Закон прозрачности

Как организованы системы закупок в государственных и частных компаниях, насколько они эффективны при обеспечении экономической безопасности организации, какие корректировки, по мнению представителей бизнеса, следует внести в Закон о закупках для госпредприятий, выяснял корреспондент «КС».

Система и служба

Состояние экономической безопасности в компании достигается в том случае, когда ее ресурсы используются наиболее эффективно для обеспечения постоянного функционирования организации, а также для предотвращения различных угроз деятельности предприятия. Грамотно организованные функциональные составляющие экономической безопасности помогут не только выстроить эффективную методику борьбы с возникшими проблемами, но и обеспечить профилактику возникновения проблем.

Среди возможных угроз экономической безопасности предприятия можно выделить два основных вида: внутренние и внешние. К внутренним относятся непосредственно действия или бездействие сотрудников, которые могут подорвать работу организации, утечка информации, проблемы с партнерами. Криминальная деятельность конкурентов, несостоятельность партнеров, различные правонарушения со стороны должностных лиц — все это угрожает организации извне.

Система экономической безопасности предприятия, как правило, строится с учетом индивидуальных особенностей бизнеса, но по общему алгоритму. Ее создание проходит этапы изучения специфики деятельности, места на рынке, выявления и анализа угроз, моделирования системы, ее внедрения и экспертной оценки эффективности системы. Работу по организации системы экономической безопасности в компании обычно осуществляет специализированная служба, деятельность которой регулируется соответствующими положениями Конституции РФ, законом «О безопасности» и рядом федеральных законов и нормативов.

В частности, ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ и услуг для компаний с государственным участием. В целях обеспечения информационной открытости закупок, а также в целях исполнения требований этого законодательного акта извещения о проводимых закупках, результаты конкурентных процедур, в соответствии с требованиями законодательства РФ размещаются в Единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru.

Управлять закупками

Корреспондент «КС» решил выяснить, как этот закон реализуется на практике и вообще как в целом в компаниях, в том числе и не являющихся государственными, организуется работа по обеспечению экономической безопасности. В результате ряду крупных компаний были адресованы следующие вопросы, ответить на которые взялись единицы. В частности, корреспондента «КС» интересовало, какие меры безопасности реализуются внутри компании с целью пресечения злоупотреблений при закупках и снабжении, а также какие корректировки необходимо внести в ФЗ-223 по мнению сотрудников компаний, ответственных за данное направление.

В пресс-службе сибирского подразделения ОАО «Ростелеком» представили реализуемые меры безопасности в виде следующей схемы. Прежде всего, в компании разделили ответственность при проведении закупок. Этот блок структурно отделен от подразделений, инициирующих закупки, и подчиняется финансовому директору компании. Принятие решений по закупке принимается коллегиально при участии представителей разных подразделений. С декабря 2013 года начал работу такой орган, как совет по прозрачности, в состав которого входят президент ОАО «Ростелеком», директора департаментов управления закупками (ДУЗ), внутреннего аудита и защиты активов (ДЗА, созданный в текущем году), а также представители общественных организаций и органов власти. Департамент внутреннего аудита согласует крупнейшие закупки, участвует в качестве наблюдателя в работе закупочных комиссий. ДЗА проводит экспертизу документов на предмет возможности злоупотреблений. Одно из самых последних нововведений — кодекс деловой этики поставщика. Кроме того, как подчеркивают в «Ростелекоме», на сайте компании публикуются все закупки, на каждую из которых можно оставить отзыв. Также работает анонимная этическая линия, воспользовавшись которой, как сотрудники компании, так и контрагенты могут сообщить о злоупотреблениях.

Похожим образом организована закупочная деятельность в ОАО «СИБЭКО». Закупки регулирует целый пакет регламентирующих документов, основным среди которых является Положение о закупке товаров, работ, услуг ОАО «СИБЭКО».

Совет директоров утверждает комплексную программу закупок на год, а также ежеквартальные отчеты об исполнении комплексной программы закупок.

Заказчиком процедуры, как правило, выступает структурное подразделение, в интересах которого проводится закупка. Организацией процедуры закупки выступает структурное подразделение общества — отдел организации конкурентных закупок. Конкурентные процедуры в электронном виде проводятся на ЭТП «Фабрикант», оператором которой является уполномоченная организация, в настоящий момент ОАО «АСС».

Сама модель закупочной деятельности в «СИБЭКО» выглядит следующим образом. Поступает заявка от заказчиков, которая является основанием для проведения закупок. Если эта закупка зафиксирована в утвержденной комплексной программе закупок, то закупочные процедуры выполняются организатором.

Выбор поставщика производится в соответствии с Положением на основании конкурентных процедур. Любое нарушение Положения расценивается в обществе как чрезвычайное, и по нему проводится специальное расследование.

Планы закупок, извещения о проводимых закупках, результаты конкурентных процедур, а также иная информация в соответствии с требованиями законодательства РФ размещаются в Единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru. В целях открытости закупок Комплексная программа закупок и информация о проводимых закупках размещаются на сайте ОАО «СИБЭКО»

В компании подсчитали, что в 2013 году экономия по результатам проведенных конкурентных процедур — запросов предложений и простых закупок — составила 232, 4 млн. руб., таким образом, эффективность конкурентных процедур составила 12%.

Кроме того, для повышения прозрачности деятельности в компании уже два года действует система «Телефон доверия», сообщили в пресс-службе генерирующей компании. Основными задачами телефона доверия в «СИБЭКО» видят обеспечение оперативного приема, учета, рассмотрения поступивших обращений и заявлений, как от работников общества, так и от жителей города и области.

За 2013 год на телефон доверия поступило восемь сообщений, из которых два подтвердились, что составило 25% от общего числа сообщений. В текущем году на телефон доверия поступило также восемь звонков, подтвержденных — два. Подтвердившаяся информация не относилась к закупочной деятельности (причиной обращения послужили нарушение условий коллективного договора со стороны работника, а также разъяснения для потребителя по подключению объекта к энергосистеме), отметили в ОАО «СИБЭКО».

Гораздо проще процесс закупок с системной точки зрения происходит в компании без какого-либо государственного участия — Traveler’s Coffee. «Основной продукт, который мы закупаем — зеленое кофейное зерно. Сырье закупается напрямую с плантаций фермеров непосредственно в стране произрастания. Главные критерии выбора — качество зерна, так как мы работаем на сырье specialty класса. Механизм закупки очень прост — мы получаем образцы урожая, обжариваем и пробуем кофе, а после подтверждаем или отказываемся от покупки партии», — сообщили в пресс-службе компании. При закупке зерна в Traveler`s Coffee прежде всего ориентируются на профессионализм закупщиков, но при этом вывод новых сортов в меню утверждает дегустационный комитет. В работе комитета непосредственное участие принимает и владелец сети кофеен Кристофер Тара-Браун. Эта же структура сонласовывает и новых поставщиков.

Анализируя применение ФЗ-223, в «Ростелекоме» отмечают, что усиление прозрачности закупочной деятельности необходимо и является общемировым трендом. В компании надеются на то, что польза от применения закона в виде усиления конкуренции при закупках, устранения коррупционных схем компенсирует дополнительные затраты, необходимые для обеспечения формального соответствия закону. Также в «Ростелекоме» напомнили, что возможность обжаловать решение заказчика в ФАС, с одной стороны, защищает добросовестных поставщиков, а с другой стороны, позволяет забрасывать заказчика жалобами и срывать заключение контракта. «Известно, что такого рода “рейдерство” широко распространено в госзаказе», — сообщили в пресс-службе оператора телекоммуникационных услуг.

Тем не менее, ФЗ-223 в «Ростелекоме» считают законом достаточно сбалансированным и не видят необходимости в его коррекции.

«В последнее время появилось немалое количество нормативных актов, которые регулируют отношения в сфере закупок. Так, отдельные корпорации, например, «Росатом», издают собственные акты, регулирующие вопросы закупок. В первую очередь, это единый отраслевой стандарт закупок. Каждый из таких документов достаточно объемен, и в совокупности с общими нормативными актами возникают трудности в системном восприятии правовых норм, их верном понимании», — рассуждает управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры» Виталий Ветров. По словам юриста, закон в ближайшее время претерпит изменения. В частности, активно обсуждается создание закрытого перечня способов осуществления закупок, а также предполагается расширить перечень случаев обжалования действий или, соответственно, бездействий.

Одним из достаточно эффективных способов распространения информации по прежнему является размещение в бесплатной доске объявлений, такой как http://sankt-peterburg.buyreklama.ru/, эта площадка является крупнейшей в Санкт-Петербурге, и предоставляет доступ к огромному количеству разделов по всем видам услуг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ