Жизнь как джаз

Биг-бэнд Владимира Толкачева — джазовая достопримечательность Новосибирска, которой город во многом и обязан своим джазовым авторитетом и славой. Созданный когда-то по инициативе студентов консерватории, сейчас Бэнд, по многочисленным отзывам крупнейших джазовых специалистов, является одним из лучших коллективов своего жанра в России.

«Когда коллектив только рождался, планов на 25 лет у нас, конечно, не было, — рассказывает создатель и художественный руководитель Биг-бэнда Владимир Толкачев. — Это огромный срок, в течение такого времени семьи распадаются, а у нас столько разных людей с разными интересами живут в одном режиме».

Толкачев приехал в Новосибирск за десять лет до возникновения коллектива, с которым так тесно окажется связана его судьба. Он выделялся среди музыкантов того времени по очень многим причинам. Например, он стал первым саксофонистом, представившим при поступлении в Новосибирскую консерваторию джазовую программу. Тогда это было фантастикой.

Сейчас он всецело занят Бэндом, но он не только бендлидер, он — солист очень высокого класса. В 1980-е Толкачев много занимался так называемой свободной импровизационной музыкой. Пластинка дуэта Homo Liber, в котором вместе с ним играл известный сибирский композитор Юрий Юкечев, вышла на престижном британском лейбле Leo Records. Запись вошла в десятку лучших альбомов фирмы 1980-х. В 1989-м Leo Records выпустили сборник New Music From Russia; The ”80s, на котором записи Homo Liber соседствовали с треками многих знаковых музыкантов, таких, например, как Сергей Курехин и Борис Гребенщиков.
Сейчас сольные выступления Толкачева — большая редкость, и тем большее событие для джазовой публики. А он относится к творчеству без придыхания и излишних эмоций: «При исполнении не нужно ориентироваться на чувства. На чувство могут ориентироваться только гении, у них оно есть. А у негениев его нет и не появится, зато может появиться умение».

О Бэнде, обеспечившем Новосибирску джазовую историю, он также говорит в тоне требовательном и аскетичном: «Достичь идеала исполнительства в Сибири и с музыкантами, так скажем, не от Бога, довольно трудно. В Америке, когда в оркестр садятся музыканты от Бога, ими не нужно руководить, они сами знают, что делать. У меня играют музыканты средних, выше средних, некоторые высоких способностей, но в основном это средний уровень. В таких условиях добиваться значительных результатов довольно сложно, но в этом и состоит прогресс».

Сейчас Бэнд играет в основном джазовую классику, но в его истории было и много экспериментов. Правда, сам Толкачев считает, что понятия «джаз» и «эксперимент» друг другу противоречат.

«Даже то, что мы делали с Юкечевым в Homo Liber, к тому моменту было уже опробовано, нельзя назвать ту нашу деятельность экспериментальной. На самом деле джаз сейчас умирает, — говорит Толкачев. — Да-да, он давно перестал развиваться, лет 20 уже как. Но поверьте, умирать он будет еще очень долго. Долго еще будут находиться музыканты, очарованные его «музейными» достоинствами. Да, их не так много, как в других жанрах современной музыки, но это и закономерно, потому что джаз — элитарное искусство, оценить и понять его может не такой широкий круг людей».

Толкачев — очень требовательный руководитель, но сам он говорит, что жесткость оправдана не его прихотью, а самой музыкальной формой, и музыканты Бэнда это прекрасно понимают. «Легкость нашей работы в том, что все эти люди разделяют одни убеждения, благодаря этому работа приобретает особый смысл, — продолжает музыкант. — При всей тяжести (а репетиции — это изнурительный труд) она получает обоснование и оправдание. Все мы находимся на определенном расстоянии от некоего эталона качества, и все мы, каждый для себя и вместе, стремимся его достичь».

О перспективах и планах коллектива Толкачев говорит неохотно. На вопросы, ждать ли в исполнении Бэнда наряду с джазовой классикой музыки более радикальной, он отвечает уклончиво, но такой возможности и не исключает: «Исполнение так называемого «нетрадиционного» джаза требует более высокого уровня взаимопонимания между участниками. Но даже при его достижении удается реализовать не более 50% задуманного. И этот низкий процент, конечно, настораживает и обескураживает. Но я не исключаю, что когда-нибудь мы вновь обратимся к такого рода музыке».

На просьбу сформулировать, в чем же секрет долголетия Биг-бэнда, отвечает немногословно и просто: «Важно, что, попадая в тяжелый режим работы, в эту атмосферу, каждый музыкант обнаруживает интерес и азарт. Поэтому я, кстати, беру всех желающих играть в Бэнде, не предпринимая особого отбора. В этом азарте и вовлеченности в процесс, наверное, и кроется причина долголетия. Такова эстетика нашей работы».

Всего за 25 лет Бэндом было сыграно около 60 различных программ, коллектив принял участие в 20 международных джазовых фестивалях за рубежом, выступал с крупнейшими джазовыми солистами. Ни один джазовый фестиваль, проходящий в Новосибирске, невозможен без участия Биг-бэнда. В 2008 году Толкачев и его коллектив выступили на «Сибирских джазовых игрищах», в 2009-м — на фестивале Jazz in Jeans, на октябрь 2010 года запланировано их выступление на Sib Jazz Fest с американкой Энн Хэмптон Кэллоуэй.

Юбилейный концерт коллектива прошел при полном аншлаге. Бэнд отметил юбилей в день рождения своего художественного руководителя. Следующий сезон, на который у Бэнда запланировано несколько гастрольных поездок, также закончится большим праздничным концертом 17 июня. В этот день вся джазовая общественность Новосибирска отметит юбилей самого маэстро Толкачева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ