Кому в кризис жить хорошо

Когда корабль тонет, ко дну он идет постепенно, оставляя на поверхности часть палубы. Очевидно, что и в экономике, стремящейся к некоему мифическому дну, от которого начнется новый рост, не все отрасли ощущают глубину одинаково. Представители некоторых секторов хозяйственной деятельности, несмотря на общие проблемы, чувствуют себя относительно спокойно. Опираясь на мнения аналитиков и участников рынка, «КС» попытался выделить эти успешные сегменты.

В методике определения отраслей, менее пострадавших от кризиса, редакция «КС» опиралась на несколько критериев. Первый — финансовая благонадежность, привлекательность той или иной отрасли в неформальных банковских рейтингах. Вторым критерием логично выступает инвестиционная деятельность компаний — развитие ранее начатых проектов без существенных корректировок. Третьим фактором «КС» выделил кадровую политику — сохранение персонала, продолжение программ по обучению и подбору персонала, поддержание уровня зарплат и выплату бонусов. Опираясь на указанные и другие смежные факторы, многие аналитики сходятся в своих оценках ситуации на рынке.

Банковский интерес

С точки зрения банкиров, для выделения наиболее стабильных отраслей важно оценивать платежеспособность той или иной сферы бизнеса. Впрочем, как в неофициальной беседе говорят представители банков, в каждой отрасли есть передовики и отстающие, и неправильно однозначно делить отрасли на лучшие и аутсайдеров.

Директор Урало-Сибирского территориального управления — представительства ОАО «АКБ «РОСБАНК» в Красноярске Вячеслав Шабайкин, говоря о тех, кому в кризисное время живется лучше, в первую очередь называет государственный сектор экономики. «Это касается не только институтов власти, но и бизнеса, получающего заказ на выполнение работ от государства. Это химическая промышленность, строительство дорог, индустрия Минобороны. Доходы такого бизнеса гарантированы бюджетом». Вячеслав Шабайкин отмечает также, что банки сейчас готовы кредитовать предприятия, работающие в сфере новейших технологий, в первую очередь — компании, задействованные в сфере нанотехнологий, химической промышленности. «В Сибири такие предприятия есть, и их нужно поддерживать. Что же касается компаний малого и среднего бизнеса, то, к сожалению, большая часть их занята в сфере услуг, а не производства. Именно поэтому большинство из них не выдержало кризиса. Эти компании жили исключительно по принципу «купил за три рубля — продал за пять». Причем большинство из них было «завязано» на импорт, и как только изменились ценовые условия на рынке, связанные с девальвацией рубля, они и пострадали», — говорит Шабайкин.

Впрочем, все опрошенные «КС» эксперты сходятся во мнении: нет неуспешных отраслей — есть неудачная модель ведения бизнеса в отдельных компаниях. Те компании, в которых не произошли своевременные изменения, сегодня в полном объеме испытывают воздействие кризиса. В таких компаниях в I квартале этого года вынужденно отказались от развития и внедрения инвестиционных проектов.

Список счастливчиков

Ситуация на рынке показывает, что наиболее стабильными в нынешних условиях оказались такие отрасли, как пищевая промышленность, IT, медицина и фармация. На предприятиях этого сектора сохраняется инвестиционная активность, именно в этих отраслях компании смогли мобильно отреагировать на новые экономические условия и предложить продукты, востребованные на рынке именно сейчас.

«Мы не свернули инвестиционную деятельность. Без изменений остались наши планы по открытию в начале 2010 года склада в Туле, идет своим чередом и строительство фабрики там же, — говорит директор по развитию бизнеса мороженого компании «Инмарко» Дмитрий Докин. — Никакого планового сокращения персонала у нас не было. Более того, учитывая намерение наращивать продажи в центральных регионах России, мы сейчас даже набираем сотрудников. Считаем, что сезон 2009 года окажется на уровне 2008-го. Если падение произойдет, то очень незначительное».

 Компании, способные мобильно реагировать на изменение запросов целевой аудитории, остаются эффективными и в период кризисаДиректор Сибирской продовольственной компании (входит в состав холдинга «Российские мясопродукты») Ирина Макарова также подтверждает, что, судя по продажам холдинга РМП, включая Сибирскую продовольственную компанию, серьезного влияния кризиса пока не видно. Объем продаж по результатам I квартала этого года сохраняется на уровне I квартала прошлого года — около 10 тыс. тонн. «В целом по итогам 2009 года мы не ожидаем существенного падения спроса на нашу продукцию, — говорит Ирина Макарова. — Как и большинство предприятий, мы вынуждены были скорректировать свою стратегию развития с учетом влияния финансового кризиса. В первую очередь это выразилось в снижении инвестиционной активности и концентрации своих усилий на повышении текущей эффективности бизнеса. Но по мере стабилизации ситуации на рынке, чего можно ждать уже в ближайшее время, мы начнем формировать прогнозы и инвестиционные планы на послекризисный период». Руководитель по внешним связям по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку ОАО «Вимм-Билль-Данн» Антон Калтыгин также говорит, что в этом году продолжается технологическое развитие компании, и под воздействием экономических факторов оперативно запускаются «антикризисные» проекты. Например, буквально на днях в Новосибирске было начато производство «экономичного» пастеризованного молока в пластиковом пакете «фин-пак», ожидаются и другие технические инновации и новые продукты, которые вполне подойдут под определение «антикризисные». «Несколько серьезных инвестпроектов в регионе компания завершила в 2008 году. Это полная реконструкция завода «Назаровское молоко» в Красноярском крае, запуск крупнейшего за Уралом производства кисломолочного детского питания «Агуша» в Омске, расширение производства соков в Новосибирске и несколько других. Правда, я не готов говорить, что такова ситуация во всей отрасли: «Вимм-Билль-Данн» — лидер рынка, и другие компании, возможно, не в состоянии продолжать развитие в условиях экономического спада. Но возможность стабильно работать, с учетом сохранения спроса, наверное, есть у большинства предприятий», — отмечает Калтыгин.

С тем, что компании, способной мобильно реагировать на изменение запросов целевой аудитории, проще сохранить эффективность, соглашается и руководитель службы повышения эффективности и стратегии «Сибирского Берега» Сергей Белобородов. «Сейчас, по прошествии трех кварталов (после того как отчетливо проявились кризисные явления), мы можем говорить, что наши объемы производства кардинально не изменились, более того, в этом году мы планируем увеличить производство сухариков. В последние полгода в компании изменился сам подход к затратам, — комментирует Сергей Белобородов. — Мы стали лучше контролировать свой бизнес, тщательнее проанализировали сметы затрат, изначально отказались от неэффективных мероприятий. Но мы не снижаем издержки в отношении персонала или продуктов, эти блоки остались почти без изменений, а занимаемся повышением эффективности операций. Проводя политику оптимизации внутри компании, сокращая собственные издержки, мы получили дополнительные средства для погашения кредитов. Сейчас продолжается консолидация рынка снеков, остаются только сильнейшие игроки. Причем это будут не обязательно крупные компании, а те, что занимаются своей эффективностью. Эти процессы проистекали и раньше, а кризис, как ему свойственно, акцентировал на них внимание и придал им ускорение».

Сохраняет активность и IT–рынок, хотя его игроки с большей осторожностью рассуждают о стабильности отрасли, предпочитая не делать долгосрочных прогнозов. По словам главы Новосибирского представительства Sun Microsystems Анастасии Близнюк, IT-бизнес в любом случае активно функционирует, потому что потребность у заказчиков существует в любые времена. «Они могут ограничить себя в чем-то, но острые нужды все равно есть, у каждого они свои, — говорит госпожа Близнюк. — Поэтому компании пытаются расширять круг своих клиентов, пока еще тратятся уже согласованные заранее бюджеты, особенно в государственном секторе, так что работникам ИТ всегда есть чем заняться». Надо отметить, что, по оценкам аналитиков, российский рынок ИТ-услуг демонстрирует некоторые признаки восстановления, по крайней мере в некоторых нишах, к которым, в частности, относится сегмент, основанный на технологиях Microsoft.

Одной из стабильных отраслей опрошенные «КС» эксперты называют и фармацевтику. Генеральный директор ОАО «Катрен» (дистрибьютор лекарств) Леонид Конобеев подтверждает некоторую стабильность, отмечая, что компания не набирает сейчас новый персонал, но лишь по одной причине — штат укомплектован, и текучки нет. «Но мы никого не увольняем и зарплату не сокращаем. Мы — растущая компания», — говорит Конобеев.

Однозначно «растущими» на фоне кризиса компаниями стали и представители малого бизнеса, оказывающие юридические услуги и услуги консалтинга в области финансов. Одна из причин — возрос спрос на дела, связанные с неплатежами, увеличились процессы банкротств, слияний и поглощений. Впрочем, сами юристы отмечают, что однозначно говорить о «времени икс» для их отрасли нельзя. Работы стало больше, а платежная дисциплина клиентов существенно снизилась. Председатель совета директоров Сибирской межбанковской валютной биржи Александр Лубенец полагает, что наряду с юристами неплохо чувствуют себя коллекторские агентства, спрос на услуги которых в кризис всегда растет. «Увеличивается спрос и на кадровые агентства. За счет тарифа имеют возможность не снижать уровень своих доходов энергетики, нефтяники и газовики», — считает он.

Куда пойти работать

Несомненно, кадровая политика предприятия является объективным показателем благополучного или затруднительного положения той или иной отрасли. В марте этого года компания AVANTA Personnel подвела итоги обзора кадровых политик и заработных плат в сфере производства и логистики. Общий вывод, который напрашивается при изучении результатов исследования: наиболее стабильно сейчас себя ощущают предприятия, производящие товары народного потребления. Это видно и по объему вакансий, и по возможностям компаний, работающих в этой сфере. Большинство из них не отказалось от программ обучения и развития персонала. Что же касается объема высвобождения персонала, то и производственники ТНП не избежали сокращений на предприятиях. В большинстве компаний пищевой отрасли кадровая политика во многом зависит от оптимизации производства, автоматизации или перевода сотрудников на более эффективные участки. Как отмечает Ирина Макарова, кадровые перестановки происходят в компании, независимо от того, есть кризис или нет. Компания и сейчас привлекает новых сотрудников, если в этом есть необходимость. «Конечно, мы вынуждены были отказаться, к примеру, от дорогостоящего внешнего обучения, заменив его внутренним. Однако на предприятии разработана и действует система мотивации, в основе которой — результаты работы каждого сотрудника, и отказываться от нее в период кризиса или корректировать зарплаты мы не планируем», — говорит госпожа Макарова. По словам менеджера по маркетингу и связям с общественностью AVANTA Personnel Гаянэ Балян, в основаниях для индексации зарплаты в последнее время произошли весьма заметные изменения — акценты сместились от рыночной конъюнктуры в сторону таких факторов, как результаты деятельности и возможности компании. А Сергей Белобородов рассказал, что в прошлом году компания не выплачивала годовой бонус и отказалась от части льгот и премий, но уже сейчас, по его словам, можно говорить о стабилизации ситуации с бонусами. В течение 2009 года возможность для развития могут получить те отечественные предприятия, которые испытывали конкуренцию со стороны иностранных поставщиков. Поэтому именно компании этих отраслей в ближайшее время будут не только иметь стабильное положение, но и показывать положительную динамику, а значит, могут считаться привлекательными как для финансовых институтов, так и для специалистов, ведущих поиск работы.

Отрасли, в наименьшей степени пострадавшие от кризисных явлений

по мнению кадровых агентств:

компании пищевой отрасли; IT-компании; негосударственные медицинские учреждения и производители фармацевтических препаратов.

по мнению финансовых аналитиков:

предприятия государственного сектора экономики; компании пищевой отрасли; компании, производящие импортозамещающую продукцию.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ