Более понятна инвесторам станет Сибирская хлебная корпорация

В одном из крупнейших региональных агрохолдингов — Сибирской хлебной корпорации — задумались о передаче функции единоличного исполнительного органа ряда своих предприятий управляющей компании. По мнению аналитиков, подобные изменения — закономерный этап для каждой растущей компании, и предприятия «пищевки» идут по пути, который уже пройден компаниями других отраслей.

Основные активы ОАО «Сибирская хлебная корпорация» (СХК), оборот которой в 2002 году составил, по собственным данным, 2,2 млрд руб., — 16 хлебокомбинатов и кондитерских фабрик в разных регионах страны. СХК является совладельцем агропромышленной компании «Сибхлебпром» и Новосибирского мелькомбината N 1. Также СХК совместно с канадской компанией Fierra Foods владеет СП по производству замороженных полуфабрикатов из теста «Бейкер».

Как рассказал корреспонденту «КС» председатель совета директоров Сибирской хлебной корпорации Дмитрий Терешков, полномочия единоличного исполнительного органа всех хлебопекарных структур и кондитерских производств, входящих в состав холдинга, передаются управляющей компании ОАО «Сибирская хлебная корпорация». Необходимость внедрения современной структуры управления глава СХК объясняет возросшими внутренними требованиями и вниманием партнеров. «Мы хотим стать прозрачными, создать единое информационное и управленческое пространство и для себя, и для своих партнеров, — говорит Терешков. — В рамках новой структуры будет четко структурирована система управления активами, а также будут обозначены полномочия каждого органа управления и каждого менеджера холдинга». Дмитрий Терешков признает, что оценить экономический эффект от этого практически невозможно, но добавляет, что изменения являются требованием иностранных партнеров холдинга и необходимы для того, чтобы успешно развить несколько новых проектов и привлечь в компанию иностранные инвестиции.

Подсчитать экономическую эффективность управляющей компании не смогли и московские аналитики. «Она, безусловно, есть, — говорит один из аналитиков инвестиционной компании «Атон» на условиях анонимности. — Вместо множества управляющих структур появляется одна, что делает более быстрым, а значит, и более эффективным процесс принятия решений». Также, по мнению собеседника «КС», подобные изменения свидетельствуют об определенной стадии в развитии компании: «Изменения происходят в тот момент, когда принятие решений по старой схеме становится уже невозможным. Если в холдинг входит три предприятия, то такие меры для него еще не актуальны, но когда этих предприятий 15, то единая управленческая структура уже необходима. По этому пути прошли уже многие предприятия более «тяжелых» отраслей».

Из региональных компаний пищевой отрасли, применивших подобные методы управления, можно назвать активы известного новосибирского бизнесмена Олега Торопкина — Кудряшовский свинокомплекс и ОАО «Альбумин», которые находятся под управлением компании «Мастер-Капитал холдинг». А также Сибирский аграрный холдинг, который выделил для себя несколько основных направлений деятельности.

По мнению аналитиков, холдинги меняют свою управленческую структуру в момент создания из конгломерата разрозненных активов единого целого с тем, чтобы в дальнейшем выйти на рынок капитала. «Бюджетирование, управленческий учет, подготовка отчетности (и по МСФО тоже) — это функции, которые подлежат централизации на уровне корпоративного центра в первую очередь, — говорит директор группы компаний «Баланс» Роман Попов. — После этого компания может ставить себе и задачу выхода на рынок IPO для привлечения менее дорогих инвестиций».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ