Культурное впечатление от Натальи Еремеевой

Постоянная рубрика «Культурное впечатление» дает нашим читателям, представителям делового сообщества Сибирского региона отличную возможность обменяться мнением по поводу тех или иных культурных событий на страницах газеты и портала ksonline.ru. На этот раз своими впечатлениями по поводу новосибирской постановки оперы «Иоланта» Петра Чайковского в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета поделилась директор агентства «STAR KIDS Новосибирск» НАТАЛЬЯ ЕРЕМЕЕВА.

— В первый теплый день лета я волею случая попала на новосибирскую постановку оперы «Иоланта» Петра Ильича Чайковского.

На фоне многих других произведений «Иоланта» порой считается «несерьезной», с чрезмерно романтическим и «сладким» сюжетом. Однако меня вдохновляло то, что написана она была параллельно с любимым балетом «Щелкунчик», который в одной из крайних точек критики начала 1890-х годов (то есть времени своего первого выхода и первых интерпретаций) назывался «ремесленным» и лишенным вдохновения. Вы только представьте: «Щелкунчик» — и лишен вдохновения!

Для меня нет сомнений, что при любой возможности стоит идти на музыку Чайковского. А музыка в «Иоланте» поэтичная, теплая, осторожная, вызывающая чувство чего-то родного, понятного, немного наивного и сказочного. Ее я бы с большим удовольствием слушала в камерном зале с минимальным количеством соседей по креслам.

Три сцены из оперы остались мной бесконечно любимы: хор подруг и прислужниц «Вот тебе лютики», колыбельная «Спи, пусть ангелы крылами» и ариозо короля «Господь мой, если грешен я». От этих сцен волновалось сердце, и появлялись мурашки.

Тема света и солнца, его важности в жизни человека, мне показалась ключевой. Не обязательно в прямом значении, а в возможности наполнять самим себя светом, делать что-то для других людей, отдавать и наполняться, жить для других. То, чего не хватало самой Иоланте, дочери короля Рене, и чего она так искала, окруженная слугами и подругами, угождающими и заботящимися, не позволяющими отдать что-либо в ответ. Без этого она была слепа, неполноценна и не наполнена внутри. Обрадовалась я неоднозначному финалу, не тому, что ожидаешь от «сладких» сюжетов. Прозрение Иоланты ранящее, режущее, острое, не радующее, а пугающее; мир предстает совсем не романтичным.

Обращают на себя внимание костюмы. Временами ловила себя на размышлениях, почему тот или иной герой одет здесь именно так: рыцарь Водемон в образе чекиста, Роберт — словно пародия на успешного банкира в отечественных сериалах, привратник дворца и оруженосец короля в плащах Нео из «Матрицы», охранники — вылитые мафиози: в темных очках, шляпах, с автоматами Томпсона.

Мечтаю попасть на академическую постановку этой оперы (или вовсе прослушать ее в концертном варианте) и открыть для себя что-то новое в музыке, не отвлекаясь на размышления о костюмах и декорациях.

Официально. «Иоланта» — лирическая опера в двух действиях. Либретто П. Чайковского по драме Г. Герца «Дочь короля Рене».

Дирижер-постановщик — дипломант Национального театрального фестиваля «Золотая маска» Евгений Волынский. Режиссер-постановщик — лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая Михаил Панджавидзе. Художник-постановщик — заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной Премии России, дипломант Национального театрального Фестиваля «Золотая маска» Игорь Гриневич.

Краткое содержание оперы: Король Рене и герцог Бургундии долгое время враждовали и наконец примирились, договорившись, что их дети, девятилетний Роберт и только что родившаяся Иоланта, вступят в брак, когда последней исполнится 16 лет. После заключения договора во дворце короля Рене произошел пожар, во время которого маленькая Иоланта утратила зрение. Опасаясь, как бы его недавний враг, герцог бургундский, не подумал, что отец знал о недостатке дочери ранее заключения с ним договора, и не нарушил этот договор, король Рене решается скрыть это несчастье от всех, даже от самой Иоланты. С этой целью король построил в уединенном месте роскошный дворец с прекрасным садом и поселил там свою ничего не ведающую дочь.

Король Рене, испробовав все возможные средства излечения, вынужден идти на крайние меры — он привозит из Мавритании знаменитого врача Эбн-Хакиа. Тем временем Иоланту, в одиночестве спящую на террасе, видит Готфрид Водемон — молодой бургундский граф. Он сопровождает своего друга, герцога Роберта, направляющегося во владения короля Рене на встречу с невестой. Водемон очарован прекрасным обликом девушки. Но Роберта не трогает красота Иоланты — он пылко влюблен в графиню Лотарингии Матильду, сверкающую «искрами черных очей». Лишь одно обстоятельство омрачает его чувство: пришло время заключить союз, давно предрешенный родителями, и он должен жениться на дочери короля Рене, которой никогда не видел. Роберт не в силах представить себе разлуку с Матильдой.

Водемон остается с Иолантой наедине и, все больше очаровываясь ее красотой, говорит о своем восхищении. Войдя в сад, король и врач застают Иоланту в обществе Водемона. Чтобы пробудить в Иоланте жажду получить зрение, король угрожает графу смертной казнью. Опасение за жизнь Водемона, которого Иоланта успела полюбить, вызывает у нее страстное желание прозреть. Между тем Роберт со своими приближенными возвращается выручать Водемона. Пораженный неожиданной встречей с королем Рене, он смущен, а Водемон умоляет друга сказать о своей любви к Матильде. Счастливый Рене благословляет брак дочери с Водемоном. Все возносят благодарственную молитву Творцу.

Премьера состоялась 14 ноября 2010 года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ