Дорогое хобби

На фоне общего роста продаж моторынка в СФО сегмент мотоциклов испытывает стагнацию. Несмотря на постепенное расширение дилерских сетей производителей, участники рынка все еще вынуждены довольствоваться редкими единичными продажами. Эксперты рынка утверждают: мототехника в Сибири пока что не бизнес, а всего лишь дорогое развлечение. Тем не менее в этом году в Новосибирске открылся дилерский центр Harley-Davidson, в Красноярске запускается полнофункциональный мотосалон Ducati, а в Иркутске и Ангарске — KTM. О том, с какими проблемами сталкиваются сибирские дилеры, какова дальнейшая динамика этого рынка — в материале «КС».

В целом сибирский рынок мототехники по сравнению с 2013 годом показал прирост на 30%. Участники рынка отмечают положительный тренд на продажи снегоходов класса «Премиум» и квадроциклов. «Этой зимой мы увидели существенное увеличение продаж премиум-снегоходов. Клиенты все как один говорили: «устал я от этой депрессии, этого кризиса! Живем один раз, так давайте жить!» — и покупали снегоходы не для охоты, а именно для развлечения», — рассказывает гендиректор ГК «Феникс Авто» (официальный дилер мототехники Yamaha, Suzuki, Honda в Омске) Сергей Сырников. «Рынок мототехники растет в основном за счет квадроциклов (развлечения, рыбалка, охота), так как это четыре колеса и минимум заморочек с постановкой на учет и получением прав», — соглашается с коллегой коммерческий директор ГК «Агат-Авто» (официальный дилер KTM в Иркутске) Эдуард Борисов. Он также отмечает, что сегмент квадроциклов уже поделен между производителями Китая (на долю которого приходится более 50% продаж), Японии, Канады и Америки, а в сегменте мотоциклов правит балом подержанная мототехника из Европы и Японии.

Падение на фоне роста

Несмотря на положительные тенденции на рынке в целом, в сегменте мотоциклов большинство дилеров отмечают упадок. «По результатам I квартала 2014 года продажи демонстрируют спад — за указанный период мы продали в три раза меньше мотоциклов, чем в 2013 году», — сетует директор ООО «Моторспорт» (официальный дилер КАWASAKI в Новосибирске) Илья Родин.

В связи с небольшим объемом проданных мотоциклов некоторые дилеры и вовсе скептически настроены относительно моторынка в СФО. «Говорить о рынке мототехники в Сибири — все равно что говорить о существовании рынка почтовых марок. Есть любители, которые приобретают эту технику, но о большом спросе говорить не приходится. Увы, моторынок в Сибири (по крайней мере в Томске) — это дорогое хобби», — сетует генеральный директор «Автоцентр Евразия» (официальный дилер мототехники Honda, Suzuki в Томске) Андрей Щегерцов.

Сибирские развлечения

В качестве основных причин, определяющих «развлекательный» характер продаж мототехники в Сибири, участники рынка отмечают климатические условия. «На продажи сильно влияет, что в Сибири на мотоцикле можно ездить только очень короткий период. То, что в южной части продается массово, у нас приобретает характер единичных продаж», — поясняет Сергей Сырников. «Неделю покатался и на год поставил в гараж — таковы сибирские условия», — дополняет коллегу Андрей Щегерцов.

«Развлекательный» характер продаж, по мнению некоторых дилеров, влияет на спрос на мотомарки высокого ценового сегмента. «Поскольку в Сибири мототехника рассматривается как развлечение, основным спросом пользуются прогулочные мотоциклы, способные подчеркнуть статус владельца. Это чоперы, туристические мотоциклы, коферейсеры и спортбайки. Хороший спросом пользуются Dukati Diavel», — комментирует ситуацию генеральный директор ООО «Премиум» (официальный дилер мототехники Suzuki, Dukati в Красноярске) Александр Панченко. Хотя некоторые дилеры отмечают и другие причины популярности дорогого сегмента. «В прошлом году наблюдался спрос на мотоциклы среднего ценового сегмента (350–500 тысяч рублей), сейчас же более популярен дорогой — от 500 тысяч рублей. Связано это с экономической нестабильностью — бизнес стремительно сворачивается, а деньги остаются. Поэтому люди инвестируют свои средства в дорогие мотоциклы», — констатирует Илья Родин.

У других дилеров, напротив, востребованы мотоциклы среднего и низкого ценового сегмента. «В I квартале 2014 года основным спросом пользовалась техника до 100 тысяч рублей и лидировал среди продаж класс «Эндуро фаворит»», — отмечает Эдуард Борисов.

В свою очередь в ГК «Феникс Авто» по итогам первого полугодия констатируют одинаковый спрос на недорогие мотоциклы и на премиум-сегмент. По словам представителей компании, продажи в сегментах «масс» (недорогом) и «премиум» (от 400 000) почти равны.

Однако, как отмечают игроки рынка, поддерживать спрос на мотоциклы сибирякам мешают не только климатические условия. «Чаще всего житель Сибири, который может выложить 1,5 млн за свое увлечение, покупает себе мотоцикл в Европе или Штатах, где уже ранее приобрел недвижимость. В тех условиях совершать путешествия на мотоцикле гораздо комфортнее», — поясняют в ГК «Феникс Авто». В свою очередь в компании «Агат-Авто» в качестве тормозящего развитие рынка тренда также отмечают «много бездорожья и мало хороших дорог».

Кроме того, как считают в компании «Автоцентр Евразия», сибирскому рынку мотомарок попросту не хватает фанатов: «Чтобы успешно продавать мотоциклы, недостаточно быть специалистом. Нужно быть настоящим поклонником мототехники. Такие люди есть в любительской среде мотоциклистов, но продажами они не занимаются», — сетует Андрей Щегерцов.

Судьба мотосалонов

Тренд последних лет — сокращение полнофункциональных мотосалонов. «Для марок Honda, Suzuki существовали стандартизированные мотосалоны и шоу-румы, но они не окупились. Поскольку сроки окупаемости салонов мототехники в три раза дольше, чем авто, для большинства производителей они нерентабельны», — поясняет Андрей Щегерцов. «Моторынок в Сибири сложно назвать прибыльным бизнесом. У нас он чаще рассматривается как дополнение к авторынку. Поэтому особой экономической выгоды в полнофункциональных салонах для большинства производителей мотомарок нет», — поддерживает коллегу Александр Панченко.

Однако, по мнению некоторых игроков рынка, тренд на закрытие мотосалонов актуален не для всех дилерских сетей — многое зависит от бренда и политики производителя. «К примеру, для марок BMW производители требуют строительства салонов, а вот для КАWASAKI нет», — поясняет Илья Родин.

Стоит напомнить, что недавно в Новосибирске состоялось открытие официального дилерского центра Harley-Davidson. Его запустила компания «Мототрейд», гендиректором которой является Ирина Гречухина, бывший управляющий директор «Порше Центр Новосибирск». Салон марки открылся на улице Станционной. Его общая площадь составляет 471 кв. м, из них 200 кв. м приходится на шоу-рум, остальное — на сервисную зону. Говоря о потенциальных покупателях, Ирина Гречухина отмечает, что ими могут стать любые люди, заинтересованные в мотоциклах, независимо от своего статуса. По ее словам, уже сейчас есть желающие приобрести мотоциклы. Планы продаж и инвестиции в открытие салона она не комментирует. Кроме Новосибирска, дилер Harley-Davidson в СФО есть только в Иркутске. В компании не оглашают объемы текущих продаж, отмечая, что по итогам прошлого года они «полностью оправдали планы, цели и ожидания», а также демонстрируют стабильность.

Кроме того, до конца лета в Иркутске и Ангарске планируется запустить мотосалоны CFMOTO и KTM. Их откроет ГК «Агат-Авто». Статус официального дилера по KTM «Агат-Авто» уже получила. В Красноярске в конце 2014 года в города откроет двери и полнофункциональный центр Dukati. Его запустит ООО «Премиум», которое уже сейчас является официальным дилером в этом городе мототехники Suzuki.

Встать на колеса

Учитывая нестабильность регионального рынка мототехники, многие дилеры прогнозируют либо дальнейшее падение продаж, либо повторение прошлогодних результатов. «Мы ориентируемся на показатели 2013 года. За этот период мы продали пять мотоциклов Dukati и семь Suzuki», — комментирует Александр Панченко.

Кто-то из участников рынка и вовсе воздерживается от прогнозов. «В условиях сибирского рынка трудно что-либо предугадать. Может быть, продажи к концу года останутся на прежних показателях, а может быть — ухудшатся», — комментирует Илья Родин.

Стоит отметить, что одни дилеры планируют продвигать мототехнику премиум-класса, другие же возлагают надежды на недорогой сегмент. «Dukati дороже и продаются хуже. КАWASAKI стоят относительно дешево и продаются легче. В связи с этим основную ставку планируем делать на мотоциклы средней и низкой ценовой категории», — говорит Илья Родин. «К сожалению, в СФО мало хорошего асфальта и много бездорожья, поэтому дорогие мотоциклы будут не очень-то востребованы», — поддерживает коллегу Эдуард Борисов.

В целом дилеры признают, что, несмотря на молодость и на суровые сибирские обстоятельства, рынок мототехники в СФО сможет «встать на колеса». «Моторынок России так же, как и Сибири, только в начале становления. Если будет появляться больше хороших дорог, улучшаться отношение автомобилистов к мотоциклистам, культура поведения мотоциклистов меняться, то покупки мотоцикла как средства передвижения будут расти очень хорошо», — заключает Эдуард Борисов.

Кто встанет на место автодилеров?

Примечательно, что некоторые финансовые аналитики отмечают высокий интерес к мотодилерству. «По итогам июня продажи автомобилей упали на 17% и уже находятся на кризисных уровнях, однако дилеры мототехники фиксируют 10-20% рост продаж, даже несмотря на то, что летний сезон в среднем по России был начат позже почти на месяц. Мотодилеры отмечают, что их сегмент является также и рентабельнее автомобильного – рентабельность продаж составляет до 30% против 1-3% у автодилеров. Но и конкуренция на рынке ужесточается, в том числе потому, что стать субдилером достаточно просто» — говорится в отчете «Юнисервис Капитала».

Генеральный директор группы компаний «Востокшинторг», крупного импортера мототехники в России Дмитрий Дикарев в подтверждение этого тезиса отметил, что мотодилеры имеют огромные преимущества в сравнении с автодилерами, и это касается не только рентабельности. Так, мотодилеры имеют возможность продавать широкую линейку связанных товаров – от водной техники до велосипедов».

Генеральный директор «Юнисервис Капитал» Алексей Антипин в свою очередь предположил, что на фоне развивающегося кризиса, ухода многих автодилеров с рынка, высвобождающиеся площадки могут быть хорошим местом для развития мотоцентров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ