Павел Бетсис: «Потенциал Сибири больше, чем то, что мы сегодня умеем из него извлекать»

Американская компания Cisco — одна из крупнейших ИТ-компаний, бренд которой является одним из самых дорогостоящих, в мире и на Западе известен не менее, чем Microsoft или IBM. В России Cisco очень хорошо представлена на рынке B2B, но не столь хорошо известна на потребительском рынке. О том, как Cisco развивается в России, насколько значима для нее Сибирь в плане сбыта своих продуктов и площадки для их производства, корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал генеральный директор ООО «Сиско Системс» ПАВЕЛ БЕТСИС.

За последнее время известности компании Cisco прибавил прошлогодний визит в ее штаб-квартиру президента России Дмитрия Медведева, после которого компания обещала инвестировать $1 млрд в инновационную отрасль экономики России и анонсировала активное участие в проекте Сколково. Визит первого лица государства во многом приписывается заслугам самого Павла Бетсиса. Более того, по некоторым данным, именно Павел Бетсис рассматривался Кремлем в качестве приоритетного кандидата на пост главного исполнительного директора фонда «Сколково». В российской ИТ-индустрии Павла Бетсиса считают очень весомой фигурой. В ИТ-отрасли он задействован с 1985 года, до прихода в Cisco работал в штаб-квартире IBM в США, а образование получил в университетах Торонто и Гарварда.

Вместе с тем за последние годы у Cisco в Росси появился грозный конкурент. Российская корпорация средств связи, принадлежащая «Ростехнологиям» и возглавляемая бывшим главой российского подразделения Cisco Робертом Эйджи, взяла курс на активное развитие в стране, сделала несколько громких заявлений относительно своих планов по развитию в России и скептически оценила планы Cisco. Несмотря на явные выпады, в самой Cisco эти заявления не комментируют и позитивно оценивают свои перспективы на рынке.

— Как вы оцениваете работу Cisco в России по итогам 2011 финансового года? Какие направления продуктов и услуг стали ключевыми для развития компании?

— Все продажи продуктов Cisco в России осуществляются не напрямую нашей компанией, а нашими партнерами. Сейчас у нас порядка 1200 партнеров разных уровней, и их число постоянно растет. По итогам 2011 финансового года поставки оборудования Cisco в Россию нашими партнерами в стоимостном выражении выросли на 84,5%, то есть примерно в три раза больше, чем вырос сам рынок. Таким образом в целом 2011 финансовый год стал едва ли не самым успешным за всю 16-летнюю историю работы компании Cisco в России. Наибольшую долю на рынке (более 50%) Cisco сейчас имеет в области коммутаторов, беспроводных решений, цифрового видео, а также маршрутизаторов.

Нашими ключевыми технологическими направлениями для развития являются магистральная маршрутизация, коммутация и услуги, решения для совместной работы приложений, виртуализация ЦОД, облачные вычисления, видеотехнологии, архитектуры для трансформации бизнеса. Последнее очень важно, так как дает нашим заказчикам гибкость платформ для динамичного развития.

Кроме того, Cisco в России является стратегическим партнером государства, имеет статус доверенного советника, всесторонне поддерживающего инновационное развитие отечественной экономики. В рамках подписанного в прошлом году соглашения между президентом России Дмитрием Медведевым и главным исполнительным директором Cisco Джоном Чемберсом наша компания инвестирует в размере $1 млрд в развитие предпринимательства и инновационных технологий в России.

В настоящий момент мы находимся в процессе открытия R&D-центра в Сколково и продолжаем активно развивать локализацию нашего производства. Так, скоро мы откроем производство приставок Set-to-Box в Тверской области.

— Какую долю в общероссийских продажах ваших продуктов сейчас занимает Сибирь? Как эта доля меняется со временем? Насколько интересен для вас Сибирский регион и в чем заключается его региональная специфика для Cisco?

— Мы чувствуем себя достаточно комфортабельно в Сибири. Объем поставок оборудования Cisco в Сибирь через партнеров компании составляет 7–8%, эта цифра сопоставима с объемом поставок в другие ключевые регионы РФ, например на Урал. Я отдаю себе отчет в том, что на Сибирь приходится 30% территории и 14% населения России, следовательно, потенциал региона больше, чем то, что мы сегодня умеем извлекать из него. Именно поэтому Сибирь наряду с Уралом, Дальним Востоком представляет для нас особый интерес. Регион, безусловно, интересен для компании, и в дальнейшем мы собираемся не менее активно сотрудничать со своими партнерами и заказчиками в СФО. В целом же в компании Cisco утверждена стратегия регионального развития в России, так как с точки зрения бизнес-возможностей регионы России более интересны для Cisco, чем столица. Именно поэтому региональное развитие — это одно из приоритетных для нас направлений в России, и в этом контексте Сибирь нам интересна.

Что касается отраслевой принадлежности компаний, то в силу вертикализации бюджетов крупных промышленных предприятий в Сибири партнеры Cisco сосредоточены на работе c заказчиками в таких сегментах, как госсектор, а также средний и малый бизнес.

— Довольны ли вы работой сибирского подразделения Cisco? Планируется ли расширять сферу компетенций и увеличивать число сотрудников в Сибири?

— У нас есть команда, работающая в Сибири, и ее текущей работой мы вполне довольны. Мы надеемся, что наш бизнес в Сибири будет расти, а значит, в дальнейшем будет расти и наше присутствие.

— Какие продукты и технологии Cisco сейчас пользуются наибольшим спросом у сибирских клиентов? На какие продукты вы делаете ставку при продвижении в регионе?

— Кардинальной разницы в спросе между Сибирским регионом и другими регионами России я не вижу. Сибирские компании интересует наше оборудование, а также телекоммуникационные решения. Более того, сейчас небольшие региональные телеком-операторы становятся частью крупных национальных операторов, поэтому структура спроса на наши решения для этой отрасли в регионах не отличается от Москвы и Санкт-Петербурга.

— В прошлом году Cisco анонсировала масштабные инвестиции в Сколково. А интересны ли Cisco новосибирский Академгородок и участие в технопарке? В целом, на ваш взгляд, можно ли говорить об ослаблении позиций Академгородка как потенциального инновационного центра России в связи с усилением Сколково?

— Все инновационные кластеры, которые существуют в России, одним из которых является новосибирский Академгородок, интересны для Cisco, и мы, безусловно, будем поддерживать все инновации в России. Я подчеркиваю, что Сколково — лишь одна из площадок в контексте общих инвестиций, которые мы анонсируем. Поэтому в связи с этим новосибирский Академгородок нам, безусловно, интересен, как и технопарк.

Насколько я вижу и понимаю цели и планы проекта Сколково (с того момента, как Cisco как партнер начала участвовать в этом проекте), это не просто построить инновационный центр, а создать экосистему инноваций, которая будет базироваться в Сколково, но в дальнейшем масштабироваться и присутствовать по всей стране. Насколько я знаю, уже сейчас существует взаимодействие между Сколково и новосибирским Академгородком.

Также подчеркну, что, как было сказано в документе, подписанным в июне прошлого года Дмитрием Медведевым и Джоном Чемберсом, Cisco готова предоставить свой опыт по внедрению этих моделей, так как мы давно практикуем модель создания кластера для его дальнейшего тиражирования.

— Как развиваются ваши отношения с сибирскими телекоммуникационными операторами на предмет партнерства по поставкам им решений и продуктов Cisco, выпуска конвергентных продуктов? Охотно ли они внедряют ваши технологии или приходится их долго и упорно убеждать?

— Мы работаем со всеми операторами, и сейчас на рынке почти нет региональных провайдеров, которые не являлись бы заказчиками Cisco. В связи с этим наши партнеры тесно общаются с операторами на предмет развития общих технологий. В частности, наши приставки set-to-box сейчас активно используются операторами в Сибирском регионе.

В целом сегмент рынка сервис-провайдеров является наиболее развитым рынком для Cisco, так как очень много оборудования было создано нами изначально для этого рынка, и кроме того, у его участников есть наибольшее понимание нашего оборудования. В связи с этим думаю, что нашим партнерам не приходится сильно убеждать клиентов. В некоторых случаях основные услуги региональных операторов построены на оборудовании Cisco, и без него не было бы и бизнеса этих услуг, поэтому понимание у наших клиентов достаточно глубокое.

— В последнее время Cisco активно развивает производство своих продуктов на территории России. В этом аспекте интересна ли Cisco Сибирь как производственная площадка?

— Конкретных планов по точечному производству продуктов в Сибири или на Урале нет. Пока наши усилия направлены на запуск производства в целом по России, независимо от региона. Что касается регионов, то мы смотрим, в каком из них это было бы проще сделать с точки зрения логистики, организации производства, правильных партнеров. Кроме того, не стоит забывать, что мы работаем через партнеров, поэтому производственное присутствие в регионах России зависит и от них.

— Ранее о возможности производства на своих мощностях продукции Cisco заявляло омское ПО «Иртыш». В каком состоянии сейчас находится этот проект? Интересен ли он вам?

— Переговоры активно ведутся с целом рядом предприятий в разных регионах, в том числе в Омске. Более того, в Омске это не единственное предприятие, которое рассматривается Cisco.

— Насколько в Сибири, да и в целом в регионах России востребованы комплексные системы видео-конференц-связи, например, тот же TelePresence? Не секрет, что такие системы часто оказываются неподъемными по цене для не столь крупных региональных компаний…

— На самом деле в регионах системы видео-конференц-связи более востребованы, чем в столице, так как там существуют реальные бизнес-проблемы, связанные с далекими расстояниями, непролазными дорогами, вследствие чего объективно нужны такие системы. Эта проблема в меньшей степени характерна для центра страны, где наблюдается высокая концентрация бизнеса. Поэтому в этом аспекте в регионах существует немалый спрос на системы видео-конференц-связи.

При этом я бы не сказал, чтобы для региональных компаний существовали непреодолимые ценовые барьеры в плане стоимости наших продуктов, особенно учитывая, что мы приобрели компанию Tangberg, которая добавила в нашу линейку решений по видео-конференц-связи продукты класса low-end, не очень дорогие и наиболее эффективно используемые заказчиками. В Сибири у нас как раз недавно внедрялись такие проекты. Приведу лишь несколько примеров. Совсем недавно оборудование Cisco TelePresence было внедрено в Главном управлении сельского хозяйства Алтайского края. Оно позволило объединить более 60 районов в одну конвергентную сеть видео-конференц-связи, которая в дальнейшем может стать базой для построения сети для всей администрации края.

В процессе реализации находится проект по внедрению видео-конференц-связи в холдинговой компании «СДС-Маш», крупнейшем производителе грузовых железнодорожных вагонов. Здесь решения Cisco TelePresence объединили восемь площадок предприятия.

— Как развиваются в Сибири обучающие программы Cisco?

— В Сибири присутствует ряд наших академий и школ, с которыми мы активно работаем. Поэтому образовательные программы в регионе активно развиваются, и наличие Академгородка дает нам возможность организовать это направление именно там.

Сибирский федеральный округ издавна славится как кузница кадров и центр технологических инноваций. На данный момент сетевые академии Cisco открыты во всех ведущих центрах СФО — Новосибирске, Томске, Омске, Красноярске, Иркутске, Барнауле, причем отрыты они в первую очередь в университетах. В ближайшее время в рамках нашей трехлетней программы поддержки российского ИТ-образования мы надеемся расширить партнерство в областях среднего и начального профессионального образования, а также в области переподготовки граждан в стесненных экономических обстоятельствах. Конкретные планы зависят в конечном счете от поддержки со стороны руководства субъектов Федерации. В качестве примера могу привести республики Карелию, Марий-Эл, Северную Осетию, Саха-Якутию, с которыми мы подписали меморандумы о взаимопонимании. Для этих субъектов Федерации Cisco предложила модель комплексной модернизации ИТ-образования и с текущего учебного года реализует крупномасштабные образовательные проекты. Мы очень рассчитываем внедрить подобные программы и в СФО при поддержке руководства федерального округа и субъектов Федерации. Мы уверены в том, что реализация подобных программ в Сибири — лишь дело времени.

— Компания Cisco очень хорошо известна на российском рынке B2B, но не столь хорошо известна на рынке B2C. Год назад вы отмечали, что Cisco планирует активно развивать потребительское направление в России. Однако согласно последним заявлениям Cisco, «консюмерское» направление будет значительно сокращено. Каково будущее продуктовой потребительской линейки Cisco?

— Cisco не закрыло и не прикрыло «консюмерское» направление, и мы с него не уходили. Компания сделала какое-то количество ошибок и приняла какое-то количество правильных решений в этом направлении. То, что мы сделали верно, останется, а то, что неправильно, закроется. Мы действительно закрыли линейку видеокамер flip, которая была не столь удачной и по определенным причинам оказалась не очень перспективной. Мне самому нравилась видеокамера flip, однако в целом это направление оказалось неправильным для развития нашей «консюмерской» линейки. Мы исправили эту ошибку и закрыли это направление. На текущий момент «консюмерское» направление не является для нас приоритетным для развития, и мы решили сконцентрировать наши усилия на развитии более перспективных направлений. Однако говорить о том, что Cisco свернула «консюмерскую» линейку, будет неправильным.

— Насколько для Cisco интересен сегмент малого и среднего бизнеса? Не секрет, что в регионах доля таких предприятий существенно больше, чем в столице, поэтому многие ИТ-компании делают при продвижении ставку на этот сегмент.

— Безусловно, это приоритетный сегмент для Cisco, будь то маленькие банки, страховые компании или маленькие авторемонтные мастерские. Мы разрабатываем новую рыночную модель, которая называется Partner Let, и будем более тесно взаимодействовать с нашими партнерами. Они намерены активно развиваться в этом сегменте рынка, а мы будем отвечать поставкой правильных продуктовых решений по правильным ценам, чтобы оно вписывалось по ценовым характеристикам рынка.

— Есть ли у вас специальные кредитные программы для малого бизнеса?

— Да, в Cisco Capital есть специальная линейка, запущенная в России несколько лет назад и предназначенная специально для малого и среднего бизнеса. При этом она направлена не только на заказчиков, но и в некоторых случаях на наших партнеров, позволяя им кредитовать своих заказчиков более «креативно», чтобы бизнес их рос.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ