Телекоммуникационная пауза

Вектор развития рынка услуг широкополосного доступа в Интернет (ШПД) все больше сдвигается от инфраструктурной к сервисной составляющей. Охватив своими сетями большую часть региона, операторы все больше конкурируют друг с другом в области сервисов для своих клиентов. Однако расстановка сил по показателю абонентской базы тем не менее продолжает меняться, поэтому говорить о ее устаканивании преждевременно.

Специально для «КС» аналитическое агентство iKS-Consulting подготовило данные по позициям интернет-провайдеров в Сибирском федеральном округе и конкретно Новосибирской области по итогам первого полугодия 2014 года. За основу для анализа бралась динамика изменения доли оператора на рынке по показателю абонентской базы в сегментах B2C и B2B.

Сегмент B2C

По данным iks-Consulting, первое место по показателю абонентской базы сегмента B2C в СФО традиционно занял «Ростелеком», доля которого остается неизменной на протяжении нескольких последних лет. Первую строчку оператор удерживает непосредственно и по Новосибирской области. Причем в ней, по данным iks-Consulting, «Ростелекому» удалось увеличить долю с 26% до 34%, т. е. сразу на 8 процентных пунктов. В самой компании «КС» подтвердили эти данные, однако дополнительные комментарии в указанные сроки предоставить не смогли.

Второе место по Сибири, пусть и со значительным отрывом, занял ТТК с двумя своими дочерними структурами — «ТТК-Западная Сибирь» и «ТТК-Сибирь». Доля оператора увеличилась с 11% до 12%. Однако в Новосибирской области доля ТТК, по оценкам iks-Consulting, упала с 7% до 6%, вернувшись к уровню первого полугодия 2012 года. В самой компании придерживаются других данных. «По нашим оценкам, в первом полугодии ТТК-ЗС увеличила свою долю по показателю абонентской базы в сегменте B2C до 8,8% в Новосибирской области и до 14,2% в Западно-Сибирском регионе в целом», — пояснил «КС» первый заместитель генерального директора «ТТК-Западная Сибирь» Дмитрий Васильев. Он также отметил, что по итогам первого полугодия оператор достиг планируемых показателей на рынке B2C, а увеличить долю, по его словам, удалось за счет сокращения ежемесячного оттока абонентской базы, путем работы с существующими абонентами, а также за счет расширения технического охвата сетей и подключения новых пользователей.

Замыкает ТОП-3 по Сибири пермский «ЭР-Телеком» (работает под брендами «Дом.РУ», «Дом.РУ Бизнес»), последовательно нарастивший долю с 10% до 12%, однако так и не сумевший обойти ТТК и выйти на вторую позицию. Примечательно, что в Новосибирской области оператор, по данным iks-Consulting, ослабил позиции — его доля в сегменте по показателю абонентской базы сократилась с 13% до 11%. Таким образом, «ЭР-Телеком» в регионе только четвертый. В самой компании придерживаются другой оценки ситуации.

«По нашим оценкам, положение «Дом.ru» стабильно, доля компании на рынке ШПД Новосибирска составляет около 17%», — заверила директор по продажам и маркетингу «Дом.ru» в Новосибирске Елена Леонтьева. Говоря об «ЭР-Телекоме», нельзя не упомянуть и о том, что в июне этого года «КС» стало известно о грядущем уходе с поста главы новосибирского филиала компании Станислава Дариенко в связи с повышением. Однако на текущий момент данных о том, кто отныне будет руководить важным для оператора филиалом, так и не появилось.

Возвращаясь к общесибирскому рейтингу, стоит отметить, что остальные провайдеры оказались за пределами ТОП-3. Зато непосредственно в Новосибирской области достаточно сильные позиции традиционно заняли местные операторы — «Новотелеком» и «Сибирские Сети». Так, доля «Новотелекома» упала с 24% до 23%, а «Сибирских Сетей» еще более драматично — с 16% до 13%. Однако это не помешало обоим провайдерам сохранить 2-е и 3-е места соответственно. В самих «Сибирских Сетях» иначе оценивают свои показатели на рынке, отмечая, что по итогам полугодия оператор занял долю в 16%. По словам коммерческого директора компании Сергея Вепренцева, оператор продолжает расти во всех сегментах рынка. В компании «Новотелеком» получить комментарии не удалось.

Сегмент B2B

В сегменте B2B расстановка сил между игроками складывается еще более полярно. Первое место по Сибири с большим отрывом занимает «Ростелеком», однако доля оператора имеет тенденцию к падению, сократившись за год с 38% до 36%. Такая же тенденция наблюдается и в Новосибирской области, где доля оператора упала вначале с 34,6% до 33%, а по итогам первого полугодия 2014 года составила 32%.

Впервые для себя на второе место в сегменте B2B вышел ТТК с долей в 6%, хотя годом ранее она не превышала 5%. Интересно, что при этом по Новосибирской области ТТК, по данным iKS-Consulting, даже не вошел в ТОП-5 в сегменте B2B.

Зато второе место в этом регионе разделили между собой «Новотелеком», «Сибирские Сети» и «Авантел» с показателем в 11%. При этом в наибольшей степени данный результат можно считать позитивным для «Сибирских Сетей», которые еще год назад занимали 10,7%, и «Авантела» с 10,7% рынка. «Новотелеком» же за год лишь сохранил свою долю, не добившись ее увеличения.

«Про данные iKS-Consulting, как и прежде, могу сказать, что оцениваю нашу долю значительно выше — на уровне 13–14%. При этом увеличение абонентской базы составило более 5% за полугодие», — заверяет директор новосибирского филиала телекоммуникационной компании «Авантел» Сергей Бойко. В свою очередь в «Сибирских Сетях», напротив, подтвердили свою долю в размере 11%, а в «Новотелекоме» комментарии предоставить не успели.

Замыкает ТОП-5 по Новосибирской области в сегменте B2B «Магистраль-Телеком», сократив долю с 6,4% до 6%.

Комментируя рейтинг, коммерческий директор «Стартелеком-Новосибирск» Валерий Остриков отметил, что представленные iKS-Consulting данные достоверно отражают ситуацию на телекоммуникационном рынке Новосибирской области и СФО. Ключевым трендом первого полугодия на рынке B2B собеседник «КС» называет выжидательную позицию, занятую бизнесом весной 2014 года в связи с произошедшими в регионе политическими событиями. «С наступлением весны наши показатели значительно ухудшились. Часть наших клиентов с приходом весны заморозили проекты по развитию и расширению своих подразделений, что привело к провальным результатам по продажам (показатели были близки к послекризисному 2009 году) и подключениям новых клиентов. Также более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года выросло количество расторжений договоров на услуги связи среди существующих клиентов по причине закрытия филиала или компании. Я это связываю в первую очередь со значительными переменами в политической жизни Новосибирска: досрочными выборами мэра города, отставкой губернатора Новосибирской области, — поясняет Валерий Остриков. — В воздухе витал немой вопрос, а что же будет дальше. Это и привело к некоторой стагнации во всех сферах бизнеса», — резюмирует собеседник «КС». На текущий момент, по его словам, ситуация выровнялась, и даже образовались очереди на подключение.

Куда движется рынок

«В целом картина по России такова, что развитие интернет-провайдеров замедляется, и по числу прироста активных абонентов идет сокращение. Компаниям необходимо выходить в города с меньшим числом жителей, где существенно ниже проникновение услуги. По Сибири ситуация стабильная, рост не такой большой, по долям рынка есть небольшое увеличение доли крупнейших операторов», — поясняет ситуацию директор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.

Сами участники рынка констатируют, что основной приток новых клиентов, как и годом ранее, формируют переключения от конкурентов — так, по данным «ЭР-Телекома», со свободного рынка приходят не более 15% абонентов. Это приводит к дальнейшему усилению конкуренции между провайдерами, в результате чего должны выигрывать абоненты, получающие услугу высокого качества по оптимальной стоимости. Операторы будут стремиться эксплуатировать свой кабель для предоставления дополнительных востребованных рынком услуг.

«Вместе с тем сами пользователи не видят заметных различий между предложениями разных операторов: характеристики тарифов и их стоимость схожи. Это определяет позиционирование телеком-компаний не через услугу ШПД, а через цифровое ТВ, которое позволяет сформировать уникальное торговое предложение. Еще один важный фактор успеха для провайдеров — постоянная работа над совершенствованием сервиса и клиентской лояльностью», — поясняет Елена Леонтьева.

С тем, что именно сервисная составляющая выходит на первый план, и именно на сервисы ориентируются абоненты при выборе провайдера, соглашается и Дмитрий Васильев. Также, по его наблюдениям, имеет место оптимизация протоколов, программ, появляется возможность предоставлять уникальный контент под индивидуальные потребности абонента. В свою очередь в «Сибирских Сетях» добавляют к этому нарастающую популярность беспроводных технологий.

Что касается сегмента B2B, то, по словам провайдеров, этот рынок характеризуется большим количеством сильных игроков, высоким уровнем конкуренции и постоянным поиском путей повышения качества и разнообразия предоставляемых услуг. По прогнозам «Стартелеком-Новосибирск», вектор дальнейшего развития операторского бизнеса сменит направление с наращивания монтированной емкости в сторону модернизации сети, этому также способствуют принимаемые правительством РФ законы в части защиты персональных данных, улучшения качества предоставляемых услуг и улучшения клиентского сервиса. «Ключевым фактором роста абонентской базы будет не захват новых территорий, а умение «облизывать клиента» и стать максимально незаметным для него. Возможно, операторы займутся оптимизаций бизнес процессов и автоматизацией своей работы, что позволит им сократить издержки», — прогнозирует Валерий Остриков. С таким тезисом соглашается и Сергей Бойко. «В условиях стагнации экономики бизнес-клиенты озабочены оптимизацией бюджетов и снижением стоимости услуг, порой даже в ущерб их качеству. В этих условиях некоторые операторы пытаются экономить на оборудовании, на штате технических специалистов, что неизбежно сказывается на стабильности сервисов», — поясняет собеседник «КС». Он также констатирует значительный рост в сегменте дополнительных услуг, в частности, видеонаблюдения, аренды антивирусного ПО и интеллектуальных голосовых услуг. «Все чаще клиенты покупают все телеком-услуги у одного оператора, что и проще с точки зрения взаимодействия, и, как правило, экономичнее», — резюмирует Сергей Бойко.

Точка зрения

АНТОН КАТКОВ, директор по корпоративному сектору филиала телеком-оператора «Дом.ru Бизнес» в НовосибирскеАНТОН КАТКОВ,
директор по корпоративному сектору филиала телеком-оператора «Дом.ru Бизнес» в Новосибирске

— Как расширилась география покрытия сетей вашей компании в первом полугодии 2014 года?

— Мы стабильно инвестируем в строительство новых объектов как для физических лиц, так и для представителей бизнеса. География покрытия постоянно расширяется, компания готова предлагать частным пользователям и корпоративным клиентам подключение на новых территориях. Даже если здание находится вне зоны покрытия нашей сети, но к нам обращаются бизнес-клиенты или жильцы дома с желанием подключиться, мы всегда рассматриваем эту возможность.

— Какие инструменты, на ваш взгляд, наиболее эффективны в наращивании позиций в сегменте B2В на текущем этапе развития рынка?

— Выбор инструментов зависит не только от этапа развития рынка, но и от стадии жизненного цикла самой компании, а также от ее уровня — федерального или локального. Пожалуй, самым мощным инструментом остается индивидуальный подход к каждому корпоративному клиенту. Благодаря комплексным предложениям клиент «Дом.ru Бизнес» может получить весь спектр нужных услуг в пакете — Интернет, ip-телефония, в том числе sip, облачная АТС, видеонаблюдение, Wi-Fi — с единым счетом и персональным менеджером по обслуживанию.

Мы стараемся сделать максимально выгодное предложение, даже если речь идет о подключении клиентов вне территории охвата сети «Дом.ru Бизнес». Затраты на подключение будут минимальны, при этом качество услуг и выгода для бизнеса, которую получает клиент, становится ощутимой уже в первые месяцы после подключения.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВ, первый заместитель генерального директора ТТК-Западная СибирьДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВ,
первый заместитель генерального директора ТТК-Западная Сибирь

— Как вы оцениваете итоги первого полугодия 2014 года на рынке ШПД в СФО? Удалось ли вам достичь намеченных показателей?

— В первом полугодии 2014 года ТТК-Западная Сибирь укрепила свои позиции на территории всего Западно-Сибирского региона. Наша абонентская база в регионе по итогам первого полугодия 2014 года превысила 241 тыс. абонентов, увеличившись на 5,6% по сравнению с концом 2013 года, в то время как рынок за этот период вырос на 5%.

— Какие сегменты рынка вы считаете для себя драйверами роста и на какие из них делаете ставку при продвижении?

— К драйверам роста ТТК на рынке ШПД Западной Сибири можно отнести цифровое телевидение и развитие различных дополнительных сервисов. Количество подключений к услуге цифрового телевидения за первое полугодие 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло более чем в 3,5 раза, треть подключений пришлось на Новосибирск. Особенно активно компания развивается в малых городах, таких как Карасук Новосибирской области, Рубцовск, Яровое, Алейск Алтайского края, Мыски, Белово, Анжеро-Судженск и Яшкино Кемеровской области. Кроме того, мы осваиваем удаленные территории, где уровень проникновения связи крайне невысок. Во втором полугодии 2014 года мы планируем продолжить активное развитие сети ШПД во всем регионе.

— Какие инструменты, на ваш взгляд, наиболее эффективны в наращивании позиций в сегменте B2B на текущем этапе развития рынка?

— Рынок B2B сейчас практически не растет, поэтому наиболее эффективной стратегией мы считаем планомерное наращивание абонентской базы за счет формирования индивидуальных пакетных предложений. По ситуации на конец первого полугодия 2014 года мы обслуживаем на территории региона около 6 тыс. организаций и 400 бизнес-центров, на территории Новосибирска — более 1500 организаций и более 140 бизнес-центров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ