Практикум: С чего начать новый проект?

Актуальность представительства любой компании в Интернете сегодня крайне высока. Низкая себестоимость, практически неограниченные возможности передачи информации и широчайшая аудитория делают Интернет наиболее привлекательной площадкой для продвижения. Практические советы о том, как правильно построить работу с web-студией, дал руководитель проектов «Март-Дизайн» Антон Белов, а об извлечении прибыли из готового сайта рассказал директор по развитию ArtStyle Group, директор по маркетингу Российского интернет-форума Алексей Раменский.

Сначала контент, потом дизайн

Антон Белов:

— В первую очередь большинство клиентов задает вопрос о том, сколько будет стоить сайт. При этом, к сожалению, далеко не каждый заказчик действительно представляет себе, какого результата желает добиться. Поэтому не стоит ожидать от web-студии даже приблизительной оценки без четкой постановки задачи.

Тем не менее, чтобы хоть как-то ответить клиенту, специалисты web-студии пытаются для начала спроектировать сайт. На этапе проектирования важно никогда не позволять себе ценовых вилок и отвечать заказчикам, что окончательная стоимость будет сформирована только после того, как сложится адекватное представление о том, что же мы все-таки собираемся сделать. Следует четко определить концепцию, технические характеристики, функциональность сервиса и так далее.

Заказчики порой считают, что техническое задание (ТЗ) на самом деле требуется только разработчикам, и поэтому часто говорят: «Нам техническое задание не нужно, мы и так знаем, чего хотим». Однако ТЗ все-таки необходимо. По двум причинам: во-первых, это детализация того, что будет делать разработчик, а во-вторых, это закрепление договоренностей. Последнее намного важнее для клиента и для разработчика. Часто возникают моменты, когда встает вопрос: «Почему же мы решили сделать именно так?» — и на этот вопрос в голове у разработчиков и клиентов есть разные ответы. Разработчики делают обычно как проще и так, как им кажется правильным, а клиенты на самом деле совсем другое имели в виду. Но поскольку в процессе основные параметры нигде не закреплены, то вопрос решается каждой из сторон самостоятельно, и возникают разногласия. Для того чтобы эти моменты скомпилировать в одно общее представление, важно детально прописывать техническое задание. Когда вы делаете сайт, нужно всегда иметь четкое представление, какие бизнес-задачи вы решаете. Дизайн, по большому счету, напрямую зависит только от того, чего вы хотите этим сайтом добиться.

Заказчики нередко допускают еще одну ошибку, когда говорят: «Вы — прекрасная студия, я посмотрел ваше портфолио. Мне очень нравится ваш стиль, однако, честно говоря, я хочу сэкономить и предложить следующий вариант: вы нарисуете картинки, а наш системный администратор сверстает остальное». Эта ошибка имеет две основных причины — уже озвученное выше желание сэкономить и стереотип о том, что дизайн — всего лишь набор элементов художественного оформления. Дизайн заключается не только в рисунках и макетах, но и в содержательной части, и в функционале.

Дизайн — это прежде всего содержание. Если нет содержания, то нет и формы. Поэтому условием начала работы над проектом в нашей студии является то, что мы получаем 100% контента перед началом проектирования.

Отсюда вытекает еще одно правило, уже для разработчиков сайтов: старайтесь делать свои проекты от начала до конца для того, чтобы вам не было стыдно за результат. Соответственно, клиентам хочется порекомендовать следующее: лучше отдавать работу в одни руки.

Где взять прибыль?

Алексей Раменский:

— В создание сайтов за всю историю Интернета было вложено много денег, при этом очень мало инвестиций вернулось. Треть «Яндекса» была куплена за $5,8 млн. Эти деньги инвесторам вернулись: до кризиса «Яндекс» хотел выйти на IPO при цене компании $5 млрд. Это, безусловно, положительный пример.

С другой стороны, есть аналогичный поисковый проект «Рамблер», появившийся на год раньше «Яндекса» и по трафику и другим показателям опережавший «Яндекс» в первые три года. Рейтинг «Рамблера» до сих пор довольно высок, однако это не помешало пяти разным владельцам, возглавляющим данный проект, «вливать» туда по очереди деньги, не получая их обратно.

Времена сильно поменялись, и с тех пор уже был один бум и крах интернет-проектов — вначале в Штатах, а потом и в России. Но, похоже, никто так ничему и не научился.

Очень большой поток людей пытается сделать что-то в области интернет-проектов. Само определение слова «стартап» размыто, поскольку, когда африканский фонд Napster покупал Mail.ru, для них это тоже был «стартап», хотя сумма сделки оказалась в районе 300 миллионов долларов.

Именно сейчас, когда уволено много разработчиков, на рынке появляется огромное количество свежих «стартапов». Моя личная база насчитывает более 600 проектов за последние полгода. Многие «стартапы» проваливаются, однако это не мешает разработчикам пробовать снова и снова и в итоге добиваться успеха, если они достаточно целеустремленны. Например, в Новосибирске есть около 30 городских сайтов, и это все «стартапы».

Существует хороший механизм увеличения трафика сайта (а следовательно, и прибыли от него) при помощи поддержки из оффлайна. Например, у вас есть авторынок «Столица», и вы сделали к нему сайт amobil.ru. Трафик на этом сайте появляется не потому, что он сам по себе хорош, а потому, что там размещаются все объявления авторынка «Столица». Нельзя сказать, что трафик заемный, — есть партнер из оффлайна, который этот трафик генерирует. С его помощью вы монетизируете свой ресурс.

Сайт с самой большой длиной сессии, который одновременно считается прорывом года, — «Вконтакте.ру» — глубоко убыточен. YouTube, купленный за $1,65 млрд два с половиной года назад, сейчас не может найти себе покупателя на 200 миллионов. Google вложил в проект $6 млрд. Даже самые замечательные сайты могут иметь проблемы с монетизацией, поэтому при инвестировании средств в проект нужно особенно хорошо продумывать каналы возврата инвестиций, потому что универсального рецепта нет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ