«Не устраивайте цирк», — попросил губернатор

29 июля на внеочередной сессии Алтайского краевого законодательного собрания (АКЗС) депутаты, как ожидается, подтвердят полномочия Александра Карлина на следующий срок. 17 июля его кандидатуру внес президент РФ Дмитрий Медведев. При предопределенности результата главной интригой предстоящих событий можно считать лишь то, будет ли переутверждение носить чисто формальный характер или губернатору «устроят цирк».

На 29 июля назначена не только сессия, но и инаугурация губернатора. Никто на Алтае не сомневается: АКЗС поддержит кандидата президента. Залог тому не только авторитет вертикали власти, но и результаты работы Александра Карлина. Несмотря на очевидный политический перевес (владеющая 45 из 68 голосов АКЗС «ЕР» гарантирует успех губернатору, к тому же о консолидированной поддержке заявила «СР» с девятью мандатами) и ряд заметных положительных результатов в экономической сфере (более активное, чем в во времена его предшественников привлечение в регион государственных и частных инвестиций, разворачивание ряда масштабных проектов и т. д.), для Александра Карлина предстоящая сессия обещает стать испытанием. Без шансов повлиять на результат голосования добавить ложку дегтя в торжественную процедуру переназначения Карлина пообещали руководители двух из четырех фракций АКЗС, заявив, что безоговорочной поддержки не будет. «Мы пока не обсуждали вопрос о кандидатуре губернатора на фракции. Скорее всего, мы проголосуем за губернатора, но у нас есть к нему ряд вопросов, которые мы сначала собираемся задать», — заявила «КС» лидер фракции ЛДПР Елена Клюшникова. «Поддержим ли мы Александра Карлина, станет ясно после того, как он ответит на наши вопросы накануне голосования», — подчеркнул лидер фракции КПРФ Виталий Сафронов, а его коллега депутат-коммунист Игорь Вольфсон заявил, что будет голосовать «против», независимо от фракции, поскольку не согласен с тем, что «ЕР» и губернатор лишили Алтай политической конкуренции.

Напомним, появление Александра Карлина на посту губернатора Алтайского края в августе 2005 года было внезапным: предыдущие 20 лет он работал в Москве. Краевая экономика к концу лета 2005 года катилась под откос, и важнейшим фактором упадка был затянувшийся на полтора года политический кризис в регионе. Избранный Михаил Евдокимов оказался не готов противостоять воспринимавшей его как «варяга» местной политхозяйственной элите во главе с авторитетным «левым» спикером АКЗС Александром Назарчуком.

На этом фоне человек Путина Александр Карлин получил большой кредит доверия от местной политэлиты, но с самого начала не пошел у нее на поводу и стремился стать главным центром силы в регионе. Данный подход стопроцентно вписывался в общероссийский тренд выстраивания вертикали власти, что стало важнейшим ресурсом для Александра Карлина. Однако Алтай, выпрягшийся за предыдущие полтора года из числа «послушных» российских регионов, было не так просто успокоить. Вскоре обозначился первый конфликт: ранее традиционно авторитетные «левые» силы Алтая во главе с Назарчуком столкнулись со строящейся вертикалью власти, олицетворяемой губернатором. Столкновение закончилось отставкой Александра Назарчука с поста спикера. Обезглавленные «левые» резко потеряли вес и координацию.

Более сильным оппонентом Карлину стала возглавляемая известным предпринимателем Анатолием Банных местная ФПГ «Сибма», интересы которой прочно вросли в экономику города Барнаула. О недоверии мэру краевой столицы Владимиру Колганову Карлин публично заявил в марте 2006 года, дав негативную оценку его работе. Хотя Владимир Колганов никогда открыто не оппонировал Александру Карлину, конфликт между двумя лагерями нарастал. Административному ресурсу, стоящему за Карлиным, его оппоненты смогли противопоставить финансовый, медийный (ФПГ «Сибма» имеет влияние на множество СМИ края, и все четыре года губернаторства Карлина сопровождались острой критической риторикой на их страницах), а также довольно серьезные связи Анатолия Банных в московских коридорах власти. Это позволило Банных, вопреки позиции губернатора, заручиться поддержкой в Москве и выставить в марте 2008 года Владимира Колганова в качестве кандидатуры от «ЕР» на выборах мэра.

Местные наблюдатели не раз отмечали, что жесткий управленческий стиль бывшего прокурора Карлина и отсутствие опыта публичной политики порой приводили к тому, что губернатор проявлял негибкость и неуступчивость при решении тонких политических вопросов. Для оппонентов управленческие огрехи Карлина часто становились источником проведения настоящих антигубернаторских атак. Особенно болезненные удары он получал осенью 2008 года, когда корпоративные интересы «Сибмы» (влияние Анатолия Банных на фракцию ЛДПР велико, а сама госпожа Клюшникова возглавляет ряд коммерческих структур, имеющих отношение к Банных) совпадали с политическими интересами «левых», борющихся с «партией власти» и властной вертикалью в целом за свои права.

«В целом за прошедшие четыре года, несмотря на отдельные эпизоды, Алтайский край перестал выбиваться из общего политического фона страны, в котором нет места для реальной оппозиции. Край покинул ряды «горячих» регионов на карте России. Последние месяцы показали, что кроме малорезультативной информационной кампании в СМИ, которая была развернута оппонентами губернатора, накануне решения вопроса о его переназначении президентом им больше нечего было предъявить Карлину», — считает алтайский политолог Юрий Чернышов.

По данным «КС», 21 июля Александр Карлин встречался с руководителями фракций в АКЗС и обратился к ним с просьбой «не устраивать цирк из сессии», поскольку это наносит вред не только ему, но и имиджу региона в целом. Будет ли услышан призыв губернатора, станет известно 29 июля.

Прямая речь

Какие ожидания вы связываете с продлением полномочий действующего губернатора Александра Карлина?

Валерий Гачман,
председатель мукомольного комитета Российского зернового Союза, генеральный директор ЗАО «Грана» (Алтайский край):

— Тот факт, что Александр Карлин будет повторно предложен в качестве губернатора Алтайского края, был ожидаем. Напомню, в 2005 году ситуация в экономике и управлении регионом была дестабилизирована, бизнес испытывал тревогу за свое будущее: риски развития в условиях отсутствия внятного поведения со стороны краевой власти (под управлением Михаила Евдокимова. — «КС») возрастали. Новая администрация (под руководством Александра Карлина. — «КС») сняла эту проблему, а затем в течение четырех лет демонстрировала логичную, последовательную, а поэтому предсказуемую экономическую политику. Это позволяло бизнесу прогнозировать, на какую конкретно помощь он может рассчитывать со стороны государства, и с учетом этого верстать свои бюджеты развития.

Именно Карлин впервые на региональном и федеральном уровнях четко сформулировал: судьба Алтайского края с точки зрения экономики, занятости населения, развития социальной сферы, повышения уровня жизни людей, а также обеспечения продовольственной безопасности России неразрывно связана с сельским хозяйством и агропромышленным комплексом. Эта, казалось бы, не новая мысль была наконец-то масштабно закреплена в региональной программе «Комплексное развитие Алтайского Приобья», которая может стать пилотным проектом для воплощения своевременной идеи создания в стране особо значимых аграрных территорий. Подходы, на которых базируется программа, имеют выраженный стратегический, комплексный и долгосрочный характер, что принципиально отличает ее от реализуемой в крае на протяжении десятилетий сельскохозяйственной политики, сводившейся к ежегодной битве за урожай и посевную кампанию.

На фоне кризиса не время говорить комплименты, но я уверен, что большинство представителей агропромышленного бизнеса со мной согласятся: сделанное губернатором на федеральном уровне для расширения рынков сбыта нашей сельхозпродукции трудно переоценить. Благодаря его усилиям по продвижению интересов алтайских сельхозтоваропроизводителей уже два года подряд действуют льготные железнодорожные тарифы на вывоз зерна на расстояние свыше 1000 км, которыми пользуется и сибирские сельхозтоваропроизводители. В настоящее время формируется пакет необходимых документов для пролонгации этих преференций на 2010 год, а также введения льгот для экспорта продукции зернопереработки, в том числе муки. Надеемся, что начинания Александра Карлина получат продолжение.

Александр Жарков,
председатель Союза промышленников Алтайского края, генеральный директор ФНПЦ «Алтай»:

— С переизбранием на новый срок Александра Карлина я связываю продолжение реализации тех проектов развития региона, что стартовали по инициативе губернатора. Прежде всего самых масштабных, таких как «Комплексное развитие Алтайского Приобья», в который вписывается создание Алтайского биофармацевтического кластера, способного вывести фармацевтическую отрасль региона на принципиально новый уровень развития, а также особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь».

Для каждого региона с учетом бюджетного устройства России, а также реализации крупных национальных проектов и инвестиционных программ развития очень важно иметь эффективные отношения со структурами российской власти. За предыдущие четыре года мы убедились, что Александр Карлин не только имеет авторитет в органах федеральной власти, но и смог выстроить с ними продуктивное взаимодействие.

Конструктивное сотрудничество установлено краевой администрацией и с алтайским бизнесом, в частности, с Союзом промышленников Алтая (СПА). Напомню, в 2005 году, когда Александр Карлин был наделен полномочиями губернатора, ситуация в промышленном секторе региона была более чем сложная. С его подачи и в сотрудничестве с нашим Союзом была разработана региональная программа на период 2006–2008 годов, которая дала очевидные результаты: темпы роста промышленности в Алтайском крае в 2007–2008 годах были выше, чем в среднем по России и СФО.

Безусловно, не все проблемы решены: например, по объективным причинам трудно помочь рубцовскому «Алттраку». В то же время краевые власти делают все возможное для того, чтобы в период мирового экономического кризиса, не обошедшего алтайскую промышленность, максимально эффективно снимать остроту безработицы, обеспечить своевременную выплату зарплаты, сбор налогов и поддержать реальный сектор. Мы не падаем духом: кризис конечен, и за ним последует рост. Мы рассчитываем, что по итогам 2009 года падение промсектора Алтая будет меньшим, чем во многих других регионах страны.

Павел Ефремов,
председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края», глава администрации Первомайского района:

— Успех в развитии любого региона во многом определяется политической стабильностью, качеством взаимодействия между ветвями и уровнями власти. Напомню, в 2004–2005 годах Алтайский край сотрясал глубокий политический кризис: конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти, как инфекция, распространился на местное самоуправление вплоть до сельсоветов, общество в целом. Александру Карлину хватило политической воли, сил, опыта руководящей работы, юридических и экономических знаний и навыков для того, чтобы восстановить управляемость территорией, нормализовать микроклимат в ней, в лучшую сторону изменить отношение к региону со стороны правительства и президента России.

На четыре года губернаторства Александра Карлина пришлись довольно непростые реформы, которые достойно были осуществлены. С 1 января 2006 года Алтай стал одной из первых территорий в стране, где в полном объеме начал действовать ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». За последние годы заметный шаг был сделан в укреплении бюджетной дисциплины и межбюджетных отношений, повысился спрос с руководителей местного самоуправления. Конечно, это не находит понимания у нерадивых глав муниципалитетов, зато работает на интересы населения края.

Выстроив эффективную систему взаимодействия между ветвями и уровнями власти в регионе, консолидировав общество, наладив отношения с российским руководством, Александр Карлин создал предпосылки для того, чтобы сложный период экономического кризиса край смог пройти с наименьшими потерями. Именно эту задачу можно считать приоритетной для краевых властей на ближайшее будущее.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ