Губернаторская проба

У кандидатов в губернаторы Новосибирской области остается несколько дней для сбора требуемых 297 подписей депутатов и глав муниципальных образований региона. Если до 30 июля оформленные в соответствии с законом подписные листы не будут предоставлены в областную избирательную комиссию, претендентам на губернаторское кресло откажут в регистрации.

О своем желании участвовать в предвыборной гонке заявили врио губернатора Владимир Городецкий («Единая Россия»), Дмитрий Савельев (ЛДПР), Иван Стариков («Гражданская инициатива»), Анатолий Кубанов («Справедливая Россия»), Вячеслав Смагин («Партия мира и единства»). Региональное отделение КПРФ, сумевшее реализовать победную избирательную кампанию мэра Новосибирска, от борьбы за губернаторский пост отказалось, лишив тем самым особой интриги выборы высшего должностного лица региона — первые после десятилетнего перерыва.

Несмотря на то что широкой общественности очевиден безусловный фаворит, конечная фабула грядущих выборов до конца не оформлена. На повестке стоит вопрос легитимности избранного губернатора. Считается: больше участвующих кандидатов — больше легитимности. И в то же время выборы мэра Новосибирска избыточностью участников продемонстрировали нечто другое: избиратель отличает настоящего политика от шапочного, количество кандидатов не коррелирует с их качеством, а полезность избирательного бюллетеня длиной в рулон не бесспорна. В то же время исключение или недопуск к участию в выборах политиков, пользующихся доверием у населения, закономерно и справедливо приводит к росту протестных настроений. Именно к данной максиме апеллирует соратник Анатолия Локтя со времен избирательной кампании мэра Новосибирска, сегодняшний вице-мэр города Иван Стариков, загоревшийся идеей если и не стать губернатором, то по крайней мере получить в облправительстве должность по развитию городской агломерации.

Стариков, объявивший в четверг о скором окончании сбора подписей, собирается обратиться суд для обжалования ряда положений закона «О выборах губернатора Новосибирской области». В своих претензиях к процедуре муниципального фильтра политик не одинок: во множестве регионов, готовящихся провести 14 сентября выборы губернатора, оппозиционные кандидаты, способные составить относительную конкуренцию действующим главам субъектов, обращают внимание на непреодолимость установленного законом барьера, ставшего заградительным даже для «справедливоросса» Оксаны Дмитриевой в Санкт-Петербурге.

Впрочем, напоминает Владимир Городецкий в беседе с корреспондентом «КС», муниципальный фильтр является не региональным решением. В Новосибирской области Законодательное собрание установило 5%-ный барьер, в то время как федеральный законодатель позволяет поднимать планку фильтра вплоть до 10%.

Всего в регионе насчитывается 5473 депутата и 456 глав муниципальных образований, из которых 33 главы и 1023 депутата принадлежат муниципальным районам и городским округам. Среди всех депутатов и глав у «Единой России» — более 3000, у КПРФ — более 350, у «Справедливой Россия» — 218, у ЛДПР — 78, около 2000 являются независимыми депутатами (данные предоставлены пресс-службами партий).

Из 297 требуемых подписей не менее 55 должны предоставить депутаты муниципальных районов и городских округов — сбор этих подписей наиболее трудоемкий. В числе 55 подписантов должны быть представители 27 районов и городских округов. В Новосибирской области всего 30 муниципальных районов и пять городских округов (Искитим, Новосибирск, Обь, Кольцово, Бердск), таким образом, голоса депутатов должны быть распределены не менее чем на 75% территории региона. В муниципальных районах и городских округах две трети депутатов принадлежат «Единой России», у следующей по числу депутатов КПРФ — около 130, у «Справедливой России» — 59, у ЛДПР — 53.

Даже несмотря на минимальную планку муниципального фильтра, сбор депутатских подписей представляет собой технически сложную задачу, которая с трудом поддается решению при отсутствии сети партийных отделений на местах или без развертывания профессиональной избирательной машины, способной взаимодействовать со всеми уровнями власти. Отметим, что личные возможности Ивана Старикова ограничены тем, что он не уходит в отпуск с должности вице-мэра и, стало быть, заниматься сбором подписей в состоянии только в выходные дни. С учетом того, что «Гражданская инициатива», выдвинувшая Старикова, до сих пор не была замечена в активности, распространяющейся на территорию области, для этого кандидата имеет принципиальное значение аккумулировать значительные финансовые ресурсы, чтобы нанять команду поддержки, которая могла бы в сжатые сроки «обработать» города и районы Новосибирской области. Однако и наличие у Старикова финансовых возможностей пока под большим вопросом: ничего не известно об экономических структурах, которые готовы были бы выступить заказчиками борьбы вице-мэра с и. о. губернатора.

Намеки на поддержку кандидатуры Старикова со стороны Алексея Кудрина не получили подтверждений. В московских экспертных кругах, близких Кремлю, Старикова не считают фигурой, на примере которой следует демонстрировать высокую конкурентность региональных выборов, реализуя программную установку Володина на поддержание легитимности региональной власти. В полной мере эта установка была воплощена на выборах мэра Новосибирска, но «следует различать фигуры Локтя и Старикова, одного, который действительно является знаковой личностью для Новосибирска и потому получил «зеленый свет» на участие в борьбе за пост мэра, и другого, который вспоминает о регионе накануне выборов», сказал влиятельный московский политолог в беседе с корреспондентом «КС».

«Континент Сибирь» поинтересовался у региональных политиков, какова вероятность преодоления 5%-ного барьера оппозиционными кандидатами.

Анатолий Кубанов, кандидат в губернаторы Новосибирской области от «Справедливой России»:

— Вне всякого сомнения, процедура прохождения муниципального фильтра достаточно сложная и во многом неуклюжая, потому «Справедливая Россия» выступала против закона в Госдуме, но тем не менее федеральный законодатель определил такие правила избрания глав администрации субъектов РФ, и тут закон строг, но он закон. Больших проблем в прохождении муниципального фильтра для парламентских партий в нашей области я не вижу, потому что будь то правящая партия «Единая Россия», обладающая мощнейшим депутатским корпусом на территории региона, будь то «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ — у этих партий есть устойчивые депутатские группы и фракции в поселках, в райсоветах.

Основная часть подписей в мою поддержку принадлежит членам нашей партии (218) и сочувствующим нам депутатам, которые либо избирались при поддержке нашей партии, либо в ходе своей работы в районных и поселковых советах выстраивали отношения с нашими партийными группами. Предполагаю, что среди подписантов встречаются члены «Единой России», а также самовыдвиженцы, поскольку все понимают, что участие в выборах разных кандидатов необходимо для того, чтобы избранный губернатор обладал достаточным мандатом доверия избирателя.

Шансы Ивана Старикова пройти муниципальный фильтр оцениваю как нереалистичные, что обусловлено требованиями жесткого, но тем не менее закона, указывающего на то, что кандидату в губернаторы необходимо собрать и нотариально заверить 297 подписей. Партия, выдвинувшая Старикова, не имеет на территории нашей области ни одного мандата. Сомневаюсь, что представитель политической организации, у которой в области нет ни одного депутата, может претендовать на поддержку 297. Когда Иван Валентинович, будучи действительно талантливым, ярким человеком, искушенным в политических баталиях, на старте понимает, что ему необходимого количества подписей не собрать, и при этом поднимает информационную волну, это можно характеризовать как не более чем пиар-маневр, не имеющий реального отношения к выборам. Кандидат должен реально оценивать ситуацию, иначе это попахивает политическим шулерством.

Вячеслав Смагин, кандидат в губернаторы Новосибирской области от «Партии мира и единства»:

— Шансы на преодоление муниципального фильтра без содействия «партии власти» у внепарламентской оппозиции очень небольшие. С одной стороны, официальной установки препятствовать участию оппозиции в выборах нет, с другой стороны, мы как взрослые люди понимаем, что административный ресурс по итогам прохождения фильтра будет делать оргвыводы по отношению к тем депутатам, которые вышли за рамки определенных установок партийной этики и предоставили свои подписи неугодным кандидатам.

Я вижу реальные проблемы: депутаты, председатели райсоветов и некоторые главы районов действительно очень запуганы — на контакт не идут даже те, с кем ранее были достигнуты договоренности или закреплены теплые отношения. У меня есть опасения, что чиновники среднего звена стараются выслужиться перед своими хозяевами, областной властью, и пытаются воздействовать на депутатов. Мы знаем, что есть примеры того, как люди отзывали свои подписи.

Я понимаю, что у меня не получится преодолеть барьер без желания на то власти, но участвую в кампании, потому как мне важно понять, кто со мной в команде, как ко мне относятся люди — председатели районных советов, главы районов, главы муниципальных районов и депутаты районных и сельских советов. Это можно понять в условиях преодоления фильтра. Кроме того, реакция депутатов отражает степень готовности общества принимать решение и брать на себя ответственность.

Относительно Старикова я надеюсь, что он каким-то чудом сможет пройти фильтр. Я искренне желаю ему в этом успехов. Мы находимся с ним в диалоге, и я готов оказать ему посильную помощью в сборе подписей.

Валерий Ильенко, секретарь новосибирского регионального отделения «Единой России»:

— В настоящее время идут нарекания по поводу проведения процедуры «муниципального фильтра» при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов на должность губернатора Новосибирской области, и чаще всего исходят они от одного из кандидатов — больше ни от кого. Представителей парламентских партий обвиняют в том, что они принимают решения и направляют распоряжения своим депутатам не подписываться за кандидатов от других политических партий, в частности, за Старикова. Однако представители парламентских партий действуют в соответствии с уставами своих политических объединений, в которых требуется строгое соблюдение членами каждой партии положений ее устава и решений руководящих органов о поддержке именно кандидатов, выдвинутых этой партией. Необходимо сказать больше: те члены партии, которые все-таки подписались за кандидата не от своей партии, могут быть даже исключены ее рядов.

Однако стоит отметить, что не все депутаты, входящие в депутатские объединения и фракции, являются членами конкретной партии — и здесь разговор отдельный. У членов депутатской фракции есть право отдать свои подписи за любого кандидата, и если они примут такое решение, никто им этого запрещать не вправе.

Видится неправильным, когда депутат, член одной партии, подписывается за политика от другой партии. И если он все-таки делает это, то должен понимать, что нарушается при этом устав, и скорее всего, по этому поводу будет производиться разбирательство — это нормальный процесс. Сейчас в России более семи десятков разных партий — выбирай любую, никто никого не удерживает.

Муниципальный фильтр вполне преодолим. При нормальном раскладе и нормальной работе вместо обычного склочничества, поливания грязью и криков о нарушениях и подтасовках еще на старте, этот «фильтр» вполне можно пройти. По всей видимости, парламентские партии, выдвинувшие своих кандидатов, с работой по сбору подписей в поддержку своих кандидатов успешно справляются.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ