Они не пройдут

Как стало известно «КС» от участников строительной отрасли, в коридорах новосибирской областной власти обсуждаются планы по перераспределению в свою пользу полномочий в сфере управления землей на территории областного центра. Рассматривается два возможных сценария реализации этого намерения — мягкий и жесткий.

Напомним, что до срока окончания контракта начальника департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска (ДСиА) Сергея Боярского осталось чуть более двух недель. Срок истекает 16 сентября .

Кто будет руководить строительной отраслью, окончательного решения пока не принято. Тем не менее, как отмечают источники «КС», один из возможных вариантов развития событий — это переход Сергея Боярского на работу в правительство области с постепенным сосредоточением функций управления строительным комплексом на областном уровне. При этом предполагается возможным разделение регионального министерства строительства и ЖКХ на два ведомства. При таком сценарии действующий врио министра Денис Вершинин возглавит ведомство, отвечающее за управление ЖКХ, а Сергей Боярский продолжит курировать строительство, но уже в масштабах области.

«Про Дениса Вершинина я могу сказать, что он хороший человек и хороший специалист, по крайней мере, в экономике. Считаю, что разделение министерства на два самостоятельных подразделения или департамента нецелесообразно», — высказывает свою точку зрения генеральный директор строительной компании «Уникон» Владимир Анисимов.

Тем не менее возможность перевода Сергея Боярского и не только его в областное правительство довольно активно обсуждается представителями строительного комплекса. Кроме начальника ДСиА посты в областном строительном ведомстве прочат его заместителям Ивану Шмидту и Юлии Сыровой, начальнику главного управления архитектуры и градостроительства мэрии Игорю Лукьяненко, а также еще ряду специалистов. Предполагается, что все эти перестановки затеваются с целью обезглавить способность мэрии контролировать ситуацию в строительном комплексе.

Кроме кадров в региональном правительстве подумывают и о «переводе» ряда исконно городских функций в областные, сообщили «Континенту Сибирь» сразу несколько источников как в строительном комплексе, так и во властных структурах. Сторонники данного плана рассматривают две формы «наложения рук» на городские земли. Первая, «мягкая», может быть реализована в рамках концепции создания новосибирской агломерации и принимает вид документа, который называется «Соглашение об информационном взаимодействии в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений». Документ, который предложено подписать главам муниципальных образований, находящихся рядом с Новосибирском, и мэру города, подразумевает добровольное согласование любых решений по распоряжению землей с областным уровнем власти. В пользу этого приводится необходимость исключить территориальное пересечение интересов, например, строительных компаний и дорожников, чьи проекты в рамках агломерации могут мешать друг другу. Эти аргументы звучали и 28 августа на выездном заседании правительства в Криводановке Новосибирского района.

По информации «КС» на данный момент свои подписи поставили почти все участники соглашения, за исключением Анатолия Локтя. Сомнения, которые приходится преодолевать подписантам, также достаточно очевидны. В муниципалитетах раздаются голоса тех, кто считает, что под благовидным предлогом их пытаются лишить функций, принадлежавших им изначально, являющихся их внутренним делом и в значительном числе случаев не имеющих отношения к развитию агломерации. Существует множество решений, которые город традиционно брал на себя, например, развитие застроенных территорий. Источники в городской администрации недоумевают, почему вдруг правительству области понадобилось согласовывать подобные решения.

Теоретически у субъекта федерации остается возможность "оттянуть" на себя право распоряжаться землей и помимо добровольного согласия муниципалитетов. Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры» Виталий Ветров напоминает, что «субъект Российской Федерации — Новосибирская область обладает возможностями определять, как органы муниципального образования будут осуществлять свои полномочия в отношении собственной земли. Основанием тому служит региональный закон от 14.04.2003 № 108». В крайнем случае, если на областном уровне возобладает желание во что бы то ни стало добиться контроля над городским земельным ресурсом, то, возможно, будет поставлен вопрос о пересмотре этого закона. В качестве недостатков такого развития событий собеседники «КС» указывают перенос вопроса в публичную плоскость и значительные политические риски.

Руководитель одной из крупных строительных компаний подтвердил корреспонденту «КС», что ему известно о планах по перенесению функций управления землей в область. По его мнению, реализация этой «предсказуемой» инициативы натолкнется на активное сопротивление в Законодательном собрании и потребует не менее года, в течение которого управление строительным комплексом будет затруднено. Застройщик отмечает заслуги Городецкого и Боярского в управлении отраслью, особо выделяя тот факт, что при их координирующих усилиях крупные компании были обеспечены землей для новых проектов на четыре-пять лет вперед, что являлось условием развития. Если в управлении земельными участками начнутся проблемы переходного периода, считает он, это станет проблемой для отрасли в целом.

По мнению опрошенных «КС» представителей депутатского корпуса, законопроект о передаче управления землей в область может вызвать значительное недовольство большинства членов городского совета. Внесение такого законопроекта будет воспринято как акт недоверия и конфронтации между областью и городом, а соответственно, между «ЕР» и КПРФ, между городским активом «ЕР» и областным. По оценке некоторых собеседников «КС», недовольство может быть таким сильным, что способно привести к состоянию, близкому к расколу областной организации «Единой России», что рассматривается как не очень желательный вариант накануне выборов в заксобрание области в 2015 году.

Сторонники компромисса между Локтем и Городецким, комментируя возможное развитие ситуации, обращают внимание на то, что КПРФ и команда Локтя, проявив максимум лояльности, сделала все, чтобы помочь врио губернатора безболезненно победить на выборах. Указывается на то, что КПРФ не выставила свою кандидатуру на выборы главы области, не участвовала в сборе подписей для еще одного кандидата в губернаторы Ивана Старикова. Было сделано все, чтобы и другой возможный кандидат в соперники Городецкого Александр Мухарыцин не осложнял жизнь врио губернатора.

В качестве еще одного фактора, снижающего радикальность возможного политического курса субъекта РФ в отношении областного центра, называется то обстоятельство, что союз парламентских партий, который обеспечил избираемость Городецкому, был санкционирован в Москве. Действия по перераспределению полномочий, традиционно принадлежавших городу, после победы кандидата «Единой России» могут поставить под сомнение договороспособность правящей партии и вызвать неодобрение сверху как пример нарушения договоренности о политической консолидации. Хлипкость «пилотного» союза КПРФ и «ЕР» в свою очередь угрожает существованию проекта национального согласия и честной конкуренции в очерченных рамках, который принципиально важен для Кремля в нынешних внешнеполитических условиях.

В разговоре с корреспондентом «Континента Сибирь» врио заместителя губернатора Новосибирской области Сергей Семка, ответственный за развитие агломерации, не подтвердил намерений региональной власти заниматься распределением городских земель: «Областным правительством и мэрией обсуждается следующее: чтобы МБУ «Геофонд» занималось учетом и кадастрированием не только земель Новосибирска, но и Новосибирской агломерации и всей области. Что касается изменения системы земельного управления, то оно как осуществлялось каждым муниципалитетом, так и будет осуществляться. Никто на это не претендует. Система учета земель хорошо выстроена в муниципалитете Новосибирска. Зачем создавать что-то новое, если база создана и ее можно эффективно использовать», — ответил Сергей Семка на запрос «КС».

Тем не менее, как стало известно корреспонденту «КС» от источников в мэрии, в целях развития агломерации муниципалитету было предложено перевести «Геофонд» из муниципальной собственности в областную. Анатолий Локоть в ответном письме письме Сергею Семке подчеркнул готовность к сотрудничеству и участию «Геофонда» в выполнении всех работ в интересах развития агломерации. Вместе с тем мэр написал, что считает целесообразным сохранить эту структуру как муниципальное бюджетное учреждение. По всей видимости, положение вещей таково, что на данный момент ни одна сторона не заинтересована в долгосрочном ухудшении отношений, вопреки мнению «радикальных элементов» в обеих командах. Поэтому осторожный обмен письмами и предложениями с целью зондирования почвы и выяснения намерений будет продолжаться.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ