Депутаты Заксобрания Новосибирской области недовольны проектом нового федерального закона

В Законодательном Собрании Новосибирской области на заседании «клуба парламентских корреспондентов» обсудили принятый в первом чтении законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации». Относительно проекта закона участники слушаний сошлись во мнении, что документ сырой и требует серьезной доработки. Но именно этот аспект вызывает больше всего сомнений.

Вопросы вызывает предлагаемая двухуровневая система местного самоуправления. Суть ее в том, что в любом российском городе предлагают ввести внутригородские муниципальные районы с автоматическим введением института сити-менеджера в городском округе и отменой прямых выборов мэра и городских депутатов. Особую тревогу депутатов вызывает тот факт, что законопроект принимается стремительно, преимущественно кулуарно. «Когда я узнаю, что какой-то федеральный закон проводят в ГД слишком быстро, у меня это сразу вызывает опасение, — заметил зампредседателя Заксобрания НСО Владимир Карпов. – Как показывает практика, последствиями подобных скоропалительных решений становятся или отмена льгот, или закон о капремонте. Потому и в данном случае я ожидаю подвоха».

Идея введения должности сити-менеджера кажется народным избранникам спорной. По мнению депутатов, главная цель нового закона – построение жесткой вертикали власти на местах и отмена прямых выборов мэра. По мнению депутата Заксобрания Максима Леоненко, выборность главы города надо сохранить, но на определенных условиях. «Нужны разработанные критерии к этой должности, — заметил депутат. – Наличие профессиональной квалификации, опыта работы, тогда пусть хоть 20 человек выдвигаются, главное, чтобы они соответствовали требованиям».

Однако создание депутатского корпуса в районах может показаться целесообразным.

«Последние выборы показали, что люди хотят управлять городом, — заметил депутат Николай Мамулат – В Дзержинском районе, например, более 200 тыс. чел населения, но нет представительного органа власти и в других районах тоже. Депутаты ближе к населению, нежели исполнительная власть. И объединять районы в округа, как это сделано в Центральном округе, тоже неверно. Районов должно быть больше».

Идея выборов глав районов участников слушаний в большей мере устраивает. Единственное, что подчеркнули депутаты Заксобрания, у глав должны быть финансовые полномочия, поскольку сейчас финансирование проходит централизованно из городского бюджета. Как отметил Владимир Карпов, создание подобной системы потребует больших организационных затрат, но эти затраты могут окупиться большей управляемостью на местах.

Другое дело, подойдет ли система в таком виде Новосибирску? По мнению Владимира Карпова на данный момент в Новосибирске сложилась непростая ситуация: мэр Анатолий Локоть – представитель КПРФ, тогда как главы районов – единороссы. «Когда дело дойдет до выборов глав районов, конечно, за них будут голосовать однопартийцы, — прокомментировал Владимир Карпов. – Но в условиях, когда мэр – коммунист, естественно, он может сказать: «что здесь партийную агитацию проводите?» Вообще, я сторонник, чтобы к власти приходили не по партийному признаку».

Как заметили участники слушаний, проект федерального закона в том виде, в каком он существует сейчас, не решает действительных проблем местного самоуправления, более того, игнорирует их. А проблемы, тем временем, есть, и настало время реформировать систему. Однако, как заметил экс-председатель Областного совета депутатов, член общественной палаты НСО Виктор Леонов, в реформе следует учесть насущные задачи местного самоуправления. «Задача в том, чтобы самоуправление на местах располагало полномочиями, в первую очередь финансовыми, — подчеркнул Виктор Леонов. – На данный момент, например, в Половинновском МО Краснозерского района собираемых налогов не хватает на оплату труда муниципальных служащих».

Ситуация с глубинкой крайне плачевна. Заместитель председателя комитета ЗС НСО по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, депутат Андрей Панферов привел другой пример. «Управление образованием, медициной и многими жизненно важными сферами передали на государственный уровень Тогда как, например, в Кыштовском районе собственных финансов не хватает на ремонт лифта в районной больнице, закупку медикаментов и расходных средств для проведения операций, — рассказал депутат. – Бывший министр здравоохранения в Кыштовке даже не был, лишь общался по телефону. Может, он и не знал, где это находится».

По мнению народных избранников сегодня надо четко разграничить полномочия государственной и муниципальной власти на местах. В первую очередь это касается распределения финансовых потоков. Относительно проекта закона участники слушаний сошлись во мнении, что документ сырой и требует серьезной доработки. Но именно этот аспект вызывает больше всего сомнений. На данный момент предложено порядка 800 поправок к законопроекту, но они не касаются концептуального содержания документа. Тогда как, по мнению депутатов, надо менять сам смысл закона.

«Есть механизм создания отрицательного мнения и требования остановить принятие этого закона, – подытожил слушания Владимир Карпов. – Механизм этот действенный, и прецеденты в России были. Но будет ли сила, которая сможет организовать это мнение – большой вопрос».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ