Вероника Джиоева: «Каждая ария – праздник»

Вероника Джиоева выступила на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета с сольным концертом: 2 октября она исполнила арии из опер Верди, Понкьелли и Каталани. Также в программе нашлось место известнейшим ариям из оперетт и симфонической музыке в исполнении оркестра театра. Уже через день, 4 октября, Джиоева спела в «Иоланте». К радости поклонников певицы вскоре ее можно будет услышать в «Князе Игоре», а уже в декабре мы надеемся познакомиться с ее трактовкой партии Елизаветы в премьере «Тангейзера» Вагнера. Корреспондент «КС» побывала на концерте и поговорила с Вероникой Джиоевой.

Специалисты отмечают потрясающую красоту голоса и мощный драматический дар Вероники Джиоевой, которая на сегодняшний день является одной из самых ярких и востребованных певиц отечественной оперной сцены. Поклонники, недостатка в которых певица не испытывает, очарованы ее даром и харизмой. Европейское оперное сообщество тоже не остается в стороне — Веронику Джиоеву регулярно приглашают участвовать в международных оперных проектах вместе с лучшими певцами и выдающимися дирижерами. Тем более приятно, что певица продолжает сотрудничество с новосибирским театром оперы и балета, в котором начиналась ее карьера. В начале юбилейного 70-го сезона Вероника дала сольный концерт, в котором также приняли участие солист новосибирской оперы Иван Гынгазов, хор и симфонический оркестр театра под управлением дирижера Евгения Волынского.

В первом отделении Вероника исполнила сцену Дездемоны из оперы Верди «Отелло», арию Джоконды из одноименной оперы Понкьелли, арию Валли из одноименной оперы Каталани, а также речитатив и арию Леоноры из оперы Вагнера «Трубадур». Сразу после концерта певица призналась, что именно первая половина концерта вызывала у нее некоторое волнение: «Это в основном новые для меня и потому более трудные арии. К тому же я недавно болела, голос не успел отдохнуть, сказались очень плотный график и большая нагрузка. Но в результате все получилось! Мне помогли собственный профессионализм, замечательный ансамбль с оркестром и дирижером Евгением Волынским и поддержка сибиряков». Первое отделение открылось вступлением к третьему действию оперы Вагнера «Лоэнгрин». Видимо, перед предстоящей премьерой «Тангейзера» театр использует любую возможность прикоснуться к музыке этого великого композитора и приобщить новосибирскую публику к его мятежным и величественным гармониям. Также в исполнении оркестра прозвучало интермеццо к опере Масканьи «Сельская честь».

Второе отделение, по признанию певицы, состояло из более привычного для нее репертуара. Снова было много Верди: ария Аиды из «Аиды», сцена и ария Леоноры из оперы «Трубадур». Также прозвучала ария Тоски из одноименной оперы Пуччини. Ближе к финалу Вероника исполнила и единственный песенный номер, «Гранаду» мексиканского композитора Аугустина Лары. Знаменитую арию Сильвы из оперетты Кальмана Вероника исполнила настолько живо и зажигательно, что ее пришлось повторить на бис. Певица так воодушевилась, что пустилась в пляс сама и едва не увлекла за собой маэстро. Заканчивать дирижирование ему пришлось лицом к залу, но палочки из рук он так и не выпустил и своего места за пультом не покинул. «Обычно я оперетту не пою, но некоторые арии надо исполнять. Сильву пою на всех концертах — без нее невозможно. Кстати, обычно я исполняю ее на немецком языке, который мне очень нравится. Но для записи на канале Mezzo по их просьбе я выучила русский вариант текста, и он показался мне очень удачным», — рассказала Вероника Джиоева. В Новосибирске она спела арию по-русски, а вот разученные ею арии Розалинды из «Летучей мыши» Штрауса и Джудитты из одноименной оперетты Легара сибирякам пока услышать не довелось.

От отделения к отделению менялся не только репертуар и настроение, но и сценический образ певицы. Сначала она предстала перед публикой в нежном женственном платье бежевого цвета. Во втором отделении ему на смену пришел смелый наряд, сочетающий сложный крой, винный бархат, белый шелк и контрастные кружевные аппликации. Вероника рассказала, что автором этого почти авангардного комплекта является (пока еще) новосибирский дизайнер Даниил Анциферов. «Каждая роль — это маленькая история», — уверена певица. Кстати, по ее собственному признанию, иногда она даже готова вносить изменения в программу концертов, прислушиваясь к пожеланиям поклонников. Особенно часто и охотно Вероника поет болеро Елены из «Сицилийской вечерни» Верди, «Вокализ» Равеля и Ave Maria Каччини. «Ария Дездемоны — это просто невозможно прекрасная музыка. Было крайне неприятно, когда во время ее исполнения на концерте в особенно тихом моменте в зале зазвучал мобильный телефон. Это просто ужас, и, к сожалению, в России такое случается довольно часто», — поделилась своим расстройством певица.

Однако в целом Вероника Джиоева осталась довольна концертом: «Публика меня любит, оркестр и хор на очень высоком уровне, хотя у нас было не слишком много репетиций. Несколько вещей я исполняла в первый или второй раз. Например, и так непростая для исполнения песня «Гранада» на сей раз исполнялась в необычной оркестровке, что требовало дополнительных усилий. Евгений Волынский мне очень помогал», — отметила прима. Концерт был записан на видео с последующим выпуском DVD в Москве. Однако певица не исключает возможности того, что концерт придется переснимать: ей предстоит внимательно отсмотреть запись, обращая внимание на каждый звук, каждый жест, каждый взгляд. «Во время выступлений я настолько увлекаюсь, что перестаю контролировать свои движения. Зато во время подготовки анализирую все, вплоть до каждого поворота головы», — рассказала Вероника. Несмотря на вполне звездный статус, певица готова постоянно учиться, работать над собой и совершенствовать мастерство.

Сопрано — редкий и капризный дар природы, требующий постоянного развития. Поэтому Вероника регулярно занимается с европейскими и американскими мастерами. Кроме того, голос меняется с возрастом, что требует особой заботы и чрезвычайно взвешенных репертуарных решений. Голос Вероники эволюционирует, становится более низким, «крепким», как говорят музыканты. «Мой голос сочетает очень широкий диапазон, подвижность и множество красок. Я могу петь и колоратурные партии, и некоторые партии из репертуара меццо-сопрано», — уверяет Вероника Джиоева. Высокий потенциал влечет за собой предложения самого разного характера, однако певица склонна прислушиваться в первую очередь к себе и мнению профессионалов. Она уверена: «Я — лирическое сопрано, и чем дольше я буду петь лирические партии, тем дольше я буду жить на сцене».

Впереди обширные творческие планы, включающие ведущие парии в Большом, сотрудничество с Мариинским театром, Хельсинкской оперой и многое другое. С присущей многим артистам осмотрительностью певица говорит только об уже заключенных контрактах, однако упоминает, что до 2017 года работой обеспечена. Новосибирцы же с особым нетерпением ждут ее появления в «Тангейзере» Вагнера. Масштаб постановки, обещанная нетривиальная режиссура Тимофея Кулябина, новый для большей части публики музыкальный язык, да и вся эта грандиозная вагнеровская легенда не могут не интриговать. Вероника Джиоева, которая планирует выйти на нашу сцену в партии Елизаветы, считает партию потрясающей и чрезвычайно важной, к тому же это ее первая роль на немецком языке. Партия обещает быть довольно трудоемкой, но Вероника Джиоева довольно быстро учит новый материал. Она постоянно развивается, затевает собственный фестиваль, планирует попробовать себя в джазе и мечтает больше времени проводить с родными и друзьями. Нашей публике остается лишь радоваться каждой встрече с Вероникой Джиоевой.

***
Из зрительного зала

Инна Свечникова, председатель совета директоров компании «Стройпроект»:

— Давно хотела послушать Веронику Джиоеву. Мне не удалось послушать ее в последних оперных постановках, поэтому когда я увидела, что будет сольный концерт, сразу решила пойти. Потрясающее сопрано, великолепное владение голосом, чувство музыки, интонирование. По-моему, очень хорошо подобран репертуар для концерта. Я очень довольна.

Александр Ботвинник, кандидат технических наук:

— Я хожу в этот театр уже больше 50 лет, и это далеко не первый концерт Вероники Джиоевой, который я слушаю. На этот раз она пошла по пути выбора шлягеров, общеизвестных произведений. Но, на мой взгляд, программа была недостаточно тщательно проработана с точки зрения режиссуры — я не нашел особой логики в чередовании номеров. Вероника — очень хорошая певица, у нее голос дивной красоты, силы и возможностей. Возможно, было недостаточно времени для репетиций — помню, когда она пела с Курентзисом, он из нее буквально вынимал душу. Я понимаю, что сейчас певица переживает переход от лирического к драматическому сопрано, и это непросто. В сегодняшней программе наиболее удачным считаю исполнение арии Валли из одноименной оперы Каталани.

Юрий Ставничий, первый заместитель генерального директора ООО «ДСК КПД-Газстрой»:

— Все мы заметили, что Вероника Джиоева была в этот вечер в голосе. Есть такое состояние, важное для любой творческой личности, — кураж. По-моему, сегодня она, как говорится, поймала кураж. В зале возникла особая атмосфера. Вероника нравилась себе, нравилась зрителю. Певица просто сияла, публика ее не отпускала, да она и сама не хотела уходить со сцены. Я высоко оценил этот концерт — считаю, что открытие сезона удалось на славу. Я вообще люблю искусство. За составление культурной программы в нашей семье отвечает жена, на ее вкус полагаюсь полностью. Особенно приятно выбраться в театр целой дружеской компанией — сегодня получилось именно так.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ