«Утверждение Юрченко станет «точкой невозврата»»: академики Юрий Шокин и Михаил Федорук рассказали о текущем состоянии дел в ФИЦ ИВТ

«Континент Сибирь» продолжает следить за конфликтом в федеральном исследовательном центре информационных и вычислительных технологий (ФИЦ ИВТ), который, к сожалению, пока далек от завершения. Напротив, ряд последних решений нового руководства ФИЦ ИВТ может повысить градус напряженности и иметь негативные последствия в дальнейшем. Прокомментировать ситуацию для нашего издания согласились научный руководитель ФИЦ ИВТ, академик РАН ЮРИЙ ШОКИН и ректор НГУ, главный научный сотрудник ФИЦ ИВТ, академик РАН МИХАИЛ ФЕДОРУК.

– Юрий Иванович, насколько я понимаю, Вы, наконец, вышли из отпуска, в который Вас направили чуть ли не принудительно, и смогли приступить к работе?

Юрий Шокин: – Все оказалось не так просто. В первый же день вместо ключей от моего кабинета на вахте мне выдали приказ об определении нового рабочего места. Мой помощник побывал там – пустой кабинет, стоит стол, стул, и все. В прежнем кабинете остались мои личные вещи, включая мебель, купленную за свой счет, библиотека в несколько тысяч томов, которую я собрал за много лет и которой пользуюсь для своей научной работы. Все это теперь мне недоступно. Ну и видимо, чтобы уколоть побольнее, в тексте приказа врио директора Андрей Юрченко гордо указал свою должность и кандидатскую ученую степень, но «забыл» написать, что я – академик РАН и научный руководитель института. Просто – «Шокину Юрию Ивановичу определить рабочее место в кабинете 511». Мелочно, конечно, но, вроде как, отомстил за критику в свой адрес с моей стороны. Ну ладно я, в конце концов, но если Юрченко так поступает с научным руководителем института, своим учителем, то какого отношения ждать от этой команды обычным научным сотрудникам. И они это тоже понимают, что еще больше ухудшает атмосферу внутри коллектива.

Юрий Шокин. Фото с сайта СО РАН

Михаил Федорук: – Меня удивляет, что речь идет о человеке, который закончил НГУ, и значит, должен понимать, как работает академическая наука, что такое научные школы и какую роль в них играет преемственность поколений, каковы, наконец, этические стандарты, принятые в академическом сообществе.

обвинение
Врио директора ФИЦ ИВТ обвинил видных ученых СО РАН в экстремизме и госизмене

– В некоторых интервью Юрченко описывает сложившуюся ситуацию, как борьбу молодых и энергичных ученых с косностью и консерватизмом старшего поколения с целью дальнейшего развития института.

М.Ф.: — Начнем с того, что, например, самому Юрченко уже хорошо за сорок, да и остальные члены его команды не так уж молоды. Другое дело, что их научный багаж, скажем так, намного скромнее, чем у того старшего поколения, с которым они борются. Но я бы не отнес это к достоинствам. Да и, повторю, академические традиции, обеспечивавшие уважаемое место нашей науки в мире, опираются на преемственность поколений, а не на войны «отцов и детей». Да, бывает, что какой-нибудь аспирант считает, что научный руководитель ему мешает, не дает развернуться. Обычно это проходит вместе с взрослением, когда вчерашний студент вырастает в полноценного ученого, то понимает, что произошло это во многом благодаря влиянию и руководству своих учителей. И странно видеть такой юношеский максимализм у человека, претендующего на пост руководителя научного института.

Ю.Ш.: – Я в его возрасте уже был членом-корреспондентом Академии наук, а врио директора никак не может дойти до защиты докторской диссертации. И он понимает, что его результаты в науке не самые впечатляющие, видимо, поэтому окружает себя соответствующими кадрами. Это заметно и по новому составу Ученого совета, утвержденному другим приказом в тот же день.

– А что там не так?

М.Ф.: — В институте работает тридцать с лишним докторов наук, специалистов с достойными научными результатами. Но определять научную политику ИВТ, судя по составу этого Ученого совета будут не они, а другие люди.

Ю.Ш.: — Мы с Михаилом Петровичем не говорим, что новые члены Ученого совета – плохие люди, но насколько они компетентны именно в области информационных и вычислительных технологий? Например, новый руководитель Бердского филиала Александр Трушакин – кандидат экономических наук, в прошлом – офицер вооруженных сил. Яков Ракшун – кандидат физико-математических наук, до того работал в Институте ядерной физики. Это уважаемый институт, но там проводят исследования в совсем другой области наук. У Максима Свириденко – диплом экономического факультета НГУ и, кажется, вообще нет научной степени. Он, конечно, сменил за свою жизнь много мест работы, но само по себе это не делает его экспертом в области, в которой работает институт. Ольга Гиниятуллина – кандидат технических наук, но она ранее работала просто научным сотрудником, затем ушла в отпуск по уходу за ребенком, а теперь ее оттуда вызвали и поставили руководить большим Кемеровским филиалом. То, что она показала себя хорошим ученым на своем месте работы, не гарантирует, что она окажется хорошим руководителем.

Игорь Бычков

Академик РАН Игорь Бычков: «Мы высказали обоснованную тревогу за судьбу Института вычислительных технологий»

– Опыта, возможно, и не хватает, но, по словам представителей команды Юрченко, они активно подают заявки на участие в разных грантовых конкурсах и тому подобное. Может это сработает?

М.Ф.: – Понимаете, главное – это не заявиться на конкурс, а выиграть его, и потом еще и выполнить проект по гранту, чтобы в следующий раз не оказаться «за бортом» конкурса. А вот с этим пока у врио директора и его команды особых прорывов не наблюдается. Много и громко говорили про Климатический центр, а когда дошло до реализации этого проекта, наступила странная тишина.

Ю.Ш.: – Есть и более печальные примеры. В прошлом году ИВТ вошел как соисполнитель в стомиллионный грант, полученный Институтом экономики и организации промышленного производства. А уже в этом году нас от этого проекта отстраняют. Потому что профессор Потапов, который был основным исполнителем по этому проекту с нашей стороны, ушел из института, не сработавшись с Юрченко. И даже, если каким-то образом будет выигран какой-то крупный грант, еще вопрос – а будет кому вести по нему работу? Для примера, в повестке первого заседания этого обновленного Ученого совета доклад Юрченко о проектах в области создания и применения микро- и наноспутников для Роскосмоса. Но есть ли сегодня у ИВТ свои специалисты и ресурсы для реализации таких проектов? В таких проектах на «аутсорсинге» не выехать по определению. Или тут получится как с Климатическим центром?

– Михаил Петрович, прокомментируйте обвинения в том, что Вы не нашли общего языка с Юрченко потому, что хотите осуществить рейдерский захват ИВТ, сделать его частью университета.

М.Ф.: – Я уже много раз говорил и повторю еще раз: Новосибирский государственный университет настроен на взаимовыгодное сотрудничество со всеми работоспособными и передовыми институтами Академгородка. Эта традиция заложена с основания НГУ и не вижу смысла менять ее. Мы не намерены заниматься поглощениями научных институтов, нам это не выгодно. Другое дело, что некоторые сотрудники ИВТ начинают рассматривать университет как более удобное место работы для себя. Но это уже вопрос не к университету, а к тем, кто создает для них некомфортную рабочую атмосферу в институте. И сегодня я участвую в этой беседе не как ректор НГУ, а как сотрудник ИВТ с 1991 года. Я тридцать лет проработал в этом институте и, конечно, мне не безразлична его судьба. Равно как и судьба кафедры математического моделирования, одной из самых мощных в НГУ, для которой ИВТ является базовым институтом. И проблемы ИВТ неизбежно отобразятся на кафедре, что тоже не может меня не волновать.

– Как, по-Вашему, будет развиваться ситуация дальше?

М.Ф.: – Решающим моментом станет то, утвердят в Минобрнауки кандидатуру Юрченко на посту директора или нет. Если да, это станет определенной «точкой невозврата». И, по крайней мере, я вместе с моей группой (а это десяток научных сотрудников) просто уволимся и полностью перейдем работать в университет.

Ю.Ш.: – Думаю, Михаил Петрович будет не единственным. Скорее всего, вряд ли сработается с командой Юрченко руководитель Красноярского филиала Владимир Москвичев. Да и еще ряд ведущих научных сотрудников, многие из которых руководят группами ученых, тоже начнут подыскивать себе места в других институтах. Что может стать концом для того ИВТ, над созданием которого мы всем коллективом долго и упорно работали. И это самое обидное.

М.Ф.: – А для Новосибирского научного центра в целом – такой поворот событий может стать опасным прецедентом. Потому что конфликт с университетом, который сейчас провоцируют, разрушителен для самой идеологии Академгородка, основанной на интеграции, прежде всего – интеграции научных институтов и НГУ. Наше сотрудничество всегда было основой для впечатляющих достижений на стыке разных областей науки. И его надо обязательно сохранять.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ