Пошли в рост

Снижения темпов роста цен на продовольственные товары, в особенности мясо, в Сибири в ближайшее время ожидать не стоит, уверены как региональные, так и федеральные ритейлеры, поставщики и производители. Созданный в августе специальный штаб под руководством министра промышленности и торговли Новосибирской области Николая Симонова по мониторингу цен на рынке призван скорее сдержать спекулятивные действия, имеющие место в текущей ситуации, повлиять же на изменение рыночной конъюнктуры в целом оно не в силах, считают участники ритейл-рынка. Согласно их прогнозам? до конца года цены на продукты «взлетят» еще как минимум на 15–20%, а колбасу, возможно, начнут изготовлять по упрощенным рецептурам.

«Изменения цен являются незначительными»

Напомним, что специальный штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков Новосибирской области был создан 12 августа, согласно указe президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

В его состав вошли представители профильных министерств Новосибирской области, федеральных служб, мэрии города Новосибирска, руководители крупных предприятий-товаропрозводителей и торговых сетей. А именно — руководители ОАО «Кудряшовское» Сергей Горбачев, ЗАО «Октябрьская птицефабрика» Олег Подойма, ООО «Первая Крупяная Компания» Яков Донченко, ЗАО «Торговый центр Хилокский» Анатолий Зяблов, ООО «Компания Холидей» Николай Скороходов, коммерческий директор холдинга «Сибирский Гигант» Александр Егоров, управляющий по корпоративным отношениям филиала ООО «ПепсиКо Холдингс» Антон Калтыгин и директор «Ленты» по Сибирско-Уральскому региону Геннадий Ковров.

По словам врио министра промышленности и торговли Николая Симонова, основными задачами комиссии являются обеспечение согласованных действий заинтересованных областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, взаимодействие с муниципальными образованиями Новосибирской области и хозяйствующими субъектами по вопросам сбалансированности потребительского рынка, сдерживанию роста цен. «Минпромторгом Новосибирской области, Минсельхозом Новосибирской области совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов проводится ежедневный мониторинг розничных цен по 40 товарным позициям в 354 торговых объектах, отпускных цен предприятий агропромышленного комплекса Новосибирской области», — отмечает Николай Симонов.

По данным министерства, доля импортного продовольствия в регионе невелика. Товарооборот всей Новосибирской области в 2013 году составил почти 433 млрд рублей. Продовольственная группа товаров чуть больше 46% — порядка 200 млрд, в том числе 5,8% — импортная продукция. Таким образом, в объеме продовольствия доля импортных товаров составляет 2,9%.

Как отмечает господин Симонов, согласно мониторингу, в настоящее время ситуация на продовольственном рынке Новосибирской области стабильна. «С момента введения эмбарго на поставки европейского и американского продовольствия было зафиксировано повышение средних розничных цен на 2–5% на сыры, мясо говядины, свинины, птицы, колбасные изделия, рыбу и рыбную продукцию. Это объясняется объективными факторами: повышением курса валюты, ростом цен на сырье, кормовые ресурсы и сезонным повышением цен не некоторые виды продовольствия», — уточняет Николай Симонов.

Вместе с тем на рынке отмечается сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию — картофель, помидоры, огурцы, капусту, лук от 10% до 30%. «Однако данные изменения цен я считаю незначительными, они не оказывают существенного влияния на ситуацию на потребительском рынке Новосибирской области», — подчеркнул господин Симонов.

«Не хочешь — не покупай»

Непосредственно участники рынка продуктового ритейла видят на текущий момент основной своей задачей ограничение роста цен. «Мы стараемся сдержать рост цен поставщиков и не допускаем необоснованного повышения тарифов. Ценовая политика компании «АШАН Россия» не меняется», — уверяет директор по внешним коммуникациям «АШАН России» Мария Курносова.

Тем не менее, по ее словам, повышение цен наблюдается, и прежде всего на колбасные изделия: не более 10%, но это не связано с последними политическими событиями. «Еще до введения санкций было отмечено сезонное повышение цен на свинину и, соответственно, повышение цен на продукцию, содержащую свинину. Кроме того, наблюдается рост цен порядка 10% на сыры, рыбу и рыбную продукцию. Также дорожает курица, которая сейчас выступает «заменителем» мяса», — отмечает госпожа Курносова.

По словам директора по корпоративному управлению группы НТС (магазины под брендом «Бахетле», «Добрянка», «Универсам удачных покупок») Александра Агеева, основные группы товаров, пострадавшие от ввода санкций, — это фрукты и сыры. «Постепенно у наших поставщиков меняются логистические цепочки, с Европы они переориентируются на Китай и Америку. Резкого скачка цен на те или иные продукты на данный момент в наших магазинах не наблюдается», — подчеркнул Агеев.

По словам источников «КС», на рынке продовольственного ритейла сейчас складывается довольно парадоксальная ситуация: стоимость в супермаркетах тех или иных продуктов, например мясных полуфабрикатов, оказывается меньше, чем в фирменных магазинах производителей. Объясняется это тем, что в ритейл-сетях цены на те или иные товары являются регламентированными и подвергаются коррекции согласно срокам, закрепленным в договорах, но не чаще, вследствие чего образуются временные лаги. У собственной «розницы» таких сдерживающих факторов, как правило, нет.

Однако очевидно, что скоро и эти цены поднимут. По крайней мере на мясо и колбасные изделия. «Рост цен на отечественное сырье с начала текущего года составил более 50% ввиду особенностей рынка, — рассуждает участник сибирского рынка мясопереработки. —Считаю, что сейчас нет предпосылок к выравниванию ситуации, возможно, она станет более стабильной тогда, когда появится больше заводов, производств. По крайней мере это востребовано: сейчас Россия обеспечивает себя на 76–78% свинины, по птице — порядка 80–85%. Этот разрыв дает рост цен, так как спрос существенно превышает предложение, а покрыть дефицит сейчас нечем. Судя по движениям, происходящим на рынке, цена трижды может поменяться».

Сети удерживают цены на конечную продукцию, но ситуация, по словам опрошенных «КС» мясопереработчиков, такова, что на оптовом рынке цена нередко оказывается выше, чем при поставке в магазины. «Поэтому мелкий бизнес скупает, перепродает продукцию и на этом живет. Те страны, на которые были ориентированы поставки мяса, также повышают цены. ЮАР, к примеру, цены уже подняла. Опять же, влияет на ситуацию изменение курсов валют. Поэтому получается, что себестоимость растет, а цены мы не можем поднимать, то есть просто падают доходы», — говорит собеседник «КС».

Так, по словам источника «КС», один из крупнейших производителей мяса на территории Новосибирской области, который самостоятельно выращивает свиней, для того чтобы «оставаться на плаву», продает их «на сторону», а собственную продукцию делает из покупного, более дешевого мяса: сырье продавать в текущей ситуации выгоднее.

В качестве основных стран-поставщиков сырья рассматриваются, как и в случае с фруктами, Китай и Америка, однако если речь идет о мясе, как отмечают представители рынка, мясную продукцию из Китая по низким ценам уже скупили крупные игроки рынка, в частности, компания «Мираторг».

При этом вести конструктивный диалог у производителей с поставщиками не получается: «Конструктива нет, войти в наше положение не хотят. Не приходится говорить о договоренностях. На уступки никто не идет, под розницу сырья нет. Не хочешь — не покупай, — прокомментировал ситуацию «КС» представитель сибирского рынка мясопереработки на условиях анонимности. — Если действительно не будет приходов мяса с Китая, то ситуация дойдет до критической отметки. По сути, речь идет об остатках, но и их скоро «почистят». Будет очередной виток цен. До конца года рост минимум на 15–20%. Сентябрь к августу в зависимости от видов сырья — на 30%. Существует много краткосрочных решений, но вопрос, дальше-то что? Чего ждать в будущем? Ситуация минимум на следующий год затянется. Европа в принципе официально закрыта до февраля 2015 года».

Еще один участник рынка отметил «КС», что как бы там ни было, цены все равно будут расти. «Производители, поставщики сырья ощутили вкус бешеной прибыли за последние два месяца. Не припомню случая в российской экономике, когда цены повышались, а затем возвращались к изначальным показателям. Такого не бывает, разве что если рынок насытится дешевым, качественным сырьем. Но такой исход маловероятен, — делится наблюдениями с «КС» один из участников сибирского рынка мясопереработки. — Кроме этого, в ближайшее время можно ожидать существенного упрощения рецептуры изготовления мясных изделий за счет использования сырья худшего качества, более дешевых специй, сои, а также производства «свиноемких» или «куроемких» колбас, в которых будет превалировать свинина или еще более доступная курятина. Бизнес будет искать решения, чтобы хоть как-то сгладить рост цен».

По мнению экспертов, вертикально интегрированные компании в ближайшее время будут консолидироваться, приобретая интересные активы с хорошим брендом. «Мелкие игроки выживут. Не было раньше тех, кто производил продукт, который ты воспринимаешь как домашний, все шли в промышленный формат, производя одни и те же продукты. Соответственно, они и в выигрыше. Те же, кто просто работал на оптовом рынке, не развивая бренд, вообще не имеют запаса прочности. Потребитель просто их не знает, шансов на выживаемость у них нет», — считает собеседник «КС».

Не исключают участники рынка и изменения расстановки сил на сибирском рынке мясопереработки в целом: все будет зависеть от того, насколько профессионально и грамотно сработают производства в сложившейся ситуации, вероятно, некоторые из них совершат ошибки и потеряют существенную долю на рынке.

Официальных комментариев от крупных региональных игроков рынка мясопереработки по сложившейся ситуации получить не удалось.

Работа на перспективу

Тем временем созданная комиссия в целях недопущения необоснованного роста цен и сокращения ассортимента реализуемых товаров отмечает, что еженедельно проводит встречи с товаропроизводителями, оптовыми организациями и торговыми сетями.

В ходе них члены комиссии стараются вырабатывать совместные решения и достигать определенных договоренностей, направленных на сдерживание роста цен на основные продукты питания и сохранение ассортимента продовольствия в торговой сети области. Причем положительные примеры такой деятельности уже есть. В частности, одним из результатов стало снятие единичных случаев повышения цен на мясо и птицу.

«Ранее с крупными торговыми сетями была достигнута договоренность о применении торговых надбавок на социально значимые продовольственные товары не более 10–15%. В настоящее время эта работа в торговых сетях проводится. Кроме этого, в сетевых предприятиях розничной торговли реализуются различные социальные программы, предоставляющие дополнительные скидки от 3–8% на социально значимые товары для инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, ветеранов труда», — заверяет Николай Симонов.

Кроме этого, на территории области активизирована работа по организации ярмарок и расширенных продаж основных продуктов питания по более низким ценам. Всего в 2014 году, по данным министерства промышленности и торговли, на территории Новосибирской области пройдет около 840 ярмарочных мероприятий, в том числе 172 продовольственные и сельскохозяйственные ярмарки. В настоящее время минпромторгом Новосибирской области совместно с органами местного самоуправления прорабатывается вопрос об организации дополнительных ярмарок и расширенных продаж в случае изменения ситуации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ