«Выигрывает тот, кто может быстро принимать своевременные решения»

Ситуация в автодилерском бизнесе Новосибирска столь разительно отличается от Красноярска, словно эти города находятся в разных уголках страны. Пока в Новосибирске постоянно наблюдается значительное изменение расстановки сил среди участников рынка, происходят громкие открытия и такие же громкие закрытия, соседний Красноярск видится со стороны оплотом стабильности, постоянства и поступательного развития. Неудивительно, что вот уже совсем скоро крупнейшие игроки восточносибирского авторитейла — ГК «Крепость» и «Медведь-Холдинг» — перейдут от наблюдения за Новосибирском к действию в этом регионе.
О своих планах по развитию, о выстраивании отношений с дистрибьюторами и о подходах к построению бизнеса на встрече с корреспондентом «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал учредитель и генеральный директор «Медведь-Холдинга» НИКОЛАЙ БЯКОВ.

«Медведь-Холдинг» — один из крупнейших игроков рынка автобизнеса в СФО. Является официальным дилером Volkswagen, Skoda, Hyundai, Peugeot, BMW, Mitsubishi в Красноярске, Минусинске и Абакане. Кроме того, группа компаний продает мотоциклы марки BMW, а также мотоэкипировку и снаряжение бренда KLIM. «Медведь Холдинг» владеет крупнейшей в Красноярском крае сетью магазинов «Аккумуляторные центры «Медведь». Сеть насчитывает восемь магазинов в Красноярске и пять магазинов в городах края. Согласно рейтингу «КС», компания располагается на 6-м месте по доле рынка, рассчитанной на основе количества реализованных автомобилей.

Началом бизнеса «Медведь-Холдинга» можно считать 1992 год, когда Николай Бяков основал магазин по оптовой и розничной продаже аккумуляторов, который через небольшой период времени перерос в центр по сервисному обслуживанию автомобилей. Первый дилерский контракт был подписан с Mitsubishi Motors Corporation в 1997 году.

Ситуация на рынке

— С ноября 2012 года на авторынке Сибири наблюдается продолжительное падение. И в текущем году, по прогнозам аналитиков, перелома этого тренда не ожидается. Исходя из этого многие дилеры начинают ужиматься, консервировать планы по дальнейшему развитию, и т. д. В то же время другие игроки, напротив, видят для себя возможности укрепить свои позиции за счет слабеющих конкурентов. А как на вас отразилось текущее положение дел на рынке, каково ваше видение сложившейся ситуации и путей выхода из нее?

— На данный момент никто не станет отрицать, что продажи новых автомобилей за последние полтора года существенно сократились. Естественно, приходится принимать ряд мер для сохранения стабильности предприятий: уделять повышенное внимание сервисному обслуживанию, оптимизировать затраты убыточных предприятий, проводить стимулирующие мероприятия и акции, а также укреплять свои позиции в регионах. В этом плане крупным компаниям, в частности холдингам, легче справиться с кризисом, потому что имеется возможность компенсировать убытки одних брендов доходами других. Наш холдинг за историю своего существования пережил не один кризис, но всегда старался извлекать из них выгоду. В период кризиса гораздо выгоднее приобретать земельные участки, чем на растущем рынке. Помимо этого, проще договориться со строителями. В подтверждение своих слов могу добавить, что в сентябре мы открываем новые дилерские центры Volkswagen и Skoda в Абакане. Поэтому ситуация, с одной стороны, сложная, с другой — очень интересная и подходящая для развития.

— В 2009–2010 годах новосибирский и омский автодилерские рынки претерпели существенные изменения с точки зрения расстановки сил. Так, в Новосибирске своих партнеров сменило более 20 автобрендов. Значительные масштабы перемен были характерны и для Омска. Красноярский автодилерский рынок на этом фоне держался стабильнее, и в сравнении с соседними регионами не претерпевал столь драматичных изменений. С чем, на ваш взгляд, это может быть связано?

— На мой взгляд, на красноярском автомобильном рынке более сильные и крупные игроки, в основном владеющие несколькими брендами. Кроме того, и сам рынок стабильнее, чем в других регионах СФО. Хотя не исключено, что в ближайшее время среди небольших игроков местного рынка изменения все же могут произойти.

В случае Новосибирска и Омска может играть роль еще и фактор наличия нескольких учредителей у многих крупных игроков рынка. Деньги этого не любят. На практике часто оказывается, что пути партнеров расходятся, и они начинают делить между собой весь бизнес. Соответственно, и сами дилерские структуры в результате такого процесса распадаются на более мелкие.

— Многие дилеры на текущий момент стали сетовать на сложности во взаимодействии с дистрибьюторами и на то, что в кризисное время каждый думает исключительно о себе. Речь, в частности, идет о непонимании дистрибьюторами реалий рынка в регионах, завышенных ожиданиях, несвоевременно выдвигаемых требованиях к строительству полнофункциональных салонов, и т. д. Крайняя форма проявления таких протестных настроений — отказ от дилерства. Как вы оцениваете ситуацию с теми дистрибьюторами, с которыми работаете? Как вам удается выстраивать диалог?

— Как у людей разные характеры, так и дистрибьюторы подходят по-разному к выстраиванию диалога с дилерами. Мы не можем сказать, что дистрибьютор одного бренда идет навстречу, а другой совершенно не хочет принимать во внимание мнение дилера. Это рынок, и здесь цель у всех одна — получить прибыль. Только для достижения этой цели одни дистрибьюторы принимают одни меры, другие — совершенно иные. Кто-то считает, что либеральный подход в данной ситуации более оправдан и снижает планы дилерам, а кто-то, наоборот, ужесточает условия получения дилерами бонусов. В конечном итоге, как уже было сказано, все стремятся получить максимальную выгоду.

— В 2013–2014 годах на авторынке Сибири сформировался тренд, ориентированный на рост эффективности работы дилеров и добровольные закрытия отдельными участниками рынка убыточных направлений бизнеса. Особенно это касается мультибрендовых игроков. Так, иркутская «Первая Автоколонна» в этом году закрыла Chevrolet, алтайская «Реал Моторс» в прошлом году — Opel, новосибирская «СЛК-Моторс» — Audi, Nissan, Ford, Volvo, Mitsubishi, Lada, омская «Феникс Авто» — Audi, и т. д. Насколько вам близка позиция коллег по рынку, рассматривали ли вы для себя возможность осуществления аналогичных шагов или вы не видите предпосылок для них?

— Периодически возникают проблемы то с одним, то с другим брендом, но это ни в коем случае не говорит о том, что от него необходимо сразу же избавляться. Чаще всего значительную роль для дальнейшего существования убыточного бренда может сыграть оптимизация затрат. Немаловажным также является политика дистрибьютора данного бренда, возможность и желание пойти навстречу дилеру и дать возможность реализовать застоявшиеся автомобили. В настоящее время наш холдинг не видит надобности закрывать какое-либо из направлений, более того, в случае высвобождения какого-либо бренда мы готовы рассмотреть возможность его приобретения.

Дальнейшее развитие

— Недавно мы опубликовали рейтинг самых крупных автодилеров Сибири. «Медведь-Холдинг» оказался на 6-м месте по доле рынка, рассчитанной на основе количества реализованных автомобилей. Как вы можете это прокомментировать и как вы сами оцениваете свою долю на рынке и положение на нем по показателю продаж автомобилей и выручки?

— Честно говоря, как учредителю мне хотелось бы видеть свою компанию как минимум в тройке лидеров. В то же время я считаю, что несколько неправильно оценивать автодилеров только по такому критерию, как «количество реализованных автомобилей». По моему мнению, при составлении подобных рейтингов необходимо также учитывать такие немаловажные критерии, как отношение количества проданных автомобилей к количеству брендов в портфеле дилера, индекс удовлетворенности клиентов. Данный рейтинг показывает лишь долю игроков на их местном рынке. Если же говорить об абсолютных цифрах продаж — мы занимаем 1-е место по Сибирскому региону, в то время как некоторые участники упомянутого вами рейтинга даже не вошли в Топ-100 дилерских холдингов России по объему продаж новых автомобилей по версии «АвтоБизнесРевю».

— В последнее время крупные авторитейлеры все чаще делают выбор в пользу развития в более мелких по численности городах региона. Так, ГК «Крепость» активно строится в Абакане, вы расширяете присутствие в Минусинске. Насколько на практике экономически оправдан такой тренд? Можно ли говорить о том, что спрос на новые автомобили перемещается из крупных городов региона, для которых характерна высокая насыщенность автомобилями, в мелкие?

— Конечно, если говорить о красноярском автомобильном рынке, то можно сказать, что он на данный момент близок к насыщению, поэтому все больше крупных автодилеров стараются расширяться за счет регионов. Иногда бывает даже целесообразно открыть не полнофункциональный дилерский центр в регионе, а, например, только станцию технического обслуживания, чтобы не упустить тех клиентов, которые смогли приехать в Красноярск за автомобилем, но считают накладным ездить сюда на ТО. В связи с этим и наша компания расширяет границы своего присутствия в Абакане в формате дилерских центров марок Volkswagen и Skoda. Что же касается экономической составляющей данного тренда, то могу сказать, что время покажет…

— Планируете ли вы пополнять портфель представляемых брендов или нацелены на расширение взаимодействия с уже действующими партнерами?

— В настоящий момент наш холдинг занимается в основном расширением взаимодействия с уже существующими партнерами, в частности, не так давно подписан контракт об открытии второго дилерского центра марки Mitsubishi в городе Красноярске. Уже в сентябре планируем запустить одну из двух временных точек продаж по данному контракту.

— Если говорить о развитии «Медведь-Холдинга» на соседних территориях, то насколько вам интересен Новосибирск? Так, весной текущего года BMW объявляла тендер по поиску дилера в Новосибирске. По данным участников рынка, дистрибьютор подвел итоги тендера, и его победителем стал как раз «Медведь-Холдинг». В связи с этим можете ли прояснить ситуацию по Новосибирску?

— Считаю преждевременным давать комментарии по данной ситуации.

— Совсем недавно BMW открыла в Сибири первый региональный центр. Как вы оцениваете такой шаг дистрибьютора и попытку делегировать принятие решений на места?

— Поживем-увидим. Это не новый опыт, до этого по такой схеме пробовала работать Audi. Конечно, удобно, что конкретно нами занимается человек, сидящий территориально не в Москве, а в Новосибирске. На мой взгляд, успех такой схемы будет зависеть от того, как будут решаться вопросы, и насколько оперативно. Выигрывает ведь тот, кто может быстро принимать своевременные решения, быстро перестраиваться под новые условия.

Видение ситуации

— На протяжении последних лет авторынок переживает не лучшие времена. Воспряв духом после кризиса 2009–2010 годов, рынок вновь оказался в ситуации продолжительного падения. Повторения бума 2008 года дилеры в ближайшее время не прогнозируют. В связи с этим оправдал ли авторынок ваши ожидания в плане отдачи от инвестиций?

— Сложно оценить однозначно, могу сказать, что даже если и не на 100%, то в целом оправдал.

— В Новосибирске по сути прекратила свою работу Сибирская ассоциация автомобильных дилеров, хотя решения о ее закрытии никто не принимал. Хотя идея ассоциации была актуальна для рынка, за эти годы ей не удалось оправдать возложенные на нее ожидания. Вы стояли у истоков и руля Ассоциации красноярских автодилеров. В связи с этим интересен ваш опыт в этом вопросе. Насколько такой институт, как ассоциация, на ваш взгляд, способен решить вопросы, стоящие перед автодилерским сообществом региона?

— Ассоциация красноярских автодилеров — это скорее «клуб по интересам», а не структура, которая может кардинально повлиять на решение вопросов, стоящих перед автодилерским сообществом. В этом плане очень многое зависит от властей и их желания прислушаться к советам ассоциации. Если правительство не дает развиваться общественным организациям, то даже если они где-то и существуют, то не играют роли в структуре государства, а значит, обречены на бездействие. Если бы власти прислушивались к ассоциации, то тогда вероятность вступления членов в ассоциацию была бы существенно выше, как и готовность решать стоящие перед ней проблемы.

— На ваш взгляд, как могут отразиться международная обстановка и санкции на развитии автобизнеса в Сибири? Готов ли сам бизнес к возможным последствиям ухудшения ситуации?

— Вы знаете, в будущее надо смотреть с оптимизмом. Как говорится, мысли материальны, поэтому лучше относиться к жизни позитивно, хотя и быть готовым к любому повороту дел. Все, что ни делается, — к лучшему.

Подходы

— Николай Владимирович, каких основных подходов вы придерживаетесь в руководстве холдингом?

— В нашем холдинге руководство осуществляется не мной единолично, а советом директоров, и здесь для меня очень важно, чтобы мы с ними составляли единую команду. Команда решает все. Здесь даже оправданы многочисленные споры и обсуждения в связи с различными точками зрения на одну и ту же ситуацию, ведь, как говорится, «в споре рождается истина».

— Какие качества сотрудников для вас имеют первостепенное значение?

— На первом месте стоят такие качества сотрудников, как честность, открытость, порядочность, стремление к достижению поставленных целей.

— Как удается сохранять оптимизм ввиду ситуации на рынке?

— Действительно можно говорить о том, что в связи с известными событиями год или два рынок будет продолжать падение или оставаться на таком же уровне. Но потом последует рост. Кто сможет выстоять период, тот и будет дальше развиваться. Поэтому я смотрю с оптимизмом на дальнейшую ситуацию на рынке.

— В кризисное время важно очень хорошо чувствовать бизнес и все его составные элементы. Как вы двигаетесь в этом направлении?

— Важно не сидеть в своем кресле, а смотреть на ситуацию с разных сторон. Время от времени я стараюсь переодеваться в рабочую форму и находиться «внизу» предприятия, чувствовать, что и как происходит, как воспринимается. Это возможность оказаться в шкуре рабочей пчелы, приносящей мед. И данный опыт дает отличную пищу для размышлений, а также понимание того, что нужно исправлять.

На мой взгляд, дилерство — это не какая-то сверхзаслуга. Как я, так и мои коллеги по рынку стали тем, кем стали, в том числе благодаря тому, что просто раньше начали заниматься этим ремеслом. Если были бы не мы, то на нашем месте был бы кто-нибудь другой. Нашли бы того, кто захотел бы стать дилером, и он бы стал. Именно так и происходило в кризис — одни участники рынка, продержавшиеся на нем не один год, уходили с него, и им на смену приходили другие. Ничего сверхъестественного. Мы такие, как все. И это нужно понимать, работая в этом бизнесе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ