Сибирские операторы связи войдут в альянс

Несколько десятков российских операторов доступа в Интернет, среди которых есть ряд сибирских компаний, планируют объединиться в альянс, надеясь тем самым оптимизировать инвестиции в развитие, нарастить абонентскую базу и увеличить доходность. Впрочем, эксперты оценивают эти планы скептически, указывая на большие различия между компаниями и напоминая о неудачных опытах по созданию подобных объединений.

«Норильсктелеком», представленный дочерними операторами интернета, телефонной сети и кабельного телевидения в девяти городах Красноярского края, а также контролирующий новосибирские ООО «Первая миля» (работает под брендом Academ.org) и ООО «Академ ТВ», планирует войти в состав единого альянса с более чем 30 аналогичными компаниями, действующими в стране. В их числе – «Наука Связь», «Гарс Телеком», «Стек Телеком». В самой компании не стали комментировать планы по слиянию, однако по данным источников «КС», соответствующее решение было принято рамках «Российской корпоративной телеком-регаты», проходившей в конце апреля в Хорватии. В настоящее время продолжаются консультации по списку компаний, которые войдут в этот холдинг.

Предполагается, что такое объединение позволит создать единую стратегию развития, объединить сети, и, как следствие, ускорить рост, увеличить присутствие в своих сегментах, хеджировать риски. Также сократятся затраты каждой отдельной компании в развитие новых продуктов за счет использования лучших решений других участников. Эксперт рынка, главный редактор профильного портала Sibir-IX.ru Артем Щетников к инициативе создания альянса относится скептически. «Эта идея не новая, разговоры о необходимости противостояния федеральным игрокам ведутся давно. Но не думаю, что механическое объединение совершенно разных компаний способно решить эту проблему. Создать нового федерального оператора за счет этого им тоже не удастся – не тот охват. Высоки шансы, что участники просто не смогут поделить между собой абонентов и доходы, из-за чего альянс просуществует не более полугода», — предполагает он.

Эксперт напомнил про недавний неудачный опыт попытки аналогичного объединения сибирских операторов «Новотелеком» (Новосибирск), Goodline (Кузбасс) и «Томтел» (Томск; принадлежит фонду «Эльбрус-Капитал» — «КС»). Напомним, что в ноябре 2011 года все три провайдера объявили о формировании альянса, в ходе которого они планировали продолжать работу в прежнем кадровом составе и с прежними брендами, а доли в объединенной компании должны были получить пропорционально нынешние акционеры всех трех операторов. В планах объединенного общесибирского оператора было выйти на рубеж 500 тыс. абонентов. Тогда некоторые эксперты, знавшие всех трех операторов, очень смутно представляли себе возможность их слияния и координированного управления, считая, что им будет крайне сложно договориться в связи с большими амбициями и нежеланием утраты контроля над компаниями со стороны каждой из сторон. Собственно, такие опасения оказались небезосновательными. Год спустя «Томтел» вышел из альянса, а интеграция «Новотелекома» и Goodline в основном касалась объединения пиринговых сетей. Таким образом, вполне очевидно, что идея объединиться с другими игроками вместо того, чтобы «продаться» крупным федеральным операторам, видится более привлекательным, но более трудоемким вариантом для участников.

По мнению Артема Щетникова, наилучшим решением для подобных небольших региональных операторов все же является продажа крупным игрокам, однако и здесь могут возникнуть проблемы. Так, в августе 2012 года была сорвана попытка продажи норильского оператора структурам «Ростелекому», хотя сделка была анонсирована. По информации Артема Щетникова, связано это было не только с отсутствием консенсуса по цене, но и с завышением «Норильсктелекомом» объемов своей абонентской базы. Хотя такая практика, по словам участников рынка, достаточно распространена при продаже операторов связи, поскольку оценка их стоимости напрямую зависит от количества абонентов и их доходности. Поэтому накануне продажи многие операторы искусственно стараются нарастить абонентскую базу, а если это не получается, то и просто «приписать» фиктивных пользователей. «Сейчас «Норильсктелеком» продолжает наращивать свою базу любыми способами, объявляя акции по подключению новых абонентов, которые не несут коммерческого смысла – лишь бы повысить их число и стать тем самым интереснее для потенциальных покупателей», — констатировал Артем Щетников.

Другие аналитики в свою очередь считают, что идея такого альянса все же может позволить вступившим в него операторам удерживаться на рынке, повышать свою прибыль и наращивать абонентскую базу. Но в реальности этот проект, как и в случае с альянсом «Новотелекома», «Томтела» и Goodline является достаточно рискованным из-за слишком разных интересов участников.

«При создании альянса необходимо будет создать единые правила игры, и учесть интересы всех потенциальных участников, а это непростая задача. Тем более, мы понимаем, что у каждой компании есть своя ниша. Но если это все же произойдет, то, несомненно, оживит немного просевший рынок слияний и поглощений. При этом основная цель объединения, на мой взгляд – повышение капитализации активов всех его участников с целью дальнейшей продажи, — рассуждает руководитель направления фиксированной связи аналитического агентства J’Son &Partners Consulting Юрий Ишмаев. – Вряд ли речь идет о создании нового крупного макрорегионального оператора – для этого придется решать слишком сложные юридические, финансовые, технологические вопросы, связанные в том числе, и с получением новых лицензий», — считает собеседник «КС». Юрий Ишмаев добавил, что декларируемое участников возможного альянса в 30 операторов, скорее всего, является лишь оценкой потенциального количества участников, а в действительности в альянс на первом этапе может вступить – не более десятка, а то и меньше.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ