так, в настоящий момент, по оценкам «ТТК-ЗС», около 70% всех подключенных абонентов ранее уже пользовались доступом в Интернет, предоставляемым другими провайдерами.

В итоге рынок пришел к ситуации, когда абонент выбирает провайдера, и успешность последнего зависит не только от маркетинговой политики, но и от качества предоставляемых услуг и сервисов. Практически все игроки рынка направляют вектор развития в сторону качества услуг и набора абонентских сервисов. «Гонка скоростей уже давно подошла к концу, сегодня обычного абонента интересует не столько скорость, сколько качество услуг, разнообразие и удобство сервисов», — резюмирует Павел Козлов.

Гендиректор «Новотелекома» Олег Игнатенко придерживается другого мнения. «Основным инструментом наших конкурентов остаются скидки при подключении на промотарифы, которые действуют несколько месяцев. Таким способом серьезных изменений на рынке не добьешься. Абонент «голосует» за качество и сервис, а их высокий уровень обеспечивают не только выбранные технологии. Так что рынок пока готовится к глубинным и фундаментальным действиям в конкурентной борьбе», — поясняет Олег Игнатенко. На текущий момент, по его словам, уровень конкуренции нельзя назвать жестким.

Чтобы минимизировать отток клиентов, операторы активно внедряют бонусные программы, в рамках которых абоненты оператора регулярно получают множество преимуществ в виде скидок на услуги и подарков просто за то, что пользуются ресурсами компании. В качестве других мер можно отметить наращивание пакета услуг, в частности, расширение количества предоставляемых каналов в цифровом телевидении, объединение ресурсов в единую региональную файлообменную сеть, а также мониторинг качества обслуживания и активная работа над технической поддержкой абонентов. Директор филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Новосибирске Станислав Дариенко отмечает, что ключевая задача в направлении удержания абонентской базы — сделать так, чтобы абонент смог пользоваться услугами и сервисами провайдера, оплачивать их и решать возникающие технические вопросы в «одно касание» — при первом же обращении в компанию или даже без него, а самостоятельно. А Александр Соловенчук обращает внимание на то, что создание единой системы продаж и обслуживания в части интеграции контактных центров и офисов позволяет повышать сервисные возможности и как следствие лояльность абонентов, снижая при этом операционные издержки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ