«Российский рынок на текущем этапе не готов платить большую цену за маленькие, но качественные автомобили»

Компании Suzuki в условиях кризисных 2009–2010 годов удавалось удерживать место в Топ-5 по продажам в Новосибирске, однако по итогам 2011 года позиции компании немного ослабились как в целом по Сибири, так и в ее столице. О том, с чем это связано, в чем Suzuki видит региональную специфику Сибири и что думает о праворульных машинах, корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал генеральный директор ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» СИГЭРУ СЁДЗИ.

Suzuki в Сибири

— Как вы оцениваете итоги 2011 года для Suzuki в России? Удалось ли вам достичь желаемых результатов? Какие планы вы ставите перед собой на 2012 год?

— Могу сказать, что я в полной мере удовлетворен работой Suzuki в России в 2011 году. Минувший год подтвердил, что Suzuki закрепилась на российском рынке на очень хорошем уровне. В частности, наш уровень продаж в 2011 году практически достиг уровня 2008 года. И эта динамика прежде всего обусловлена уровнем развития дилерской сети. В минувшем году мы открыли пять новых дилерских центров в регионах России и еще один салон в Москве. Кроме того, мы усилили работу наших региональных менеджеров и тренинг-центра.

— Как на фоне общероссийских результатов смотрится Сибирь? Какая доля сейчас приходится на этот регион и насколько он вообще для вас перспективен?

— Сибирь, бесспорно, очень перспективна для нас, и у нее есть большой потенциал для роста. Во многом это обусловлено активным частным импортом праворульных машин, среди которых значительная доля приходилась на Grand Vitara. Поэтому, учитывая, что в Сибири много поклонников японских брендов, мы прогнозируем, что позиции Suzuki будут укрепляться в ближайшем будущем. В 2010 году я лично посетил все наши дилерские центры Сибири и был впечатлен потенциалом рынка и дилеров. Поэтому на протяжении последних лет мы стараемся укрепить свои позиции в этом регионе, и будем продолжать это делать.

— Есть ли у Сибири ярко выраженная региональная специфика в плане продаж?

— Если в среднем по России у большинства наших дилеров 40% продаж приходятся на Grand Vitara и 40% — на SX4, то в Сибири это соотношение составляет 55% к 35%. Это обусловлено тем, что клиентам не просто нужен полный привод, а постоянный полный привод.

— Каковы ваши планы по развитию дилерской сети в Сибири? Планируется ли назначение вторых дилеров в сибирских городах-миллионниках?

— В течение ближайших 2–3 лет мы планируем открывать шоу-румы в малых городах региона. Если же говорить о городах-миллионниках, то в ближайшей перспективе мы, возможно, откроем второго дилера в Новосибирске. Это может быть как полностью новый игрок рынка, так и второй дилерский центр нашего текущего партнера — компании «Автомир».

—В случае Новосибирска речь идет о стратегических долгосрочных намерениях или вы уже сейчас собираете заявки, то есть процесс находится в активной фазе?

— Это стратегические планы.

— До недавнего времени Suzuki в Новосибирске располагался в одном здании с Hyundai и Renault. Планируется ли вашим текущим партнером — компанией «Автомир» — переселение Suzuki на новую площадку?

— Два года назад, когда мы вели переговоры, «Автомир» заверял нас, что Hyundai и Renault со временем переместятся на другие площадки. Я со своей стороны сказал, что Suzuki хочет остаться в этом здании и после переезда Hyundai и Renault занять его целиком. Прошло время, однако Hyundai по-прежнему остается в этом комплексе, а Renault покинул его меньше месяца назад. В целом нам не очень нравится действующий дилерский центр «Автомира», где этажи «нанизаны» друг на друга, как шашлык. Но несмотря на все недостатки здания, его местоположение стратегически очень правильное.

— Когда может появиться первый дилер Suzuki в Томске? В какой стадии сейчас находится процесс?

— К сожалению, Томск нами пока не охвачен, но у нас есть большие планы на этот город. Мы планируем провести тендер на поиск дилера в конце апреля — начале мая. Соответственно, дата открытия салона будет зависеть от результатов конкурса, а также от того, насколько быстро наш партнер сможет запустить бизнес. Скорее всего, это будет временное решение или, как его называют, техническое открытие, но мы в любом случае его запустим в этом году.

— Насколько я знаю, многие дилеры Suzuki в Сибири реализуют не только автомобили, но и мототехнику марки. Какова динамика этого направления?

— Мы наблюдаем устойчивый рост спроса на мототехнику сейчас. В первую очередь это связано с популяризацией марки и мототехники в России в целом.

— Отличается ли аудитория мотоциклов от поклонников автомобилей Suzuki?

— Надо отметить, что «мотоциклетная» аудитория достаточно сильно отличается от автомобильной, и тут сложно найти какую-то взаимосвязь. Наши мотоциклы покупает другой пласт людей, с совершенно другим складом ума и образом жизни. Водители Grand Vitara крайне редко носят шлем и делают татуировки.

— Есть ли сейчас у Suzuki проблема дефицита автомобилей и хватает ли квот на популярные модели региональным дилерам?

— Проблем с квотами и поставками не наблюдается. Были небольшие перебои с Jimny, но сейчас уже все налажено.

— По данным АЕБ, по итогам 2011 года Suzuki переместился с 11-го на 13-е место по продажам в Сибири, а конкретно в Новосибирске — с 5-го на 9-е место. С чем, на ваш взгляд, это может быть связано?

— Это связано исключительно с трагическими событиями в Японии.

Suzuki в России

— Интересна ли Suzuki возможность производить автомобили в России? Если да, то когда могут появиться Suzuki российской сборки?

— Да, мы интересуемся этой возможностью, но проект заморожен, и мы пока не возвращались к его обсуждению.

— То есть на Дальний Восток, где уже производятся или будут выпускаться Toyota, Mazda, вас не зовут?

— Владивосток расположен слишком далеко. В нашем случае рассматривалась площадка в Ленинградской области.

— Какие автоновинки вы намерены выпустить на рынок в этом году?

— У нас планируется фейслифтинг трех моделей: Jimny, Splash и еще одного автомобиля, о котором я пока не могу говорить, так как это будет сюрпризом вплоть до Московского автосалона. Также мы работаем над выводом на рынок нового Swift Sport, который уже начал продаваться в Европе.

— Многие автопроизводители вынуждены сворачивать продажи автомобилей сегмента «А» и «Б» в России или просто не выводить такие модели на рынок. В частности, Toyota прекратила продавать модели IQ и Yaris. Как обстоит ситуация в вашем случае? Довольны ли вы продажами Splash и Swift?

— Мы вполне довольны моделью Swift, и мы инвестируем в ее продвижение много средств. Splash по нашей вине не столь популярен. Дело в том, что российский рынок на текущем этапе не готов платить большую цену за маленькие, но качественные автомобили. Многие россияне полагают, что большой хлеб должен стоить больше, а небольшой хлеб — меньше. Ту же самую логику они применяют и к автомобилям.

— Довольны ли вы продажами в России сравнительно молодой для Suzuki модели Kizashi? Удалось ли ей выйти на желаемые показатели?

— У нас не было конкретных количественных целей продаж для этой модели. Kizashi представляет для нас жанровый эксперимент, и его выпуск является смелым шагом для компании. Мы довольны тем, как он продается, так как для нас эта модель — имиджевая, показатель того, что мы тоже можем производить автомобили высокого качества в сегменте среднеразмерных седанов. Мы никогда не пытались поставить Kizashi в разряд нашего флагмана по продажам.

— Каков ваш прогноз развития авторынка на этот год, ситуации с ценами на автомобили?

— В 2012 году мы ожидаем рост в пределах 5–7%, то есть не очень высокий. Пока сложно сказать, насколько такой прогноз соответствует действительности, так как прошло немного времени, но мы остаемся верны этим цифрам. В целом авторынок показал хороший рост. Сейчас все притаились и ждут, что же произойдет с рынком после вступления России в ВТО.

— Учитывая инициативы властей, можно ли говорить о том, что праворульным машинам придет конец, и следовательно, официальные дилеры японских марок смогут существенно усилить свои позиции?

— Это очень сложный вопрос. С одной стороны, он носит политический окрас, а с другой — опирается на самих покупателей, которые предпочитают недорогие, но надежные автомобили. Те, кто ездили на праворульных японских машинах, все равно останутся их поклонниками и никогда не пересядут на продукцию отечественного автопрома. Покупателей интересует соотношение цены и качества: то есть за те же деньги они могут купить либо «Ниву», либо подержанные леворульные машины. Однако для последних еще не настал момент, так как рынок начал расти совсем недавно, и необходимо еще 3–5 лет, чтобы он был насыщен подержанными леворульными машинами. И пока на рынке не появится достаточное число таких автомобилей, всегда найдутся люди, которые каким-либо образом будут пригонять праворульные машины из Японии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ