Закон для бывшего мэра оказался суров

Томский областной суд в понедельник огласил приговор экс-мэру Томска. Александр Макаров, обвинявшийся по четырем статьям УК, приговорен к 12 годам колонии строгого режима, 9 из которых ему предстоит провести за решеткой. Сам 65-летний Александр Макаров просил суд о снисхождении, заявив, что его обрекают провести последние годы жизни в тюрьме. Томские политические и общественные деятели по-разному оценивают суровый приговор, вынесенный бывшему мэру.

Александра Макарова, которого признали виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, получении взятки в крупном размере и других преступлениях, брать под стражу не пришлось. По решению Верховного суда РФ в апреле 2009 года Макарова освободили под залог в 4 млн рублей, но 1 октября 2010–го суд снова изменил ему меру пресечения с домашнего ареста на содержание под стражей. По версии прокуратуры, Макаров злоупотреблял своей, пусть и ограниченной, свободой, находясь под домашним арестом. До этого он больше двух лет провел в СИЗО (с декабря 2006 года), в марте 2009-го Макаров выиграл в Европейском суде по правам человека дело против России. Причина иска — плохие условия содержания в СИЗО. Россия выплатила Макарову 8 тысяч евро за нанесение морального ущерба. С учетом прежнего содержания под стражей Макарову предстоит провести в колонии 9 лет.

Александр Макаров был избран мэром Томска в 1996 году и после этого трижды переизбирался. До того как против Макарова было возбуждено дело, к уголовной ответственности был привлечен целый ряд его подчиненных, в частности, вице-мэр Томска, директор департамента недвижимости Анисим Учитель, первый заместитель мэра Сергей Лазарев, директор департамента ЖКХ Расим Валитов и руководитель департамента недвижимости Мурат Хуснутдинов.

За три года, пока СМИ пристально наблюдали за «делом Макарова», для некоторых томичей бывший мэр из коррупционера превратился в «жертву режима». «Все знают, что дело Макарова не коррупционное. Он сел, потому что не поделился», — считает, например, популярный томский блогер Вадим Адрианов (известный в сети под ником tlS). Председатель профсоюза предпринимателей Александр Остроушко уверен, что дело Макарова носит исключительно политический характер. «Многие из тех, с кем я общаюсь, дело Макарова восприняли как политически-экономическую расправу. Просто экс-мэр создал свой клан и перешел дорогу более крупному клану во власти», — уверен Александр Остроушко.

Приговор томскому мэру — самый суровый среди приговоров по многочисленным «мэрским» делам в России. «Есть за что. По аналогии с фильмом «Офицеры» можно сказать «Есть такая профессия — Родину расхищать», — иронизирует завкафедрой политологии ТГУ Алексей Щербинин. «Не думаю, что в деле есть политическая подоплека. За свои два срока на посту мэра Макаров заворовался так, что можно в его третьем сроке уже не разбираться, а просто садить. Макаров поставил расхищение на профессиональную основу, за что и сел», — уверен политолог.

Депутат Думы Томской области, доктор философских наук Николай Кириллов тоже считает, что политическая версия «дела Макарова» несостоятельна. «Посадили не просто чиновника, а мэра, обладавшего колоссальной властью. Версии с политическими подоплеками дела выдуманы и притянуты за уши», — рассказывает профессор.

Губернатор Томской области Виктор Кресс по-своему отреагировал на приговор по делу Макарова. «Приговор жесткий, по-человечески Александра Сергеевича жаль. Но, напомню, когда мы создавали комиссию по коррупции, то первым вопросом, на котором я настоял, стал вопрос по распределению земельных участков в областном центре. Александр Сергеевич — умный человек, он не мог не понять, что эта ситуация (с теневым оборотом городских земель) не может продлиться вечно. Он не мог не понять этого предупреждения», — передает пресс-служба слова губернатора Виктора Кресса.

Накануне вынесения приговора Макаров просил суд о снисхождении: «Нас обрекают последние годы жизни провести не среди детей и внуков, а в тюрьме… Де-юре это может звучать как угодно, но де-факто это — пожизненное заключение…»

Пожалел бывшего коллегу депутат Думы города Томска Александр Деев. «Мера наказания слишком суровая и чрезмерная. Мне и досадно и неприятно, что многие люди, которые были рядом с Александром Сергеевичем, поспешили от него откреститься. Мы в политике с ним были оппонентами, но мне всегда импонировало, что, несмотря на серьезные политические разногласия, у нас сохранялись нормальные человеческие отношения. Это его качество я уважаю. Мне его по-человечески жалко, учитывая возраст, учитывая состояние здоровья. Как ни крути, а за содеянное надо отвечать, но, конечно, не в той мере, которая вынесена Александру Макарову», — сообщил агентству новостей «ТВ2» Александр Деев.

Вердикт мог быть и более суровым, считает лидер томского регионального отделения ЛДПР Алексей Диденко. «Максимально возможный срок по семи эпизодам — 20 лет. Дали больше половины от этого срока. Наказание достаточно суровое для преступления, связанного с собственностью. Но уверен, если бы решение принимали не присяжные, а суд, то наказание было бы более суровое», — цитирует Диденко агентство новостей «ТВ2».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ