Рост без комментариев

Результаты первого полугодия для кузбасских угольщиков были не слишком утешительными. Однако уже по результатам июля можно сказать, что угольные компании понемногу начали восстанавливать утраченные из-за кризиса позиции. Сами угольщики пока не спешат комментировать результаты июля, опасаясь, что июльское увеличение добычи может быть кратковременным фактором. Тем не менее эксперты и представители государственных структур отмечают увеличение перевозок угля по железной дороге, особенно в экспортных направлениях. Кроме того, авария, произошедшая на Саяно-Шушенской ГЭС, увеличит потребность сибирской энергетики в угле.

По данным департамента топливно-энергетического комплекса администрации Кемеровской области, за первое полугодие 2009 года угольные предприятия в регионе добыли 83,2 млн тонн угля, что на 7,3 млн тонн (8%) меньше показателя аналогичного периода 2008 года. В том числе добыча коксующегося угля составила в первом полугодии 2009 года 23,5 млн тонн — на 6,6 млн тонн (21,9%) меньше уровня 2008 года.

При этом по итогам семи месяцев 2009 года горняки Кемеровской области выдали на-гора 99,4 млн тонн угля, из них 28,6 млн тонн — коксующихся марок. Впервые в этом году в июле отмечен прирост добычи угля в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 3%, до 16,1 млн тонн. Добыча же коксующегося угля в июле выросла на 15,9%, до 5,1 млн тонн. Положительная динамика имеется и по отгрузке угля потребителям: всего в июле отгружено 16,2 млн тонн (июль прошлого года — 15,7 млн тонн), в том числе 7,8 млн тонн — на экспорт (июль 2008 года — 6,2 млн тонн).

Вектор на Восток

Несмотря на то что угольная отрасль Кузбасса в первом полугодии показала снижение, это снижение оказалось меньше достаточно пессимистичных прогнозов «угольных генералов» относительно перспектив угледобычи в регионе, делавшихся в начале года. Кроме того, снижение емкости внутреннего рынка подвигло угольные компании к тому, чтобы они стали активнее работать на экспорт. Многие игроки угольного рынка переключаются с европейского на азиатский экспорт или же расширяют географию экспорта за счет восточного направления.

Так, по данным Кемеровской таможни, ведущими партнерами Кузбасса в осуществлении внешнеторговых операций продолжают оставаться страны дальнего зарубежья (Турция, Таиланд, Япония, Финляндия, Китай, Республика Корея). При этом уголь занимает большую часть внешнеторговых операций игроков Кемеровской области. Экспорт товаров Кузбасса в первом полугодии 2009 года составил свыше $4,5 млрд, что на 6,7% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. По словам начальника Кемеровской таможни Сергея Третьякова, все больший интерес к углю проявляет Китай. «Сейчас в России и Кузбассе идет переориентация экспортных потоков, — полагает Сергей Третьяков. — Производители — участники внешнеэкономической деятельности изучают рынок и меняют места отправки продукции, в том числе угля. Если в прошлом году кузбасский уголь поставлялся в страны восточной Европы и СНГ, то в этом году направление поставок угля резко изменилось и осуществляется в Азию и Китай». Напомним, что именно увеличение поставок кузбасского угля в Китай осенью прошлого года кузбасский губернатор Аман Тулеев назвал одной из возможностей для выживания угольной отрасли региона.

Представители железной дороги также отмечают активизацию угольных компаний при отправке грузов по экспортным направлениям. По данным Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги, среднесуточная отгрузка в июне составила 7,6 тыс. вагонов, что является достаточно высоким уровнем для летнего периода, когда увеличивается пассажиропоток и ведутся ремонтные работы на магистралях. За II квартал кузбасские железнодорожники отправили по стране и за рубеж 44,1 млн тонн угля, что на 3,4% больше, чем в прошлом году. Данные ЗСЖД подтверждаются и оценкой ситуации со стороны Восточно-Сибирской железной дороги. По данным, озвученным в десятых числах августа на Х конференции работников ВСЖД, на дорогу пошли транзитные грузы — прежде всего уголь. Только угольщики Кузбасса за июль 2009 года отгрузили своей продукции на 83% больше, чем в июле прошлого года. На Абаканском отделении Красноярской железной дороги со II квартала текущего года также отмечают значительное увеличение потока грузоперевозок. На КрасЖД связывают это с тем, что возросшие цены на уголь в юго-восточных странах заставили угольщиков Хакасии и Кузбасса направлять все сырье в восточном направлении.

В первую очередь стали искать выходы на новые восточные рынки компании, специализирующиеся на добыче коксующихся углей. Из-за разбирательства ФАС годичной давности практически все эти компании потеряли экспортные рынки, а кризис отнял у них и большую часть внутреннего рынка, ведь коксующиеся угли востребованы в первую очередь металлургами, которые также только сейчас начинают демонстрировать некоторый прирост объемов производства. Одной из первых угольных компаний, активно выходящих на восточные рынки, стала «Распадская». До кризиса ее продукцию закупали металлургические активы «Евраз Груп С.А.», но в сложных условиях «Евраз» решил спасать свою угольную компанию — «Южкузбассуголь», переориентировав свои меткомбинаты только на закупку угля этой компании.

По официальным данным компании, в мае «Распадская» начала процесс заключения контрактов через международные торговые компании для китайского рынка. Сейчас аналитики угольно-металлургического рынка говорят о том, что ЗАО «Распадская угольная компания» с сентября увеличивает отгрузочные цены на угольный концентрат до 1900–2000 руб. за тонну, а также наращивает поставки в Китай. В июле они уже возросли до 26–27 тыс. тонн (против 4–5 тыс. тонн в июне). Восточное направление оказалось эффективным и для группы «Кокс» (входит в «Промышленно-металлургический холдинг»). На шахтах «Кокса» («Романовская», «Владимирская» и «Участок «Коксовый»») добыча за первое полугодие 2009 года выросла на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. На данный момент подписан контракт до конца текущего года с компанией Metallurgy & Chemistry Products Ltd (ОАЭ) на поставку в Индию металлургического кокса в объеме до 50 тыс. тонн в месяц. В мае этого года «Кокс» уже заключил контракты на поставку металлургического кокса в Индию (через германского агента Romet Robstoff и транснациональную компанию Noble Resources PTE Ltd).

Снижение внутреннего спроса

Снижение добычи угля для разных компаний произошло неравнозначноеСреди тех, кто серьезно потерял в объемах угледобычи в первом полугодии, оказался и угольный дивизион «Мечела» — ОАО «Южный Кузбасс» (4 млн тонн). При этом снижение спроса на внутреннем рынке вынудило «Мечел» также искать дополнительные выходы на внешние рынки на восточном направлении. Если в I квартале компания увеличивала поставки угля и руды в Китай, а энергетического угля — в Европу, то уже во II квартале этого года «Мечел» для расширения сбыта углей «Южного Кузбасса» и «Якутугля» сосредоточился на направлении Северо-Восточной Азии. «Во II квартале нам удалось заключить ряд крупных долгосрочных контрактов с китайскими, японскими и южнокорейскими компаниями, что в ближайшее время позволит значительно увеличить загрузку мощностей по производству коксующегося угля и начать их восстановление до прежних, докризисных уровней», — заявил старший вице-президент «Мечела» Владимир Полин в своем официальном сообщении по итогам первого полугодия.

Аналитик «Брокеркредитсервиса» Олег Петропавловский полагает, что в условиях падения цен на российский уголь в Европе увеличение поставок в Азию, в том числе и в Китай, может серьезно помочь российским угольщикам.

При этом, по последним данным, за 2009 год Китай существенно увеличил закупку российского угля. Объем импорта данного вида топлива из России во II квартале этого года вырос более чем в 100 раз по сравнению с показателями трех последних лет. Ранее российский уголь поставлялся в основном в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, однако доля Китая в общем объеме была небольшой. Сейчас же эта доля увеличивается. В июне объем поставок российского угля в Китай составил 87 тыс. тонн. Стоит отметить, что увеличиваются закупки именно коксующихся российских углей (до 80% которых производится в Кузбассе).

Несмотря на то что многие компании показали серьезный спад по итогам прошедшего периода 2009 года, есть и те, кому удалось нарастить производственные показатели по сравнению с прошлогодними, докризисными. В числе таких можно назвать ОАО «ХК «СДС-Уголь» (входит в состав ЗАО «ХК «Сибирский Деловой Союз»), которое в январе–июле увеличило добычу угля на 11,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года (7,23 млн тонн против 6,5 млн тонн угля в январе–июле 2008 года). При этом компания поставила потребителям 7,7 млн тонн угля (больше, чем в январе–июле 2008 года, на 5%), задействовав и часть складских запасов. Однако в компании пока воздерживаются от комментариев, чем были обусловлены столь успешные на общем фоне показатели угольного дивизиона СДС.

Стоит отметить и тот факт, что в плане объемов меньше пострадали компании, специализирующиеся на добыче энергетических углей. Да, они потеряли из-за общего падения цен на угольном рынке (в 2–3 раза по сравнению с уровнем первого полугодия прошлого года), но внутренний рынок энергетических углей значительно меньше потерял в объемах, чем внутренний рынок коксующихся углей. Потребление электроэнергии, в том числе и вырабатываемой на угольных станциях, в первом полугодии 2009 года снизилось на 12% по отношению к аналогичному периоду 2008 года, тогда как в металлургии, использующей коксующиеся марки углей, падение производства составило от 25% до 70% по разным видам товарной продукции.

И снижение добычи угля для разных компаний произошло неравнозначное. К примеру, для «Кузбассразрезугля» (добывающего в основном энергетические угли), у которого годовой уровень добычи составляет около 50 млн тонн, падение в 2,4 млн тонн гораздо менее чувствительно, чем снижение добычи на 4 млн тонн за полугодие у «Южного Кузбасса», годовой объем добычи которого не превышает 20 млн тонн. Добыча угля на уровне прошлого года либо незначительный прирост объемов производства наблюдаются по большей части в компаниях, работающих на рынке энергетических углей, который меньше подвергся кризисным колебаниям. В частности, среди таких компаний можно назвать «СУЭК-Кузбасс» и Кузбасскую топливную компанию. Что же касается «Кузбассразрезугля», то в его объемах производства небольшую долю занимают коксующиеся угли, и снижение производства произошло именно по последней позиции, тогда как добыча энергетических углей осталась на прежнем уровне.

Энергетические угли поднимут спрос

Вместе с тем, по оценкам части экспертов угольного рынка, в ближайшее время ожидается рост спроса на энергетические угли в регионах Сибирского федерального округа. Связывают это в первую очередь с аварией, произошедшей в начале этой недели на Саяно-Шушенской ГЭС. По данным экспертов, в связи с аварией на станции, мощность которой 6,7 гигаватта (около четверти установленной мощности ОАО «РусГидро»), выработка энергии сократилась примерно на 2 гигаватта. Восполнять недостаток электроэнергии придется угольным и газовым электростанциям Сибири. В связи с этим угольщики — в частности, представители ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» — уже заявили о готовности увеличить объемы добычи топлива.

Вместе с тем, похоже, правительственные чиновники намерены не позволить угольщикам существенно повысить цены на топливо. Это дал понять во вторник министр энергетики РФ Сергей Шматко. В частности, он заявил о том, что повышение цены на электроэнергию в Сибири ожидается на уровне 5–7% из-за того, что дешевая электроэнергия Саяно-Шушенской ГЭС будет заменена более дорогой энергией производства электростанций, работающих на угле. Министр также пообещал, что Минэнерго будет вести работу «по недопущению необоснованного роста цен на энергорынке». Сколько же именно понадобится угля для того, чтобы возместить потери по электроэнергии от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, ни эксперты, ни угольщики пока сказать не могут. А соответственно, не прогнозируют и то, на какой именно объем увеличится внутренний рынок сбыта энергетических углей. Но в том, что это увеличение — пусть и недолговременное — случится, сами угольщики нисколько не сомневаются.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ