В городе хорошо, но за городом — лучше

За последние несколько лет количество загородных площадок для отдыха в Новосибирской области существенно возросло. На текущий момент к понятию «загородный отель» можно отнести порядка 22 объектов, суточная стоимость размещения в которых варьируется от 300 рублей до 27 тысяч рублей. Большинство из них располагаются в южном (бердском) направлении. Однако, по мнению туристического сообщества, существующая отельная база не столь разнообразна, как хотелось бы, и простор для ее заполнения еще очень велик.

Всего в Новосибирске и его окрестностях, по данным маркетингового агентства Grinderr, на апрель 2014 года насчитывается 227 гостиниц, баз отдыха, мотелей и санаториев, из которых 151 — это гостиницы и 76 — базы отдыха или санатории.

При этом из общего количества мест для отдыха и проживания под категорию «загородный отель» можно отнести лишь порядка 22 гостиниц (10%), большинство из них находятся в южном (бердском) направлении Новосибирска. «Порядка 13% загородных отелей расположены в южном направлении, 5% — в северном (Заельцовский бор)», — отмечает аналитик маркетингового агентства Grinderr Илья Шишкин.

Из 22 загородных отелей четыре предлагают размещение в отдельных коттеджах, остальные в общих зданиях. Самым крупным по количеству номеров является курорт-отель «Сосновка» — 168 номеров разного класса. Самыми распространенными видами услуг, предоставляемыми в загородных отелях, являются баня (сауна)иресторан. Действующие тренажерные залы, SPA-процедуры и оздоровительные программы есть лишь у четырех заведений.

«Заметно, что владельцы загородных отелей ориентируются на публику, предпочитающую пассивный отдых, застолье и баню. И что удивительно, даже в предложении отеля-курорта сети «Экстрим-Фитнес» мы не увидели ни тренажерных залов, ни услуг тренеров, хотя отель позиционируется для активных людей и там запрещены алкоголь и курение», — говорит Илья Шишкин.

Стоимость суточного пребывания в загородных отелях Новосибирска достаточно сильно отличается друг от друга, можно найти предложения как менее чем за 1 тысячу рублей в сутки, так и за 27 тысяч рублей. Самое дорогоеразмещение оказалось в гостиничном комплексе Horizon Patio Hotel — от 14 до 27 тысяч рублей в сутки. За эти деньги можно взять в аренду целое бунгало площадью 250 кв. метров, самое дешевоежеразмещение — в спортивно-гостиничном комплексе «Кристалл»: 300 рублей в сутки за место в многоместном номере, люкс там же стоит 3,5 тысячи рублей.

Разница форматов

Отличие загородного отеля от городского заключается не только в расположении за городом или в зеленой зоне лесного массива, хотя и в городской черте, но и в ориентации на отдых в выходные для горожан.

«Достаточно развитая инфраструктура характерна для загородных отелей, — говорит директор отеля CRONA Medical & SPA Юлия Шелепенкова. — Как правило, постояльцам предоставляется возможность прогулок на велосипедах, лодках, лошадях, по лесу, отдых на берегу. В дополнение к этому можно взять в аренду спортинвентарь или заняться активными играми — футболом, теннисом, волейболом, баскетболом. Или и вовсе покататься на квадроциклах, водных мотоциклах, лыжах, порыбачить. Всего этого нет в city-отелях, однако данная инфраструктура им и не требуется, она важна преимущественно для отелей типа resort».

По мнению специалиста по маркетингу курорт-отеля «Сосновка» Ольги Шевцовой, наличиебольшой зеленой территории — основа любого загородного отеля:«Простор для отдыха — важная составляющая, потому что гость находится на территории отеля достаточно продолжительное время, в городском же отеле постоялец, как правило, завтракает и уходит на весь день по своим делам — у него нет потребности в развитой досуговой инфраструктуре и парке для прогулок».

В дополнение ко всему вышеперечисленному в загородных отелях сильна сфера оздоровления, потому что большинство гостей стремятся совместить приятное с полезным — отдохнуть и поправить здоровье даже в сжатые временные сроки, к примеру, в выходные. «В результате мы видим наличие различного рода SPA-комплексов, бассейнов, двухдневных программ оздоровления, рассчитанных как раз на гостя выходного дня», — добавляет Юлия Шелепенкова.

В этом плане считают, что не имеют конкурентов в Новосибирской области, представители курорт-отеля «Сосновка». «Отель является классическим местом отдыха санаторного типа. Это не мини-отель на несколько десятков номеров и небольшим SPA-центром: наши прямые конкуренты — санатории Алтая, Белокурихи и Новосибирской области с широким спектром санаторно-курортных услуг. Загородных отелей действительно становится все больше, особенно это стало заметно в последние 2–4 года. В основном они строятся в южном (бердском) направлении. Но большинство новичков — небольшие отели «выходного дня», не предназначенные для долгого пребывания или длительных программ оздоровления», — уверена Ольга Шевцова.

По обоюдному мнению опрошенных «КС» специалистов, пики заполняемости загородных отелей традиционно приходятся примерно на одни и те же временные периоды — лето, новогодние каникулы и другие праздничные дни. В остальное время загрузка составляет порядка 50-60%, отмечают в отеле CRONA Medical & SPA. У базы отдыха «Экстрим-Фитнес» она чуть выше: по словам специалиста по PR группы компаний Extreme Fitness & Extreme Style Валентины Сторожковой, этот показатель составляет порядка 70%.

Быстроразвивающийся рынок

Как отмечает Юлия Шелепенкова, к актуальным тенденциям на рынке загородных отелей можно отнести повышенный спрос на семейные номера и коттеджи, а также увеличение числа тендеров на корпоративные мероприятия.

«На мой взгляд, сегодня курортно-гостиничный бизнес — быстроразвивающаяся отрасль не только в Сибири, но и в стране в целом. Гостиничный бизнес перспективен как минимум по двум причинам. Во-первых, сейчас наблюдается повышение деловой активности, что, как правило, неизбежно вызывает увеличение объемов так называемого «делового туризма», причем не только внутреннего, но и въездного. Во-вторых, как показывает мировая практика, повышение доходов населения приводит к тому, что люди все больше путешествуют и отдыхают, в том числе и по родной стране, а значит, останавливаются в отелях», — считает госпожа Шелепенкова.

Ниша загородных отелей в Новосибирской области сейчас активно развивается, и простор для новых проектов, безусловно, присутствует. К примеру, этим летом на территории Green Wood Wellness & SPA планируется открыть четыре отдельных номера площадью 41–44 кв. метров каждый. Основная цель и идея их создания в том, чтобы гости центра, желающие пройти многодневный курс процедур, могли пребывать на территории центра, никуда из него не выезжая.
«Считаем, что данное предложение будет актуальным и для тех, кто хочет просто провести выходные за городом. К тому же по сравнению с основными конкурентами у нас есть преимущество в расположении в заельцовском направлении: основное число загородных отелей и санаториев сконцентрированы в бердском направлении, и дорога до них занимает гораздо больше времени», — говорит директор по развитию комплекса Green Wood Wellness & S
PA Марина Кравцова.

Номера будут соответствовать уровню 4-звездочного отеля. В двух номерах предусмотрены джакузи. «Расширение номерного фонда мы не рассматриваем, все-таки GreenWood — это в первую очередь элитный жилой комплекс, владельцы квартир которого приобретали их здесь с целью спокойного и комфортного проживания. К тому же, на наш взгляд, четырех номеров будет достаточно», — добавляет госпожа Кравцова.

Ответить на вопрос относительно сроков окупаемости загородного рекреационного объекта представители рынка затруднились. «Это зависит от участия в организации работы отеля, — говорит специалист по PR группы компаний Extreme Fitness & Extreme Style Александра Тимофеева. — Как и в любом деле, чем больше внимания уделяется проблемам отеля и их оперативному решению, чем активнее о нем рассказывается потенциальным гостям, тем больше шансов увеличения потока гостей и возможности быстрее окупить вложенные средства».

Дефицит качественных объектов

Как отмечает руководитель направления «Внутренний туризм» компании «Олимпия-Райзен-Сибирь» Екатерина Углянская, загородная отельная база в Новосибирской области небольшая, к тому же сами отели плохо идут на сотрудничество с туроператорами. «На мой взгляд, на текущий момент региону не хватает объектов размещения для бюджетного отдыха, экономварианта, расположенного недалеко от города. В последнее время все чаще стали востребованными предложения от объектов размещения путевок «Выходного дня» — это спецпредложения, выгодные для туристов, которые планируют отдых не больше 2–3 дней», — отмечает Екатерина Углянская.

По мнению руководителя рекламно-информационного отдела туроператора «АКРИС» Майи Корягиной, база загородных отелей, пансионатов, санаториев и гостевых домов в целом в Новосибирской области не столь разнообразна, как хотелось бы. И развивалась она только в определенных районах и в определенных сегментах, причем только до последнего времени. Бердское и заельцовское направления как раз являются достаточно ярким свидетельством данного тезиса.

«На этих направлениях развитие происходило в основном в сегменте небольших гостиниц типа гостевых домов. И понятно, почему — они не требуют больших участков земли, на этих направлениях высоко оцениваемой по стоимости нынешними собственниками и потенциальными продавцами, но необходимой для строительства полноценного гостиничного объекта и организации на территории необходимых дополнительных услуг. А также потому, что строительство небольших гостевых домов обходится в относительно небольшие деньги. Но эти форматы в большинстве случаев имеют значимые минусы, связанные с неполным комплексом и с нестабильностью качества предоставляемых услуг».

Чуть ли не единственным исключением стал отель CRONA Medical & SPA, появившийся относительно недавно в бердской зоне: на данный момент он максимально приближен к понятию загородного отеля по всему комплексу предоставляемых на территории услуг. В остальном же развитие происходило за счет внутреннего развития существующих гостиничных комплексов, таких как «Сосновка», «Золотой берег» и другие.

«В нашей работе мы чувствуем нехватку загородной отельной базы — как в целом, так и в отдельных форматах, в первую очередь связанных с обслуживанием делового туризма. Причем, к сожалению, претензии по качеству предоставляемых в загородных гостиничных комплексах услуг мы получаем от наших клиентов в очень значительном числе случаев. Все это говорит о том, что на данный момент в сфере загородных гостиничных комплексов очень и очень мало форматов с правильным позиционированием, с необходимой клиентам концепцией, с профессиональными гостиничными стандартами и бизнес-процессами», — говорит Майя Корягина.

Тем не менее популярные загородные площадки для отдыха среди сибиряков, все же можно выделить. К ним Екатерина Углянская относит курорт-отель «Сосновку», санаторий «Парус», пансионаты «Былина», «Лесная Сказка», санаторий «Лазурный», постепенно становится все более востребованным открывшийся в 2012 году отель CRONA Medical & SPA.

«На мой взгляд, на рынке загородных площадок Новосибирской области на данный момент тенденция одна — стагнация: чуть ли не во всех сегментах и форматах данной сферы развития практически не происходит или оно незначительно, — отмечает госпожа Корягина. — Возможно, так происходит потому, что у существующих проектов недостаточная экономическая эффективность, однако не в связи с изначальной определенностью малой рентабельности для таких проектов, а в связи со слабым применением профессиональных подходов. Поэтому прогнозируем в будущем еще одну возможную тенденцию: появление инициаторов проектов, которые готовы будут учесть достигнутое на сегодняшний день понимание необходимых клиентам форматов».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ