«У вашего губернатора очень бизнес-ориентированный подход, и мне это, безусловно, понравилось»

Компания Philips развивает свой бизнес в России по трем основным направлениям — потребительским товарам, технологиям в области здравоохранения и световым решениям. О региональном уклоне компании может говорить не только открытие офисов в Новосибирске и Красноярске, но и то, что 50% всех продаж Philips приходится на местных игроков рынка. О своем впечатлении от взаимодействия с губернатором и правительством Новосибирской области, о состоянии сферы здравоохранения в регионе и о выстраивании взаимоотношений с партнерами корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал глава Philips в России, Украине, Беларуси и Средней Азии АРЬЯН ДЕ ЙОНГСТЕ.

Арьян де Йонгсте родился в 1961 году в Нидерландах. В компанию Philips пришел в 1985 году, начав работу в маркетинговом отделе подразделения «Телекоммуникации». В 1989 году он возглавил небольшую логистическую компанию, но уже через четыре года вернулся в Philips в должности менеджера по маркетингу телефонных сетей для предприятий.

Начало международному опыту Арьяна де Йонгсте положило его назначение на позицию менеджера по маркетингу, а позднее — генерального менеджера по продажам в подразделении «Бизнес-Коммуникации» в Германии. Он руководил реструктуризацией бизнеса, превратив в прибыльное некогда убыточное подразделение.

С 1 ноября 2010 года Арьян де Йонгсте возглавляет Philips в России, Украине, Беларуси и Средней Азии.

Выстраивание долгосрочных отношений

— Арьян, в чем состояла цель вашего визита в Новосибирск? Какие впечатления остались у вас от города?

— Philips развивает три основные направления бизнеса — потребительские товары, здравоохранение и световые решения. В Сибири мы наблюдаем достаточно хорошее развитие каждого из этих трех секторов. Одним из важных элементов нашей стратегии является региональное развитие. Ведь быть эффективным можно только тогда, когда вы находитесь рядом с клиентом, видите, что происходит в регионе, не понаслышке знаете тенденции его развития. Поэтому в конце 2011-го — начале 2012 года Philips открыл свои офисы в Новосибирске, Красноярске, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Краснодаре, которые курируют все три ключевые сферы нашего бизнеса.

Возвращаясь к вашему вопросу, в первую очередь я приехал в Новосибирск, чтобы познакомиться с локальными партнерами, понять ситуацию, посмотреть, как и что здесь работает. Это должно позволить в ближайшем будущем вывести наш бизнес на новый уровень. Мы изучаем рынок, чтобы понять, какие продукты и решения пользуются спросом, а какие — не очень. Также нам интересно мнение властей, оно помогает нам понять, как Philips в сотрудничестве с руководством региона может улучшить систему здравоохранения или сделать город благоприятным для жизни и более энергоэффективным. Наиболее важным является выявление сильных сторон региона, а также то, с кем из сибирских компаний мы можем продуктивно сотрудничать, с какими университетами выстраивать партнерские отношения. Это, пожалуй, и есть основные причины моего визита, и это также объясняет, почему Philips открывает офисы в Сибири.

— В этом году на Петербургском международном экономическом форуме мы общались с губернатором Новосибирской области Василием Юрченко, и он сообщил нам в интервью о том, что встречался с вами. При этом инициатива, по его словам, исходила от Philips. Поскольку вы общаетесь с главами разных регионов России, как вы можете охарактеризовать свои впечатления от текущего взаимодействия с губернатором и правительством Новосибирской области в сравнении с другими регионами России?

— Да, мы действительно провели небольшую по продолжительности встречу с Василием Юрченко на ПМЭФ-2012, и вот сейчас спустя две недели у нас состоялась встреча в Новосибирске. Я считаю это отличным шагом к укреплению и расширению взаимодействия в будущем. Моим первым впечатлением от общения с вашим губернатором было то, что у него очень бизнес-ориентированный подход, и мне это, безусловно, очень понравилось.

Если же говорить про Новосибирск, то город обладает большим потенциалом, обилием ноу-хау, знаний, накопленных в прошлом и актуальных сегодня. Это подтвердили состоявшиеся встречи с представителями вузов, в частности, НГТУ. В данном направлении есть сферы, где можно объединить усилия, и для нас это хорошие возможности для совместной работы.

— В ходе вашего визита заключили ли вы уже конкретные соглашения с Новосибирской областью?

— Пока об этом говорить рано, ведь мы находимся на стадии обсуждения. Конечно, всегда требуется больше времени, чтобы достичь конкретных договоренностей, при которых обе стороны были бы довольны. Мы прилагаем усилия, чтобы найти оптимальные пути взаимодействия. Для начала нам нужно четко представлять себе ситуацию в регионе. Как только вы понимаете, что нужно вам и партнерам, вы можете двигаться дальше. Так вот, мы как раз находимся на стадии определения направлений для совместного взаимодействия. Текущие результаты меня обнадеживают и дают понимание того, что если мы придем к продуктивному взаимодействию с администрацией, то сможем наиболее эффективно использовать потенциал области, найти партнеров и т. д.

— Учитывая, что Сибирь для многих компаний привлекательна именно сильным научным потенциалом и высококвалифицированными кадрами, рассматривает ли Philips возможность открытия в регионе собственного R&D-центра?

— Для нас основными направлениями, которые мы развиваем в регионах, являются маркетинг, продажи и сервисное обслуживание. Это связано с тем, что мы хотим быть ближе к клиентам, и если что-то случается — оперативно решать проблему.

Безусловно, в целом в России есть большой потенциал для развития в области исследований и научных разработок. Мы заинтересованы в работе с отечественными университетами, и в рамках ПМЭФ-2012 подписали соглашение с тремя петербургскими вузами в области R&D в здравоохранении. Мы на этом не хотим останавливаться и открыты к новым партнерствам, которые будут полезны для развития страны.

То есть у нас нет принципиальных возражений против запуска центра научных разработок в Новосибирске, но для этого важно, чтобы рынок был готов к подобному шагу. Также очень важен настрой правительства, его открытость и заинтересованность по отношению к этому вопросу.

— Учитывая, что Philips предлагает решения по энергоэффективности, как вы вообще оцениваете текущее состояние дел в этой отрасли в Новосибирской области?

— Новосибирск — большой город, так что, безусловно, у него есть потенциал для развития и улучшения качества освещения. Причем это не только сам свет, но и умные технологии, которые позволяют повысить энергоэффективность и тем самым сократить расходы.

Вторым ключевым направлением является индустриальное освещение. Оно актуально для промышленных предприятий. Чтобы снизить затраты, нужны энергоэффективные технологии, а это требует нескольких шагов. В частности, у одного из наших клиентов установка нового освещения позволила на 70% сократить затраты на электроэнергию, и возврат инвестиций произошел меньше, чем за год.

И наконец, третьим направлением является внутреннее освещение. Здесь мы предлагаем несколько разных решений. Например, система управления позволяет автоматически выключать свет, если в помещении никого нет, и тем самым позволяет экономить очень большие деньги.

Дело в том, что затраты на освещение в среднем составляют 80% от общих расходов на электроэнергию, следовательно, переход на энергоэффективные решения позволит сократить большие издержки, чем, например, при замене окон или утеплении здания. Эти решения лежат на поверхности, и кроме получения очевидного экономического эффекта для компании, они позволяют внести общественный вклад, экономя природные ресурсы. Если же говорить о дорожном освещении, то внедрение энергоэффективных технологий позволяет не только получить более качественное освещение, но и увеличить безопасность на трассах и тем самым снизить количество аварий.

Если говорить о сотрудничестве с Новосибирской областью, то нам интересно не только работать на проектной основе, но и выступать консультантом, находить оптимальные решения, учитывая наш большой мировой опыт. В частности, на встрече с властями города вместе с нами был Андре Рихтер — генеральный директор недавно созданного совместного предприятия «Philips Оптоган». Это совместное локальное предприятие, расположенное в Санкт-Петербурге, которое занимается производством светодиодных светильников для дорожного освещения. Продукция совместного предприятия поставляется в страны, входящие в таможенный союз (Россия, Украина, Казахстан).

— В целом, учитывая, что Philips предлагает на рынке достаточно инновационные решения и продукты, насколько готовы регионы России к их внедрению? То есть долго и активно вам приходится их убеждать в том, что ваши технологии помогут им сэкономить деньги, или же представители некоторых регионов сами тянутся к вам и берут инициативу на себя?

— Например, в здравоохранении мы предлагаем высокотехнологичное медицинское оборудование. Для того чтобы объяснить все его возможности, мы проводим тренинги для врачей, рассказываем, как работать на нашем оборудовании, участвуем в профессиональных мероприятиях, например, «Здоровые сердца», где делимся последними тенденциями в лечении сложных заболеваний. Также несколько недель назад мы принимали участие в специализированном форуме, проходившем в Новосибирске, где продемонстрировали наше оборудование. Конечно, мы бы хотели делать больше, чтобы донести до общества все возможности современных медицинских решений, но мы работаем в том формате, который определен законодательством, — представляем продукцию на специализированных мероприятиях, участвуем в образовательных программах, рассказываем о наших возможностях и привлекаем внимание к лечению серьезных заболеваний.

Philips в России и Сибири

— Как в целом вы оцениваете предварительные итоги первого полугодия 2012 года для Philips в России? Удалось ли вам достичь желаемых показателей? Как в целом вы себя ощущаете в тех нишах, в которых вы представлены на российском рынке?

— К сожалению, я не могу дать цифры, но могу в целом рассказать о ситуации. Если говорить о потребительском рынке, то его очень сильно затронул кризис в европейской зоне. На этом фоне совершенно другая ситуация характерна для здравоохранения, инвестиции в развитие которого направляются из государственного бюджета, и поэтому нам удается удерживать бизнес на хорошем уровне. Наконец, сфера световых решений — инвестиции здесь немного ниже, чем хотелось бы, однако в целом это направление прогрессирует.

Вообще можно сказать, что в сравнении с Европой российская экономика развивается быстрее, и это и есть тот самый свет в конце туннеля и возможность быть на плаву, чему мы действительно очень рады. В частности, инфляция была достаточно низкой в этом году, и это хорошо сказывается на бизнесе. Мы надеемся, что цены на нефть будут оставаться на стабильном уровне, что позволит стране инвестировать в развитие важных для нее направлений, таких как здравоохранение, энергоэффективность. Нужно еще очень многое сделать, чтобы вывести на новый качественный уровень благополучие людей.

— Как на фоне общероссийских результатов смотрится бизнес Philips в Сибири? Перспективен ли для вас этот регион и насколько весомый вклад он вносит в бизнес Philips в России?

— Если сравнивать Сибирь с другими регионами, то в Центральном федеральном округе продажи выше. Именно это является одной из причин того, что доля Сибири в нашем бизнесе не такая большая, как могла бы быть. Поэтому мы и приняли решение идти в регионы и инвестировать, открывая офисы. В Новосибирске наша доля на рынке сейчас находится примерно на одном уровне с долей населения относительно всей России. Если взять показатели за

I квартал, то мы видим 64%-ный рост продаж в секторе «Потребительские товары» по сравнению с тем же периодом в 2011 году. Если мы будем плотно работать с региональными сетями, то наши позиции будут еще сильнее.

— Отличаются ли потребности сибирских клиентов от других регионов России, есть ли у региона своя яркая специфика по бытовой электронике с точки зрения спроса?

— Безусловно, каждый российский регион так или иначе имеет свои сложившиеся традиции потребления товаров и услуг. Например, за несколько дней пребывания в Новосибирске я обратил внимание, что здесь очень популярен зеленый чай. В том числе поэтому чайники с функцией регулировки температуры нагрева воды здесь гораздо популярнее, чем в других регионах. Однако если говорить о наших продуктах и решениях в целом, то ключевым моментом является то, что портфолио Philips разнообразно, поэтому мы можем легко «закрыть» потребности людей, независимо от специфики региона. То есть почти 95% нашего портфолио вполне адекватно отвечает потребностям Сибири.

— Как вы оцениваете качество работы своих региональных партнеров и в целом уровень развития ритейла в Сибири?

— Вчера более половины дня я провел, посещая магазины, где продается наша продукция. Я ездил и специально смотрел, как представлены наши товары на фоне конкурентов. По результатам своего похода могу констатировать, что в «электроритейле» все магазины обладают высоким уровнем профессионализма. В частности, компании «DOMO», «5 элемент» действительно представляют нашу продукцию на должном уровне и хорошо знают рынок.

— На сегодняшний день основная доля продаж в Сибири приходится в основном на федеральные сети или на местных региональных партнеров?

— Мы наблюдаем быстрый рост сегмента потребительских товаров, и особенно локальных игроков рынка. Дело в том, что в Сибири порядка 46% всех продаж приходится на местные региональные сети — это чуть больше, чем на «федералов», и это очень хорошо.

К слову, в центральной части России, конечно же, большая часть продаж приходится на федеральные сети. Такая же картина в общем характерна и для рынка световых решений.

— В чем, на ваш взгляд, причина такого феномена?

— Это зависит и от политики ритейлеров, например, федеральные ритейлеры часто присутствуют в очень крупных городах, а в менее крупных количественное преимущество за местными торговыми сетями. Такая избирательная инвестиционная активность имеет вполне логичные основания. В маленьких городах федеральным торговым сетям сложно отбить деньги, поэтому они концентрируются на крупных. В свою очередь локальные игроки концентрируются на маленьких городах, где предлагают хорошее обслуживание потребителей. Локальные магазины хорошо оформлены, у них очень профессиональный персонал. Конечно, у «федералов» есть свои преимущества, так как позиции любого ритейлера в большой степени зависят от того, насколько значительны масштабы его деятельности и насколько высок у него потенциал к большим закупкам продукции. При этом в контексте поддержки локальных игроков хочу отметить, что мы со своей стороны инвестируем не только в открытие региональных офисов, но и в обучение персонала, а также в маркетинговые программы, которые проводятся не только в Москве, но и в регионах.

— А есть ли какие-либо принципиальные различия в условиях вашей работы с федеральными и локальными компаниями?

— Мы не делаем различий и работаем на равных условиях со всеми партнерами, но в то же время мы понимаем, что они конкурируют друг с другом. Поэтому, безусловно, мы смотрим на возможности наших партнеров, например, может ли компания предоставить промоутеров, осуществлять различные промоактивности. Если партнер готов к такому сотрудничеству, то мы с ним активно работаем в этом направлении. Но при этом, безусловно, не стоит забывать про законы экономики — если ты в 10 раз больше, чем твой конкурент, то вы не можете быть совсем в равных условиях. Тем самым небольшим компаниям не всегда правильно и грамотно копировать то, что делают большие игроки, — им надо делать что-то свое и находить свой путь.

— Какие направления продуктов сейчас являются «драйверами» роста для Philips в России?

— Правильным ответом было бы то, что все направления в равной степени являются «драйверами» нашего роста, однако, к сожалению, это не так. Дело в том, что в России потребительский рынок был всегда хорошо развитым на фоне других рынков. В то же время мы видим потенциал в энергоэффективности и здравоохранении, которые стремительно развиваются благодаря господдержке и программам модернизации. Я не могу представить компанию Philips, которая бы стабильно себя чувствовала без какого-либо из трех направлений, поэтому мы активно работаем в каждом из них.

Конечно, очень многое зависит и от вложений в развитие рынка. Для нас интересно сотрудничество в области освещения спортивных объектов, энергоэффективности. Что касается здравоохранения, мы очень хотим вывести его на качественный уровень, чтобы услуги в этой области были доступными для большого количества людей. В целом на глобальном уровне сектор «Здравоохранение» занимает около 40% всего бизнеса Philips — на такие показатели мы хотим со временем выйти и в России.

— Кого вы считаете своими основными конкурентами в тех нишах, в которых вы представлены на рынке?

— Для каждого из сегментов они разные. В области здравоохранения Philips входит в «тройку» крупнейших компаний наряду с Siemens и General Electric. С этими же компаниями на мировом уровне мы конкурируем в области световых решений. Однако в активно развивающемся сегменте светодиодов у нас есть другие локальные конкуренты. На потребительском рынке у нас еще больше конкурентов — в области товаров для волос речь идет о Rowenta, в сегменте бритв — с Braun. То есть рынок, на котором мы представлены, очень дифференцирован.

— Какие интересные и инновационные технологии вы можете предложить в «конcюмерском» сегменте рынка?

— В потребительском сегменте у нас много инновационных разработок, и мы продолжаем работать над новыми решениями и технологиями. Если рассматривать сегмент красоты, мы запустили фотоэпилятор Lumea для девушек, позволяющий удалять волосы без боли в домашних условиях. То есть женщинам больше не придется ходить в SPA-салоны на эту процедуру. Также мы выпустили продукт, позволяющий убирать морщины,— ReAura. Также из новинок мы недавно представили продукт под названием Blulight (голубой свет). Это такое полотно со светящимися светодиодами, которое можно приложить к месту, которое у вас болит, и благодаря прогреванию светом боль проходит. Каждый из этих продуктов можно использовать в домашних условиях, что позволяет экономить время и силы на походы в салоны красоты и медицинские клиники.

Наконец, среди других новинок я могу отметить первый в мире блендер Philips, который режет кубиками. Он был разработан специально для России, Украины, Беларуси. Мы детально изучили эти рынки и пришли к выводу, что на них особенно популярны такие блюда, как винегрет и оливье.

— Насколько активно вы используете канал интернет-продаж конкретно в Сибири и в целом по России?

— Мы используем Интернет в нескольких направлениях. Во-первых, у нас есть свой интернет-магазин, где люди из любого уголка России могут купить продукцию, и она будет им доставлена. Во-вторых, у многих наших партнеров есть интернет-магазины, с которыми мы сотрудничаем. В-третьих, нам просто важно развивать свое присутствие в Интернете. Многие люди перед тем, как пойти в магазин и сделать покупку, ищут в глобальной Сети информацию о продукте, читают отзывы, изучают какие-то технические характеристики продукта. В Интернете очень просто сопоставить те или иные модели между собой, понять их преимущества, выявить ключевые особенности.

И наконец, в-четвертых, мы просто пытаемся общаться с нашими клиентами. То есть мы следим за активностью в блогах, участвуем в обсуждениях, посвященных здоровому питанию, благополучию, таким образом, глобальная Сеть помогает нам быть ближе к клиентам, а также узнавать их потребности. Так что Интернет — это отличный ресурс для общения, и впоследствии, на мой взгляд, он будет обладать большим влиянием на принятие решений о покупке товаров для всех категорий людей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ