Поехали!

31 марта в Государственном концертном зале им. Каца состоялось поистине выдающееся событие культурной и творческой жизни не только Новосибирска, но и всей страны — открылся Транссибирский арт-фестиваль, художественным руководителем которого является наш знаменитый земляк скрипач Вадим Репин.

Нам повезло по многим причинам, что этот крупнейший и авторитетнейший музыкант нашего времени родился в Новосибирске. Во-первых, в свое время мы могли наблюдать творческое и личностное становление подлинного вундеркинда, так как первый этап обучения музыке он прошел здесь и покинул родной город юношей уже с мировой славой. Во-вторых, испытывая, судя по всему, привязанность к так называемой малой родине (ныне скрипач живет в Западной Европе), он выступает у нас довольно часто, а ведь побывать на концерте исполнителя такого уровня — все равно что в XIX веке, богатом на блистательных виртуозов, побывать на концерте Паганини или Шопена: впечатление незабываемое.

И наконец, в-третьих — Вадим Репин исполнил свою мечту и организовал на родине арт-фестиваль, программа и профессионализм исполнителей которого могли бы составить честь любому культурному центру мира. Маэстро Репин посвятил его 90-летнему юбилею другого нашего замечательного музыканта, к сожалению, ушедшего из жизни, народного артиста СССР, дирижера Арнольда Каца, которого он чтит как одного из своих учителей. И это абсолютно справедливо, так как именно Арнольду Михайловичу наш город обязан существованием симфонического оркестра такого класса, который позволяет ему выступать с музыкантами мирового уровня.

«КС» уже писал о программе фестиваля, напомню, что в нее войдут 11 концертов, которые состоятся в Новосибирске, Бердске и Искитиме, и кроме новосибирских музыкантов, выступят российские и зарубежные дирижеры, скрипачи, пианисты, певцы, композиторы, артисты балета с мировыми именами.

Стартовал же Транссибирский фестиваль концертом Академического симфонического оркестра Новосибирской государственной филармонии с участием самого Вадима Репина (он будет выходить на сцену почти во всех программах) и Кента Нагано. Это один из самых титулованных и востребованных на сегодняшний день дирижеров, американец японского происхождения, возглавляющий Монреальский симфонический оркестр в Канаде и оркестр Баварской оперы в Германии.

Программу концерта составили произведения французской музыки XIX века романтического направления. «Испанская симфония» Эдуара Лало для скрипки с оркестром — сочинение довольно популярное, входящее в репертуар многих выдающихся скрипачей мира, и все же на российский концертных площадках оно звучит не так уж часто. Произведение представляет собой, по сути, расширенный (в пяти контрастных частях) скрипичный концерт, в котором оркестр и солирующий инструмент выступают как равноправные партнеры. Оно весьма сложно, но не эффектной виртуозностью — сложнейшими пассажами, трелями и всевозможными «фокусами», — а изобилием контрастного тематического материала, требующего применения всего спектра исполнительских приемов, сложной тембровой работы, резкой сменой темпов, наличием «гурманских» тонких нюансов. Ну и, конечно, масштабом сочинения, выдержать который, не утратив чувство целостности формы, непросто. И еще один момент: симфония названа «Испанской», но мы не услышим в ней захватывающих ритмов фламенко (или почти не услышим), треска кастаньет и вообще поверхностной этнографики — композитор стремился передать скорее внутренний, скрытый темперамент, а также драматизм и даже трагедийные мотивы, свойственные испанскому искусству.

Вадим Репин — один из признанных исполнителей Симфонии, он играл ее неоднократно, в том числе и с Кентом Нагано. Музыканты очень верно передали замысел композитора, в частности, не пытались превратить концертную симфонию в яркий испанский дивертисмент, лишь время от времени позволяя внутреннему огню темперамента прорваться сквозь внешне сдержанную манеру исполнения. Особенно потрясла драматически сосредоточенная третья часть, в которой скрипка пребывала в постоянном выразительном диалоге сама с собой — исполнитель столь виртуозно менял тембр буквально внутри одной фразы, что было полное ощущение, что играют два разных инструмента. Безусловно, чувствовалась сыгранность солиста и дирижера, оркестр легко шел за ними, и в результате необходимые равновесие и целостность формы были достигнуты.

Во втором отделении прозвучала «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза — одно из ярчайших сочинений французской симфонической музыки, можно сказать, манифест музыкального романтизма. Это огромное пятичастное полотно, насыщенное порожденными болезненными сновидениями причудливыми фантазийными и фантасмагорическими образами (включая ведьм, упырей и прочую нечисть в последней части), которые собираются в единый сюжет. Он воплощается в ярких, почти зримых музыкальных картинах через многообразный, насыщенный резкими контрастами тематизм, лейтмотивы, трансформацию основной музыкальной темы.

Сочинение Берлиоза — колоритное и захватывающее, всегда производящее сильное впечатление на публику, но очень сложное, требующее от музыкантов предельной виртуозности и концентрации внимания. Пожалуй, приезжей звезде и новосибирскому оркестру не хватило буквально одной репетиции, для того чтобы выстроить непростую драматургию «Фантастической симфонии» безупречно, некоторая фрагментарность ощущалась в финальной части, однако в целом это было прекрасное исполнение. И здесь как раз дирижер дал волю своему темпераменту, предложил своеобразные темповые решения, интересную интонационную трактовку отдельных тем, продемонстрировал великолепную способность к сиюминутному сотворчеству с огромным коллективом музыкантов, свой артистизм, выразительность и изящество жестов. Романтическая фантазия Берлиоза нашла яркое и глубокое истолкование.

Оглушительная овация, которой завершился первый концерт фестиваля, подтвердила, что ожидания новосибирской публики не были обмануты: Транссибирский арт-фестиваль — это территория высокого искусства и радости сопричастности к живым легендам современного музыкального исполнительства.

Из зрительного зала

Анна Терешкова, директор Сибирского центра современного искусства:

— То, что фестиваль высочайшего уровня проходит у нас, я считаю великим событием для Новосибирска, большим счастьем для жителей нашего города. Мы действительно культурная столица Сибири, когда на сцене концертного зала — Кент Нагано, признанный лучшим дирижером мира, Вадим Репин — величайший скрипач современности, а освещение мероприятий ведется журналистами федеральных и зарубежных изданий. Мне приятно, что фестиваль такого масштаба проводится за Уралом впервые и именно в нашем городе.

Дмитрий Воробьев, директор сети стоматологических клиник «Блеск»:

— Открытие Транссибирского Арт-Фестиваля было грандиозным. Я получил колоссальное удовольствие от мастерства таких титанов академической музыки, как Вадим Репин и Кент Нагано. Со стороны казалось, что все происходит легко и непринужденно, оркестр звучал превосходно. С нетерпением жду следующих концертов фестиваля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ