Евроремонт не по карману

Темпы роста рынка строительно-отделочных материалов до 2008 года исчислялись десятками процентов. Активное жилое строительство способствовало бурному росту гипермаркетов отделочных материалов. Сейчас этот рынок, как и многие другие, переживает спад оборотов. Лето принесло некоторое оживление, однако что будет после того, как сезон строительных работ закончится, участники рынка предпочитают не думать.

По данным аналитических компаний и участников рынка, с осени прошлого года рынок в целом «упал» на 25–30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как замечает аналитик исследовательской компании «Тайга.Research» Надежда Позднякова, объем продаж строительно-отделочных материалов снизился, но снижение было не таким сильным, как на рынке строительства. «Из-за уменьшения доходов населения покупка нового жилья сейчас стала менее доступна. Но в этом случае жители уделяют больше внимания ремонту уже имеющегося жилья», — полагает она.

Сейчас игроки отмечают сезонный подъем и стабилизацию по сравнению с началом 2009 года. Коммерческий директор компании «Стройкомплект» (розничная сеть «Большой ремонт», Кемерово) Андрей Колисниченко говорит, что это характерно как для розничного направления, так и для оптового. «Однако объемы продаж, конечно же, несопоставимы с объемами 2008 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот нашей компании снизился на 30%», — рассказывает он.

Не до шика

Несмотря на небольшие изменения в посещаемости магазинов строительно-отделочных материалов, участники рынка отмечают резкое снижение суммы среднего чека. Снижение покупательской способности игроки связывают с сокращением доходов населения, стагнацией на рынке недвижимости и кредитной политикой.

На большинстве розничных рынков покупатель перешел на более дешевую продукцию, а стремление сэкономить стало ведущим в потребительской мотивации. «В связи с этим максимальное падение продаж произошло в группах дорогих товаров. Например, все больше покупателей отдают предпочтение линолеуму, а не ламинату и тем более не паркету», — говорит Надежда Позднякова, добавляя, что это может в будущем способствовать укреплению позиций отечественных производителей, цены на продукцию которых выросли не так сильно, как на зарубежные материалы. Ценовое конкурентное преимущество может сыграть в их пользу, однако специалисты признают, что российские производители проигрывают по качеству и широте ассортимента зарубежным.

Аналитики компании Step by Step, изучающие отдельные категории отделочных материалов, приводят в пример рынок напольных покрытий, который до 2008 года характеризовался как весьма перспективный. Свидетельством тому было отсутствие на рынке отстающих компаний, практически все его сегменты развивались достаточно стабильно. Однако во второй половине прошлого года стабильная динамика этого рынка нарушилась. Также произошло снижение спроса на ремонтные услуги. Например, в категории линолеума отмечается снижение объемов выпуска, несмотря на то что, по ожиданиям аналитиков, он должен был сохранить свои позиции на рынке благодаря доступной цене и достаточно высокому уровню потребительских свойств. По прогнозам аналитиков, по итогам 2009 года снижение объемов выпуска линолеума может достигнуть 40%.

В более выигрышном положении — керамическая плитка, по которой снижение темпов роста производства прогнозируется на уровне 17%. На удивление, ламинату как одному из лидирующих материалов на рынке напольных покрытий пророчат наименьшее падение наряду с паркетом.

Кроме того, по наблюдениям участников рынка, покупатели стали тщательнее отслеживать цены на товар, «мониторить» их, покупая там, где дешевле, чаще отказываться от дополнительных услуг, предлагаемых магазинами.

Логичным продолжением этой тенденции может стать отток покупателей из супермаркетов строительно-отделочных материалов на рынки, однако представители современных форматов пока такой тенденции не заметили. По мнению начальника отдела маркетинга и рекламы ООО «Фирма «Феникс К» Евгении Бальчиновой (супермаркеты товаров для ремонта «Перестройка», оптовая торговля строительно-отделочными материалами) «уличные рынки» в Новосибирске как формат торговли развит плохо (по сравнению, например, с европейской частью России), поэтому в компании такую тенденцию не фиксируют.

Андрей Колисниченко уверен, что специализированный магазин, торгующий строительными и отделочными материалами в широком ассортименте, предоставляющий ряд услуг и сервисов, грамотную консультацию продавцов, — не конкурент рынку.

Другие игроки рынка полагают, что рынки сейчас, несмотря на стереотип, не дают максимального ассортимента и наиболее низкую цену, тогда как у специализированных сетей есть больше возможностей для получения более выгодных закупочных цен.

Ревизия на полках

Четко выраженные тенденции потребления — замещение импортного товара отечественным и смещение спроса в экономсегмент заставило участников рынка пересмотреть ассортиментную матрицу и списки поставщиков. Например, из ассортимента розничной сети «Большой ремонт» исключили товары класса люкс, практически вывели класс бизнес и сосредоточили основной ассортимент в суперэкономе, экономе и среднем сегменте. В оптовом направлении сократили позиции-«локомотивы», составляющие основу ассортимента «Стройкомплекта» (гипсокартон и комплектующие, сухие строительные смеси, линолеум, плитка, краска, керамогранит). Кроме того, из-за падения курса рубля сети заменили многие импортные товары на материалы отечественного производства.

Многие игроки занялись повышением доходности с квадратного метра торговой площади. В новосибирской сети строительно-отделочных материалов «СтройПапа» расширили ассортимент за счет увеличения группы хозяйственных товаров — посуды и домашнего текстиля. Несмотря на активную работу с поставщиками, многие сети испытывают проблемы с поставками. Директор ТК «СтройПапа» Елена Кухаревич подтверждает, что во многих сетях сейчас можно наблюдать пустующие полки и пробелы по некоторым позициям. Как правило, это связано с проблемой расчетов с поставщиками. В то же время она отмечает, что сейчас поставщики готовы идти на более гибкие схемы работы и на снижение цен, тогда как еще этой зимой многие из них работали только по предоплате.

Андрей Колисниченко также соглашается с существованием проблемы поставок. По его мнению, они во многом связаны с тем, что большинство поставщиков снизили поддерживаемые остатки, некоторые позиции хранят в минимальном объеме, когда поставщик работает под заказ. «Кризис затронул как продавцов, так и поставщиков, образовав некий замкнутый круг, когда в цепочке «производитель — поставщик — розничная сеть» каждый кому-то должен. Из-за этого в отношениях с поставщиками возникают проблемы, которые характерны не только для нашей сети. Тем не менее один из приоритетов работы нашей компании — это определение в процессе переговоров с каждым поставщиком схемы оплат и поставок», — говорит Колисниченко.

Проблемы с расчетами породили и тенденцию, когда производители или прямые поставщики сами выходят на розничного покупателя, предоставляя ему такую же цену, как и крупным оптовикам. По мнению менеджера оптовых и розничных продаж компании «Евросервис — ОМ» (реализация отделочных материалов) Ксении Коваленко, это ломает выстроенную логистическую цепочку и установившиеся ценовые отношения. «С одной стороны, такие производители и поставщики (например, на рынке сухих строительных смесей) теряют клиентов, работающих с конечным потребителем (как наша компания), а с другой — страдают сами, поскольку розничный покупатель совершает разовые покупки, в отличие от дистрибьюторов, с которыми налажены регулярные поставки, — утверждает госпожа Коваленко. — К тому же производитель не всегда может дать грамотную консультацию, и ассортимент его продукции ограничен. Тогда как дистрибьютор располагает полной информацией обо всех материалах по разным категориям».

Отказались от экспансии

Падение рынка не могло не сказаться и на планах развития его участников. Активно открывая крупноформатные магазины до 2008 года, многие планировали прирасти площадями, расширив и географию своего присутствия. Однако рыночная ситуация внесла в эти планы свои коррективы. Лидер новосибирского рынка DIY — компания «Домоцентр» (25 магазинов в Сибири) в 2009 году планировала построить гипермаркеты в Красноярске и Кемерове, но от этих планов отказалась. Также планы по открытию первого в Новосибирске магазина озвучивала и сеть «Бауцентр». Однако пока проект остановлен.

Одним из самых заметных открытий в Новосибирске с началом кризиса стало открытие магазина международной DIY-сети Leroy Merlin в ТЦ «Мега» в конце октября 2008 года.

Местная компания «Колорлон» в ближайшее время откроет гипермаркет площадью 10 000 кв. м в Бердске. Евгения Бальчинова отмечает, что в «Фениксе» планы скорректировали незначительно: «Закрытие магазина в январе этого года было плановым, скоро мы открываем новый магазин в другом месте».

Сеть «СтройПапа» в 2009 году рассчитывала прирасти еще тремя магазинами, однако с началом кризиса было принято решение отложить расширение до лучших времен и сосредоточиться на эффективности уже действующих объектов. Как отмечает Елена Кухаревич, закрытие некоторых магазинов строительно-отделочных материалов поспособствовало притоку покупателей в комплексах «СтройПапа» и увеличению продаж.

Впрочем, некоторые игроки, в частности, сеть «Большой ремонт», не исключают, что в случае положительных изменений в экономике компания продолжит дальнейшее развитие в регионе.

Как и многих других участников розничного рынка, «отделочников» волнует перспективная платежеспособность населения, особенно если учесть, что отделочные материалы не являются товарами первой необходимости. Текущий уровень спроса участники рынка оценивают как удовлетворительный, но его дальнейшее сокращение, по словам Евгении Бальчиновой, будет уже фатальным для многих игроков рынка. Кроме того, есть риск начала «ценовых войн» — игры на понижение цен, снижение наценок.

Строить долгосрочные прогнозы участники рынка не берутся, однако признают, что в этом году снижение объемов продаж будет продолжаться, и по оценкам Андрея Колисниченко, рынок сузится по отношению к 2008 году как минимум до 40%. Все это заставляет игроков сконцентрироваться на борьбе с издержками, сохранении завоеванной доли рынка и поиске новых маркетинговых ходов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ