Уголь зрения

ФНБ выделит средства на строительство железной дороги Курагино–Кызыл. Благодаря этому, а также налоговым льготам и инвесткредиту объем вложений ТЭПК составит только 25%. Однако некоторые эксперты полагают, что проект не имеет смысла: тувинский уголь неконкурентоспособен по сравнению с кузбасским.

Правительство РФ одобрило выделение 86,8 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на проект строительства железной дороги Курагино–Кызыл. Средства будут предоставлены на 20 лет в качестве займа по ставке «на уровне инфляции, увеличенной на один процентный пункт». Срок возврата долга составляет 20 лет, первые выплаты должны по нему должны быть произведены через шесть лет.

Кроме того, проектом предусмотрен инвестиционный кредит в размере 76 млрд рублей, а также налоговые льготы и преференции на период с 2017-го по 2026 год на сумму более 7 млрд рублей. Первый транш от ФНБ инвестор может получить же в этом году, после формирования синдиката банков, которые и должны будут предоставить указанный выше кредит. Таким образом, в общем объеме финансирования в сумме 217,2 млрд рублей доля собственных средств кредитора составит лишь 25%. Срок реализации проекта — 2018 год. Инвестором выступает ООО «Тувинская энергетическая промышленная компания» (ТЭПК) предпринимателя Руслана Байсарова.

Как сообщал «КС», первоначально проект был инициирован предпринимателем Сергеем Пугачевым, под него было специально создано ЗАО «Енисейская промышленная компания». В 2011 году он от своей идеи отказался, а предприятие продал бизнесменам Игорю Алтушкину и Руслану Байсарову. Второй из них год спустя покинул ЕПК, создал ТЭПК и заявил, что будет стремиться перехватить проект, что в дальнейшем и произошло. Лицензия ЕПК была отозвана в начале 2013 года, а весной того же года ее получила ТЭПК.

Сам проект предусматривает строительство железной дороги протяженностью 410 километров к Элегестскому угольному месторождению, разработкой которого также занимается компания Байсарова. Там же должен быть построен горно-обогатительный комплекс, тепловая электростанция, а также угольный портовый терминал в Ванино (Хабаровский край). Впрочем, идея может быть и модернизирована: в апреле текущего года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что железнодорожную ветку можно продлить через Западную Монголию до Китая (ради поставок тувинского угля в азиатские страны, включая сам Китай, Индию и Пакистан), а премьер-министр Дмитрий Медведев это предложение одобрил и взял его в «проработку».

Однако не все считают такое вложение средств эффективным. Издатель местной газеты «Риск», бывший советник спикера тувинского парламента Сергей Конвиз полагает, что спроса на тувинский уголь не будет: он уступает кузбасскому по качеству и стоит дороже, «хотя и у кемеровского есть проблема со сбытом». Кроме того, по его информации, руководители металлургических предприятий рассчитывают, что кризис в отрасли продлится минимум до 2017–2018 гг., и покупательная способность у основных потребителей будет невысокой.

«Остается единственный вывод: выделение средств из ФНБ было пролоббировано с одной целью — освоить их. Все это напоминает строительство скоростной трассы между Москвой и Санкт-Петербургом, на которую были выделены гигантские средства из бюджета, но за 15 лет ничего, кроме котлованов, на объекте стройки не появилось», — предполагает он.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ