Атака на губернатора

11 июня губернатор Алтайского края Александр Карлин заявил, что ему известно: за развернутой в последние недели против него информационной кампанией «с применением грязных технологий» стоят оппоненты главы края внутри региона. И сам губернатор, и местные наблюдатели связывают старт информационной войны с приближающимся решением вопроса о продлении полномочий главы региона. А в том, что против губернатора ведется антирекламная кампания, не оставляют сомнения ее методы, в том числе даже такой устаревший прием, как «война рекламных билбордов», активно использовавшийся в политике конца 90-х. По мнению губернатора, создавая негативный информационный фон, его оппоненты пытаются отвлечь внимание федеральной власти от собственных прегрешений, за которые предстоит «ответить перед законом».

На текущей неделе жителям и гостям Барнаула, проезжающим по единственной дороге, ведущей из аэропорта в город — Павловскому тракту, — бросались в глаза большие рекламные билборды с изображением стрелы, указывающей на карту Алтайского края. На стрелке — крупная надпись: «Неэффективный руководитель?». Таким образом, у проезжающих создается впечатление, что авторы рекламы как бы ставят под сомнение вопрос эффективности руководителя региона.

Только при тщательном рассмотрении на билборде можно разглядеть и некрупную надпись внизу плаката: «В июле состоятся бизнес-тренинги Владимира Орлова», а также адрес сайта в Интернете: www.orlovbiztaining.ru. Попытки корреспондента «КС» найти сайт с таким доменом в Интернете ни к чему не привели. Размещены плакаты были рекламным агентством «Проспект». На вопрос корреспондента «КС», как можно получить хотя бы телефон организаторов бизнес-тренингов, руководитель агентства «Проспект» Наталья Сурилова отметила, что «никакой информации об организаторах тренингов, кроме той, что на плакате», у нее нет, а дать координаты агентства или клиента, выкупившего рекламные площади, она не может, поскольку эта информация является «коммерческой тайной».

Ряд опрошенных «КС» местных наблюдателей в один голос предположил, что место размещения плакатов — по пути из аэропорта — не случайно. По данным, которые уже подтверждают в администрации края, в ближайшее время Алтай планируют посетить премьер-министр России Владимир Путин и члены правительства.

Впрочем, начиная с середины мая в регионе участились странные информационные акции, главным героем которых становился алтайский губернатор. Так, редакции алтайских СМИ на свои электронные адреса неоднократно получали сообщения, якобы присланные от имени Александра Карлина. В них губернатор сам себя уличал в коррупции, заявлял об отставке с поста главы региона и даже приглашал посмотреть видеоролик о своей встрече с Владимиром Путиным, в котором звучала резкая критика в адрес губернатора. К этому же ряду, видимо, относятся и публикации на сайте www.compromat.ru и в других СМИ, которые стали появляться с 20-х чисел мая.

Из окна автомобиля непросто воспринять рекламную информацию о загадочных бизнес-тренингах, зато создается впечатление, будто на Алтае что-то не так с руководителемНа Алтае связывают старт антигубернаторской информационной кампании с процедурой переназначения главы региона. Напомним, 26 мая полпред в СФО Анатолий Квашнин, направил на рассмотрение президенту России список из двух фамилий: Александра Карлина и его заместителя Бориса Ларина. «Мы имеем дело со «спецпроектом», целенаправленной информационной кампанией. Во-первых, видны существенные финансовые затраты на ее проведение: используются разные, в том числе и дорогостоящие носители, привлечены высокопрофессиональные (а значит, хорошо оплачиваемые) специалисты. Во-вторых, используются известные политтехнологии, применяемые обычно в избирательных кампаниях, когда кандидата хотят скомпрометировать. В-третьих, понятно, против кого и почему именно сейчас развернута эта кампания: действующий губернатор находится в процессе переназначения. Могу предположить, что заказчики кампании, видимо, рассчитывают на то, что окончательное решение по Карлину в Кремле еще не принято, и пытаются переломить ситуацию. Возможно, среди них есть те, кто имеет виды на кресло губернатора Алтайского края, либо действует по принципу «лишь бы не Карлин!» — считает директор Алтайской школы политических исследований, профессор Юрий Чернышов.

Алтайский политолог при этом напоминает недавнюю ситуацию в Иркутской области, когда в качестве кандидата на пост губернатора президент неожиданно предложил фигуру не из списка полпреда в СФО Анатолия Квашнина, а сенатора Дмитрия Мезенцева — выходца из Санкт-Петербурга. Кстати, ряд опрошенных «КС» наблюдателей не исключил того, что интересы местных оппонентов губернатора могли совпасть с интересами неких персон, которые извне региона проявляют интерес к креслу губернатора Алтая.

В заказном характере информационной кампании не сомневается и лидер алтайских «единороссов», глава Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю Борис Трофимов. По его словам, в адрес возглавляемого им фонда также приходили разного рода письма якобы от имени губернатора: «Все это спланированная трусливая провокация, чей-то заказ. Даже билборды знали где поставить. Факты, приводимые в публикациях, не просто тенденциозны, они ошельмованы. Краевое отделение «Единой России» пока никаких контрмер не предпринимало, несмотря на то что кампания направлена против члена президиума региональной парторганизации. Губернатор прибыл на Алтай после ряда командировок лишь 10 июня, и на ближайшей встрече с ним мы обсудим эту ситуацию», — заявил Трофимов «КС», но при этом не стал делать предположений, кто может являться заказчиком такой акции.

Более конкретен в своих предположениях руководитель фракции «Справедливая Россия» в региональном парламенте Александр Мастинин: «Это, безусловно, спланированная кампания, и я даже могу предположить, что ее заказчики всем хорошо известны на Алтае. Это оппоненты Александра Карлина в лице ряда коммерческих структур и мэрии Барнаула, которые деструктивно вели себя все четыре года работы губернатора и всегда для этого прибегали к услугам СМИ. Эти силы уже поняли, что Александр Карлин остается на следующий срок, и теперь идут ва-банк: пытаются напоследок хоть чем-то насолить ему, дестабилизировать ситуацию, выбить Карлина из седла, заставить его сделать ошибку. Для них это особенно важно накануне визита на Алтай премьер-министра России Владимира Путина», — уверен Мастинин.

Напомним, что «КС» неоднократно описывал перипетии противостояния Александра Карлина с приближенными к мэрии Барнаула бизнес-структурами, в том числе ФПГ «Сибма». Отличительной чертой этого конфликта был его латентный характер: открытых обвинений с озвучиванием имен никогда не звучало ни от одной из сторон. В то же время этот конфликт все четыре года губернаторства Карлина во многом определял политическую повестку дня Алтая. Глава ФПГ «Сибма» влиятельный бизнесмен Анатолий Банных стал основным оппонентом главы региона и своего рода магнитом для тех, кого так или иначе не устраивала политика Карлина, проводимая в крае. Напомним, 9 января текущего года Анатолий Банных оказался одним из немногих выживших после авиакатастрофы в горах Республики Алтай вертолета Ми–8 с высокопоставленными федеральными чиновниками на борту. В той катастрофе погиб полпред президента в Госдуме РФ Александр Косопкин. По факту катастрофы заведено уголовное дело.

11 июня на пресс-конференции Александр Карлин, отвечая на вопрос корреспондента «КС», дал оценку информационной кампании против себя: «Это организуют люди, которые должны в ближайшее время ответить перед законом со всей строгостью за все, что они сделали. А для того чтобы отвести внимание от себя, они устраивают (в адрес губернатора. — «КС») то, что они устраивают. Совершенно понятно, что период сейчас для этого интересный: полномочный представитель президента в СФО Анатолий Квашнин внес кандидатуры (на пост губернатора края. — «КС») для рассмотрения их президентом. Кое-кто считает, что это самый благоприятный период для того, чтобы работать по грязным технологиям. А это классический пример грязных технологий. Я надеюсь, что решение будет принято [президентом] объективно. С любым решением я по определению согласен. Но мне хотелось бы выразить надежду и уверенность в том, что попыткам манипулировать в этой ситуации будет тоже дана достойная оценка».

Прямая речь

Насколько эффективна «баннерная война»?

Дмитрий Орешкин,
политолог, г. Москва:

— «Баннерная война» — от скудости воображения. Хочется что-то сделать, а что — непонятно. Целевая аудитория вполне ясна — это один человек. Его зовут Владимир Владимирович Путин. У нас в Москве такая же «баннерная война» вдоль Кутузовского проспекта и вдоль Рублевского шоссе, по которым ездит начальство. Поэтому там в свое время были и антилужковские, и пролужковские картинки. Когда боролись с толлингом, тоже вывешивали баннеры вдоль Кутузовского проспекта с целью повлиять на лиц, принимающих решения. Но у этих лиц шкура, как у бегемота, и их такими средствами не пробьешь. Кадровые решения принимаются закулисно, учитывают баланс реальных политических сил в регионе. Назначают того человека, который нужен кому-то наверху. Там либо группа Сечина (вице-премьер правительства Игорь Сечин. — «КС») своего человека хочет продавить, либо группа Медведева. Идет конкуренция.

В данном случае взяты средства из репертуара 90-х годов, когда были выборы и смысл влиять на общественное мнение. Используют автоматически, понимая, что КПД у этой акции всего 2%. Да, кто-то в Москве может говорить: «А вы знаете, что весь регион завешен антикарлинскими картинками, и это значит, что губернатор не контролирует ситуацию, как минимум?» Но точно так же можно сказать, что это значит: он допускает в регионе другую точку зрения.

Алексей Мухин,
гендиректор Центра политической информации, г. Москва:

— То, что мы видим, — атака баннеров — это внешняя часть аппаратной борьбы, которая развернута за пост главы региона. Но «баннерная война» в регионе абсолютно неэффективна, потому что решения принимаются в федеральном центре. Сейчас у президента есть две схемы по выдвижению кандидатов в губернаторы: полномочным представителем и партией, получившей большинство в региональном парламенте. Данная «баннерная война» едва ли может повлиять на решение президента или премьера.

С учетом того как тандем действует и работает, можно предположить, что решения принимаются коллегиально. Поэтому я понимаю, расчет делается на то, что премьер приедет и увидит: не все спокойно в королевстве, — и затем сможет повлиять как-то на решение президента. Но в данном случае это вряд ли сработает, потому что Владимир Путин в большей степени отдал на откуп Дмитрию Медведеву назначения региональных глав, за редким исключением.

Надежды на то, что федеральные каналы покажут этот креативный ход и Дмитрий Анатольевич [Медведев], который очень любит смотреть телевизор и просматривать Интернет, изменит свое мнение, мало. Видимо, заинтересованные группы и лица используют все возможности для доведения информации до верховной власти. Я думаю, здесь эксплуатируется большая любовь президента к Интернету, но она преувеличена СМИ.

Станислав Белковский,
президент Института национальной стратегии, г. Москва:

— Сегодня решения принимает скорее Медведев, чем Путин. Поэтому перед визитом Путина развешивать баннеры, наверное, не имеет смысла. И как показал иркутский прецедент, ни полпред, ни партия «Единая Россия» не могут на это решение повлиять. Баннерные технологии на сегодняшний день неэффективны, так как механизмы принятия решения сегодня не восприимчивы к такого рода методам пропаганды. Они скорее свидетельствуют об инерции мышления тех людей, которые в финансово-промышленных группах отвечают за политические, лоббистские вопросы. Эти специалисты воспроизводят технологии, которые были эффективны максимум до середины нынешнего десятилетия, считая: то, что работало вчера, будет работать и сегодня. А кроме того, под эти технологии постоянно выделяются крупные бюджеты, от которых соответствующие лица никогда не отказываются.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ