Большие премьеры и большие планы

На днях любимый оперный театр, краса и гордость родного города, пригласил журналистов на пресс-конференцию. О ближайшей премьере и планах театра на будущий сезон рассказали руководитель театра БОРИС МЕЗДРИЧ и художественный руководитель балета ИГОРЬ ЗЕЛЕНСКИЙ.

— Расскажите, пожалуйста, о предстоящей премьере «Спартака».

Борис Мездрич: — Премьеру возобновленного балета «Спартак» зрители смогут увидеть 30 апреля и 2 мая, а также 28 мая в рамках программы IV Сибирского фестиваля балета. Готовя капитальное возобновление спектакля, поставленного в Новосибирске самим Юрием Николаевичем Григоровичем в 1977 году, мы установили тесные контакты с Большим и Мариинским театрами. Мы постарались сделать сценическое оформление адекватным авторскому, тщательно изучив эскизы Симона Вирсаладзе, воспоминания специалистов и собственный опыт. В итоге оформление спектакля сложилось из абсолютно новых элементов, мебели и бутафории, а также отдельных реставрированных элементов нашей прошлой постановки. Этот же метод мы использовали и при восстановлении костюмов. По рекомендации Григоровича авторскую световую партитуру полностью воссоздаст Михаил Соколов, художник по свету Большого театра. Репетиционная работа также была выполнена нашими специалистами в содружестве с коллегами из Большого. Кстати, Игорь Анатольевич Зеленский исполнит в нашем спектакле партию Красса, а на сцену Мариинского театра выйдет в роли Спартака.

— Почему именно «Спартак»?

Б. М.: — Когда я вернулся в театр, балет уже был в работе. Я не участвовал в выборе, но, по моему ощущению, такая героическая история нужна сегодняшнему времени. Мы устали от всяческих катастроф: по телевизору большинство новостей — либо пожар, либо чума. Здесь, в театре, мы хотим создать другую интонацию, другие художественные ощущения. «Спартак» — это очень сильное и крайне полезное впечатление и для труппы, и для зрителей. Мы принимаем решения исходя из художественных соображений: искусство наиболее ценно тогда, когда оно не прикасается к политике.

Игорь Зеленский: — Хачатурян написал блистательную музыку, и оба варианта постановки по-своему очень хороши — недаром «Спартак» живет сегодня на лучших сценах мира. Кстати, у Григоровича несколько изменен порядок музыкальных фрагментов, и мы придерживаемся именно его версии. Спектакль становится актуальным благодаря артистам, и у нас достаточно сил, чтобы преподнести спектакль ярко, на современном уровне исполнения и энергетики. В «Спартаке» заняты лучшие силы балетной труппы: Полковников и Величко в партии Спартака; Зеленский и Лифенцев в партии Красса; Жарова, Ершова и Одинцова станцуют женские партии. Для меня первостепенная задача — создание репертуара, который позволит привлекать в театр максимум зрителей, поэтому при выборе премьеры мы ориентируемся на предпочтения публики. Надеюсь, что «Спартак» станет аншлаговым спектаклем, как и «Баядерка», которая за три года прошла 57 раз.

— Чем порадуете публику в следующем сезоне?

Б. М.: — Планируем выходить на четыре постановки большого формата в сезон. Из больших балетов хотим поставить «Корсара» Адольфа Адана и «Щелкунчика», еще будут две оперы: «Фауст» Шарля Гуно и «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. Режиссер-постановщик «Фауста» Игорь Селин (Санкт-Петербург, Москва) сейчас здесь и работает над спектаклем, премьера которого намечена на 2 декабря 2011 года. Художественную часть разрабатывают также мастера из северной столицы: известный художник-постановщик Александр Орлов и художник по костюмам Ирина Чередникова. Дирижер-постановщик — наш Евгений Волынский. Вторая опера увидит свет в том же сезоне, но чуть позже. Это «Паяцы» Леонкавалло: художник-постановщик Игорь Гриневич, кандидатуры режиссера и дирижера обсуждаются.

И. З.: — Наша цель — поставить балеты красочно, эффектно, красиво, представить классику романтического балета на высоком качественном уровне. В первую очередь это касается сценического оформления. Хореография «Щелкунчика» не претерпит значительных изменений. Заново будет поставлена лишь сцена снежинок с использованием хореографии Василия Вайнонена, балерины будут одеты в пачки. Мы обязательно сделаем два варианта балета: с детьми в первом акте для домашних представлений, и со взрослыми — для гастролей. Что касается сценографии, то мы ведем переговоры с Луизой Спинателли и еще одним английским художником. Думаю, «Щелкунчик» станет спектаклем, на который зрители придут сами и с удовольствием приведут детей. Для оформления «Корсара» планируем возобновить сотрудничество с Давидом Моновардисашвили, который нам уже рисовал «Баядерку». Хореографическая часть в основном сохранится в классических канонах Мариуса Петипа, Петра Гусева и Константина Сергеева, однако будут внесены и некоторые изменения: мне довелось танцевать в восьми разных постановках «Корсара», и у меня есть собственное видение.

— Появятся ли в репертуаре новые одноактные балеты?

И. З.: — Уже 24 мая мы приглашаем любителей балета на премьеру балета «Кармен» Бизе-Щедрина в хореографии Ролана Пети. Первой постановкой работ прославленного хореографа в Новосибирске руководит Луиджи Пенини — правая рука маэстро, который сам уже не в том возрасте, чтобы приехать в Новосибирск. Хотя спектакль был поставлен в середине прошлого века, он и сегодня востребован во многих театрах мира и близок мне по духу. У нас есть шикарная Кармен — Анна Жарова, которая в этой партии вновь порадует зрителей силой и энергией. Также балетный репертуар пополнится одноактным балетом «Бриллианты» — это один из признанных шедевров Джорджа Баланчина. В будущем мне хотелось бы видеть в репертуаре больше работ Баланчина, Кита Робертса, Джона Ноймайера. Сегодня балет дает театру 91% посещаемости, и я постоянно ищу баланс между стремлением развивать художественные вкусы публики и задачей сохранения классического наследия.

— Каковы гастрольные планы балетной труппы?

И. З.: — В прошлом году мы три недели гастролировали в знаменитом парижском театре «Шатле». Совсем скоро начинаем свои гастроли с «Лебединым озером» в мадридском театре «Реал», где дадим семь представлений. На следующий сезон мы едем в Канадский национальный театр в Монреале, также ведутся переговоры о гастролях в Японии. В 2013 году мы планируем поставить балет «Ромео и Джульетта», и уже сейчас начинаем планировать гастрольную судьбу этого спектакля. Для создания творческой атмосферы в молодом балетном коллективе гастрольные поездки просто необходимы. Мы хотим выезжать в полном составе, со своим оркестром и на лучших сценических площадках мира достойно представлять российское балетное искусство.

— Какие интересные концертные программы появятся в афише?

Б. М.: — Мы планируем серию концертов с участием Теодора Курентзиса. Первый из них состоится 17 мая и будет посвящен русской духовной музыке, прозвучат популярные произведения Дегтярева, Бортнянского, Чеснокова, Рахманинова. В октябре наш оркестр под управлением Теодора исполнит «Кармен», а в будущем мае дирижер приедет к нам с пермскими музыкантами. Будет еще одно выступление а капелла с хором оперного театра. Сейчас мы придаем этим планам законченный вид.

— Расскажите о совместном концерте с Новосибирской государственной консерваторией, заявленном в июньской афише.

Б. М.: — Концерт «Gaudeamus-Гала», в котором на сцене оперного театра выступят студенты и выпускники консерватории, станет первым шагом в обширной программе сотрудничества наших творческих коллективов. Это первое подобное мероприятие, хотя уже многие десятилетия наш штат прирастает выпускниками консерватории, а наши специалисты ведут преподавательскую работу. Мы очень рады, что ректор консерватории Константин Михайлович Курленя проявил живой интерес к совместным проектам. Следующим шагом станут представления на нашей концертной сцене опер, поставленных в оперном классе консерватории. А в перспективе, через полтора–два года, мы планируем организовать фестиваль оперных спектаклей консерваторий России. Новосибирск — единственный город в регионах страны, где есть консерватория, оперный театр и хореографическое училище, и мы будем максимально использовать это счастливое обстоятельство.

— Нельзя обойти молчанием вопрос о кандидатах на пост главного дирижера.

Б. М.: — Вы правы, это место не должно слишком долго пустовать. Опыт работы с Курентзисом показал, что влияние главного дирижера, если он талантлив и активен, серьезно меняет жизнь театра, включая репертуарный выбор. Многое сделано впервые, изменились уровень постановок и философия спектаклей. Мы хотим найти довольно молодого дирижера, обладающего яркой харизмой, фанатичной любовью к музыке и контактами в мировом музыкальном сообществе. В поисках мы не ограничиваем себя Россией — в музыке нет никаких границ. Мы рассматриваем несколько кандидатур, представляющих ведущие оперные центры, но называть фамилии и сроки пока преждевременно. Это как любовь — она должна созреть.

— Появятся ли новые услуги для зрителей?

Б. М.: — Мы хотим внедрить дистанционную систему заказа и оплаты билетов через Интернет, планируем установить в наших кассах терминалы для оплаты билетов банковскими картами, а также расширим число театральных касс в разных точках города. В дополнение к постоянно действующему бесплатному автобусу, который привозит наших постоянных зрителей из Академгородка, мы намерены при поддержке мэрии ввести еще несколько постоянных маршрутов. У нас 1774 зрительных места, и мы хотим помочь каждому зрителю найти свое.

— Какие проблемы есть у театра сегодня?

Б. М.: — Прежде всего рад отметить, что после двух с половиной лет отсутствия я принимаю театр в работоспособном состоянии. Выросла ответственность в среднем и верхнем эшелонах управления, очень грамотно работает финансово-экономический блок. А самое главное — из театра не ушли люди. Все ключевые сотрудники, обеспечивающие творческий и технический процесс, остались на местах. За это время был получен и эффективно использован государственный грант, в чем я также вижу заслугу дирекции, и прежде всего Руслана Ефремова. Сегодня у театра много интересных планов, мы хотим показать нашей публике мировой уровень искусства. Чтобы привлечь в театр регулярную поддержку бюджетов всех уровней, а также помощь компаний-спонсоров и грантовое финансирование, мы будем развивать проекты, интересные стране, области и городу, в том числе традиционный балетный фестиваль. К сожалению, актуальная законодательная база (я имею в виду 94–ФЗ и 83–ФЗ) ухудшает положение театров, входя в противоречие со спецификой театрального процесса. В театре невозможно «вложить и отбить», поэтому нужно разрешить театрам тратить кассовые сборы на свою уставную деятельность. И тем не менее есть в природе театра что-то, что позволяет нам развиваться в любых условиях. Люди, которые работают в театре, независимы и привыкли несколько раз в год, готовя премьеру, полностью обновляться, для них новизна — не раздражитель, а мощная созидательная сила. Поэтому и живет театр, несмотря ни на что.

«Континент Сибирь» №16-17(709-710), 29 Апреля 2011 года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ