Мобильные рекорды: 1000 рублей цены и 1000% роста

Еще совсем недавно смартфоны в Сибири в основном покупали во-первых «продвинутые пользователи», которые видели в нем скорее разновидность КПК, нежели устройство связи, а во-вторых «casual-покупатели», которым обязательно нужен был большой экран, хорошая камера и.т.д. Остальные – то есть, основная масса покупателей – по-прежнему выбирали обычные мобильные телефоны. Но в 2013 году ситуация резко изменилась.

Интеллектуальная мобилизация

По оценкам руководителя департамента «Телеком» компании «М.Видео» Сергея Сухорукова, за 2013 год в СФО было продано на 53,2% больше смартфонов, чем в 2012 году, а в денежном выражении рост составил всего 39%. С такими оценками соглашаются и другие участники рынка. Обусловлены такие показатели ростом присутствия брендов второй категории (молодые, начинающие производители, как правило, работающие в эконом-классе, со сравнительно узкой линейко, в частности Prestigio и Texet среди планшетов, Fly, Lenovo, Alcatel – среди смартфонов – «КС») с 11 до 22% и ростом количества «бюджетных» моделей от топовых производителей (Samsung, Nokia). Онлайн-продажи росли в прошлом году еще быстрее: 70% в количественном отношении и 67 – в денежном.

Стоит отметить, что «МегаФон» и МТС в начале прошлого года нашли «своего» покупателя – того, кто выбирает свой первый смартфон или планшет, по принципу «всего помаленьку за минимальную цену», — и выпустили устройства под собственной маркой, Результат не заставил себя долго ждать: по словам директора по развитию бизнеса на массовом рынке Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Дениса Маликова, смартфон «Мегафон Login» занял 19% от общего объема продаж. В свою очередь 51% продаж смартфонов в рознице пришлось по данным «Мегафона» на Samsung, Nokia и Alcatel.

Появление недорогих кастомизированных моделей (ориентированных на потребности пользователей, адаптированные под тех, кто покупает свой первый смарт и не хочет переплачивать – «КС») с одной стороны и рост присутствия уже обозначенных брендов второй категории, сосредоточивших основные силы на ценовой сегмент «от 100 долларов и ниже» (Fly, Alcatel) сильнее всего затронуло абсолютных лидеров рейтинга, тех, кто производит модели «на любой вкус» – то есть Samsung и Nokia. Старший специалист по связям с общественностью компании «Tele2 Новосибирск» Дарья Косинцева отмечает еще одну причину такого падения. В свое время, когда росла популярность устройств с поддержкой нескольких SIM-карт, именно Samsung и Nokia сделали на них ставку (сейчас 39% «двухсимочников» выпускает Samsung, 32% – Nokia), однако с середины 2013 года число таких устройств на руках пользователей достигло максимума и начало снижаться. К концу года их доля, по словам Дарьи Косинцевой, уменьшилась до 14%.

Тем не менее, 1 место несмотря ни на что, остается за Samsung, и в первую очередь благодаря своей обширной модельной линейке. В среднем от 27% до 52% проданных с Сибири в прошлом году смартфонов по-прежнему носили лейбл Samsung. Ощутимо пошатнулись позиции Nokia (доля этого бренда на рынке снизилась c 27-30 до 15-20%), а вот у Apple продажи наоборот, выросли (с 5% до 7%). Хотя уж кому-кому, а этой марке нет нужды бороться за покупателя с «молодыми и доступными».

Извините, подвиньтесь

Если продажи смартфонов в СФО выросли за прошедший год в полтора раза, то рост продаж планшетов составил от 175% до 1049% по разным сетям. Число производителей этих устройств тоже растет. В 2013 году, как отмечает руководитель департамента компьютерной техники «М.Видео» Андрей Губанов, на рынок планшетов вышли как известные игроки компьютерного рынка (HP, Dell, Toshiba), так и бренды второго эшелона (Haier, Supra) и другие. При этом рост продаж «молодых и доступных» брендов (Lenovo, Prestigio, Digma) ведет за собой снижение цен у ASUS, Samsung, Acer, Sony и других ведущих игроков.

Столь быстрый рост популярности планшетов обусловлен еще и тем, что они отыскали уютную позицию на рынке – и вытеснили оттуда ее прежнего владельца. В данном случае речь идет о нетбуках. Появившийся в прошлом году Chromebook своих надежд не оправдал и сейчас планшеты, прочно заняв нишу мобильных вычислительных устройств с беспроводной связью и стоимостью около 10 тысяч рублей (которую раньше занимали нетбуки) не собираются останавливаться на достигнутом. Постепенно приближаясь по цене к смартфонам и по производительности к ноутбукам, они уже заставляют последних потесниться. И действительно – в 2013 году продажи ноутбуков сократились на 18% по сравнению с 2012, а средняя цена на эти устройства так и осталась на уровне 18-20 тыс. рублей. Куда более симптоматично то, что ведущие производители ноутбуков начинают сворачивать работу в этом направлении – так, бывший когда-то лидером Samsung теперь удерживает всего 9,7% рынка. Также, по словам Андрея Губанова, в ближайшее время рынок ПК и ноутбуков покинет Sony, продав подразделение VAIO.

А пока рынок ноутбуков сжимается, его место занимают планшеты. Точно также несколько лет назад смартфоны заняли нишу наладонников, объединив в одном корпусе (который можно положить в карман) вычислитель и устройство связи.

Непосредственно самой продаваемой моделью 2013 года в СФО, как видно из предоставленных данных, стал кастомизированный Megafon Login 2, «планшет по цене смартфона». Что касается брендов, то сейчас первые позиции по-прежнему удерживают планшеты марки Samsung. Продажи устройств этого производителя по итогам 2013 года увеличились в 2,6 раза, на втором месте – Digma, на третьем – Prestigio. Так, в МТС отмечают рост продаж этой марки за прошедший год в 15,8 раза, а Digma – в 10 раз. На четвертом месте – продукция компании Apple.

Языком цифр

2013 год оказался очень богат на «символичные» цифры: «мобильный» интернет-трафик превысил «настольный», число проданных смартфонов еще в начале года превысило обычные мобильники (данные IDC). Правда сибирский рынок достиг этого показателя только через полгода: осенью доля смартфонов в продажах крупных ритейлеров выросла с 27-30 до 48,6-52,3%, а к концу декабря – до 60%.

Средняя стоимость мобильных устройств за 2013 год снизилась на 25-30%. Если в январе смартфон можно было купить в среднем за 8730 рублей, то к концу года — за 6150 рублей. Планшеты подешевели с 11400 до 9300 рублей (данные сети салонов связи МТС), что тоже символично – рубеж в 10 тысяч рублей перейден. Сеть «М.Видео» называет среднероссийскую цену планшета 11531 рубль (что на 10% выше среднесибирской), против 17500 год назад. Еще одна закономерность – за 2013 год доля планшетов, купленных в салонах сотовой связи («Евросеть», «МегаФон», МТС) существенно выросла: «сотовики» делают основную ставку на бюджетные модели, тогда как магазины электроники (MediaMarkt, М.Видео), стараются распределять силы более равномерно. Список ТОП-5 продаваемых моделей в Сибири это наглядно подтверждает.

Уже после Нового года, в самом начале января был перейден еще один рубикон – в продажу поступили смартфоны дешевле 1000 рублей. Годом ранее, в феврале 2013 «МегаФон» выпустила кастом-смартфон, который на тот момент стоил меньше 2000 рублей – еще один психологический рубеж. Первого января 2014 года в продажу поступило второе поколение «Логинов» с еще меньшей стоимостью, а цена первого опустилась ниже отметки в 1000 рублей.

Отстал на одной дорожке – нагнал на другой

Ясно выраженных лидеров и аутсайдеров в «смартфонизации» и «планшетизации» в 2013 году не оказалось: основная разница была не в темпах роста, а в его основных драйверах. Так, в Красноярском крае и Омской области, с точки зрения управляющего Западно-Сибирским филиалом компании «Евросеть» Максима Алякринского и руководителя PR-отдела сети Media Markt Анны Трофимовой рост продаж обусловлен, во-первых, достаточно высоким уровнем заработных плат, во-вторых, относительно невысокой конкуренцией (по сравнению, например, с Новосибирском). Денис Маликов добавляет к этому списку Кемеровскую область. В свою очередь «слабо планшетизированные» регионы (Республика Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайский край), показали, по словам директора розничной сети МТС в Сибири Олеси Алексеевой, наибольший рост продаж в количественном показателе (но не в денежном). Это связано, прежде всего, с тем, что покупатели сравнительно поздно стали переходить на смартфоны – на рынке как раз появились ценовой категории до 5000 рублей. Что касается Новосибирской и Томской областей, тут основными драйверами стали высокий культурно-образовательный уровень покупателей.

Чего ждать дальше

По мнению Дениса Маликова, в 2014 году между устройствами «верхнего» ценового сегмента прекратится гонка разрешений экрана и мегапикселей. В целом рынок будет развиваться эволюционно: многие «флагманы» с топовыми характеристиками, которые пока можно купить только по заказу (HTC One M8, Samsung Galaxy S5) в ближайшее время появятся в розничной продаже – или уже появились. Единственный сюрприз, который может случиться на рынке, связан с компанией Apple и ожидаемым переходом компании на новые диагонали дисплея.

«Мы намеренно делаем ставку на мобильный интернет, поскольку среднегодовой темп роста этого сегмента, по нашим прогнозам, в России до 2016 года будет на уровне 16% –говорит Олеся Алексеева. – По нашим прогнозам, к концу 2014 года лишь четверть общих доходов российским операторам будут приносить владельцы обычных телефонов, две трети доходов будет приходиться на смартфоны и планшеты».

Максим Алякринский придерживается более пессимистичных взглядов: «Мы почти уверены, что прогноз на 2014 год скорее неблагоприятный. По нашим прогнозам, общий рынок сотовых телефонов и смартфонов продемонстрирует снижение на 6% в натуральном выражении. При подобной конъюнктуре мы видим возможным ослабление положения Apple и заметное усиление позиций B-брендов. При продолжении роста курса доллара цена на товары постепенно поднимется, в частности, модельный ряд Apple подорожает. Устройства стоимостью выше 30 тысяч рублей станут еще менее конкурентоспособными, выбирать их будет очень узкий сегмент покупателей».

«Мы полагаем, что и смартфоны, и планшеты будут продолжать расти», – считает Анна Трофимова. – Конечно, не такими темпами, как, допустим, в 2012 году, но рост, тем не менее, продолжится. При этом налицо тенденция увеличения диагоналей у смартфонов и уменьшения их у планшетов».
А вот Андрей Губанов, напротив, считает появление планшетов с диагональю больше 12” вполне реальным. Также он отметил, что на рынке процессоров для планшетов в будущем году, возможно, усилится присутствие Intel. Также эксперт прогнозирует снижение стоимости планшетов на ОС Windows.

Кто и чем мобилизуется

Ритейлеры сегодня условно разделяют покупателей мобильных устройств на несколько ключевых категорий. К примеру, в «МегаФоне» придерживаются следующих из них:

– «Свитчеры» – те, которые покупают планшет впервые и «переходят» с обычного кнопочного телефона на смартфон. Главная их мотивация – резкое удешевление устройств, а ключевой фактор для выбора – ценовая доступность. Обычно они покупают смартфоны марки Alcatel, Nokia, Fly, планшеты Digma или Texet не дороже 5 тыс. рублей.

– «Премиум-пользователи» – те, кто пользуются смартфонами уже не один год, успели сменить устройство хотя бы раз и, возможно, стать приверженцами тех или иных производителей. Именно они приобретают большинство смартфонов в ценовой категории от 15 тыс. рублей и выше: устройства Apple, Samsung, HTC, Sony и других брендов первой категории. Такие пользователи часто являются максималистами, поэтому делают выбор, ориентируясь на размер экрана, поддерживаемые функции и дизайн.

– «Технократы» – те, кто чаще всего покупает продукцию брендов второй категории (Highscreen, Fly, Lenovo, Alcatel), но выбирают при этом те модели, которые с точки зрения функциональности не уступают топовым устройствам марки Apple или HTC. Смотрят в первую очередь на характеристики процессора, памяти, батареи, ПО. Почти всегда выбирают Android в ценовой категории до 11 тыс. рублей.

– «Семейные пользователи», наслышанные о возможностях смартфонов и, возможно, уже попробовавшие их лично, но переплачивать за бренд не готовые. Выбирают устройства по принципу «лучшее качество за меньшую цену», минимальный набор – это 16 ГБ памяти, хороший экран, обязательно Wi-Fi. Обычно берут либо продукцию брендов второй категории (Prestigio и Texet среди планшетов, Fly, Lenovo, Alcatel – среди смартфонов), либо «доступные» модели крупных марок (Samsung) в пределах 8-9 тыс. рублей.

Во всех приведенных выше категориях в 2013 году наблюдался рост продаж. Но быстрее всех – намного быстрее – росли первая и последняя группа. Именно это легло в основу практически всех перемен и тенденций рынка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ